Социальные нормы в до государственный период
А
Что изучает ТГП?
Какая теория происхождения государства считает, что происхождение государств имеет божественное начало?
Какие методы ТГП вы знаете?
Какие функции ТГП вы знаете?
В какой период развития общества происходит формирование родовой общины?
В какой период развития общества происходит классобразование?
Какой вид мононормы отвечал за запрет?
Социальные нормы в до государственный период
Государство – центральный категориальный элемент понятийного аппарата юридической науки.
1. Право возникает вместе с государством
2. Первичным является государство
3. Маркс: первично право, государство – производно
Верна 1я точка зрения
Первобытный строй – государственный аппарат.
Признаки социальной власти:
· Власть базируется на семейных отношениях, т к основной формой общества была родовая община. Род – фратрия – племя – союз племён
· Не было аппарата принуждения
· Феномен совпадения объекта и субъекта управления
· Власть опирается на авторитет вождя (старейшины)
· Соблюдение традиций – становление правового обычая
· Родовое собрание (вече)
· Старейшины, вожди – отдельные лица
Мононормы – социальные нормы в первобытном периоде, являются прообразом норм права, носят субъективный характер, зависят от воли человека.
Признаки мононорм:
· Реализуются в форме обычая
· Не существовали в сознании людей
· Обеспечиваются силой привычки, мерами принуждения
· Запрет
· Продиктованы правовыми началами общества, неотделимы от природы
· Выражают интересы всех членов общества
Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они, по сути дела, входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Отсюда проистекала необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства. Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и нормы первобытного общества. Если животные подчиняются только биологическим законам, то человек стал человеком потому, что в дополнение к биологическим законам научился еще и регулировать свое поведение. Он изобрел общественные регуляторы, которые хотя и не устранили биологические законы, однако существенно их потеснили. Громадное значение в этом отношении имели такие социальные нормы, как культовые ритуалы и обряды. Они произвели поистине революционные изменения в нервно-психической деятельности человека и позволили ему по сравнению с животными буквально прыгнуть на новую ступень развития. Социальные регуляторы догосударственного периода позволяли первобытным людям освободить свой психический потенциал от страха, тревоги перед окружающим миром и направить ее на производительную деятельность, создавали условия для установления в обществе стабильных, в определенной мере предсказуемых и гарантированных отношений (Т.В. Кашанина). Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества - выжить. Этот интерес собирал силы в обществе, для того чтобы противостоять стихии, различным опасностям. Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии.
Социальные нормы, существовавшие в догосударственный период:
1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных - технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже на основе нормы социальной (Т.В. Кашанина);
2) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);
3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;
4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);
5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;
6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;
7) выражали интересы всех членов рода и племени.