Лекция 8. Себестоимость лесохозяйственной продукции

Экономическим элементом принято называть первичный однород­ный вид затрат по основной деятельности хозяйствующего субъекта, который определяется участием в производственном процессе одного определенного фактора (Основного, оборотного капитала или труда).

В 25 главе Налогового кодекса РФ определена единая номенкла­тура экономических элементов себестоимости продукции (работ, услуг) для всех предприятии и организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм. По экономическим элементам расходы классифицируются следующим образом:

• материальные расходы;

• расходы на оплату труда;

• суммы начисленной амортизации;

• прочие расходы.

К материальным расходам, в частности, относятся расходы на приобретение:

- сырья и (или) материалов, используемых при производстве продукции (работ, услуг);

- материалов на другие производственные и хозяйственные нуж­ды, например, содержание и эксплуатацию основных средств;

- запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта оборудования, инструментов, приспособлений, инвен­таря, спецодежды и другого имущества;

- топлива и энергии всех видов, используемых на технологиче­ские цели, вьвработку всех видов энергии, отопление зданий, расходы на трансформацию и передачу энергии;

- работ и услуг производственного характера, выполняемых сто­ронними организациями или индивидуальными предпринима­телями, и другие расходы.

К материальным расходам приравниваются также расходы на ре­культивацию земель и иные природоохранные мероприятия, потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товар­но-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли.

Стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в ма­териальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета сумм налогов), включая комиссионные вознаграждения, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортиров­ку, хранение и иные расходы, связанные с приобретением товарно-­материальных ценностей.

Для определения размера материальных расходов при включе­нии стоимости товарно-материальных ценностей в себестоимость продукции (работ, услуг) В соответствии с принятой хозяйствующим субъектом учетной политикой применяется один из следующих ме­тодов оценки:

• по себестоимости единицы запасов;

• по средней себестоимости;

• по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

• по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФ0).

В состав расходов на оплату труда включаются любые начисле­ния работникам в денежной и (или) натуральной формах, а также расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В част­ности, к расходам на оплату труда относятся:

- суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным ок­ладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки, в со­ответствии с принятыми хозяйствующим субъектом формами и системами оплаты труда;

- начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достиже­ния в труде и иные подобные показатели;

- начисления стимулирующего и (или) компенсирующего харак­тера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных условиях труда, сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством;

- стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответ­ствии с законодательством коммунальных услуг, жилья, пита­ния и продуктов;

- стоимость выдаваемых работникам бесплатно в соответствии с законодательством предметов (включая форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном постоянном пользо­вании;

- сумма начисленного работникам среднего заработка, сохра­няемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей;

- денежные компенсации за неиспользованный отпуск при уволь­нении работников;

- единовременные вознаграждения за выслуry лет (надбавки за стаж работы по специальности), начисляемые в соответствии с законодательством;

- надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам;

- расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с зако­нодательством на время учебных отпусков, предоставляемых работникам;

- расходы на доплату до фактического заработка в случае вре­менной утраты трудоспособности, установленную законода­тельством;

- суммы платежей работодателей по договорам обязательного страхования, а также по договорам добровольного страхования, заключенным в пользу работников со страховыми организация­ми, имеющими лицензии на ведение страховой деятельности (например: по договорам долгосрочного страхования жизни, пенсионного страхования и некоторым другим);

- начисления по основному месту работы рабочим, руководителям и специалистам во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации или переподготовки кадров; в расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-­правового характера (включая договоры подряда), за исключе­нием оплаты труда по договорам гражданско-правового харак­тера, заключенным с индивидуальными предпринимателями;

- другие виды расходов, произведенных в пользу работников, предусмотренных трудовым И (ИЛИ) коллективным договорами.

Следует иметь в виду, что некоторые выплаты работникам не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а оплачива­ются за счет чистой прибыли. Это, например, следующие выплаты

- премии, выплачиваемые за счет специальных средств и посту­плений;

суммы материальной помощи;

- беспроцентные ссуды на улучшение жилищных условий;

оплата дополнительных отпусков женщинам, воспитывающим детей;

- надбавки к пенсиям и единовременные пособия при уходе на пенсию;

- компенсации в связи с удорожанием питания в столовых и буфетах;

-оплата путевок на лечение;

- другие выплаты работникам.

Экономический элемент «Суммы начисленной амортизации» от­ражает сумму амортизационных отчислений на восстановление ос­новных фондов, а также сумму амортизационнык отчислений по не­материальным активам. Порядок начисления амортизации имущест­ва для включения ее в себестоимость продукции (работ, услуг)

К элементу «прочие расходы» относятся:

• суммы налогов и сборов, начисленные в порядке, установлен­ном законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на прибыль и НДС);

расходы на сертификацию продукции и услуг;

суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за вы­полненные сторонними организациями работы (предоставлен­ные услуги);

расходы на оплату услуг по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;

• расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников;

• арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в ли­зинг) имущество;

• расходы на содержание служебного автотранспорта;

• расходы на командировки;

• расходы на оплату юридических, консультационных, информа­ционных услуг и иных аналогичных услуг;

• расходы, связанные с представлением форм и сведений госу­дарственного статистического наблюдения, если такая обязан­ность возложена законодательством на хозяйствующий субъект;

• представительские расходы, связанные с официальным при­емом и обслуживанием представителей других организаций;

• расходы на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе (если соответствующие услуги оказываются российски­ми образовательными учреждениями, получившими государст­венную аккредитацию, или иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус, если под­готовку или переподготовку проходят работники хозяйствующе­го субъекта и если программа подготовки или переподготовки способствует повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого специалиста в рамках дея­тельности хозяйствующего субъекта);

• расходы на канцелярские товары;

• расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и иные по­добные услуги;

• расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка, сбор и рас­пространение информации, непосредственно связанной с про­изводством и реализацией продукции (работ, услуг);

• расходы на рекламу производимой и реализуемой продукции (работ, услуг) - на рекламные мероприятия через средства массовой информации, наружную рекламу (изготовление рек­ламных стендов и рекламных щитов) и другие аналогичные расходы;

• расходы обслуживающих производств и хозяйств, в том числе на содержание объектов жилищно-коммунальной и социально-­культурной сферы;

• расходы по договорам гражданско-правового характера (вклю­чая договоры подряда), заключенные с индивидуальными предпринимателями;

• взносы по обязательному социальному страхованию от несча­стных случаев на производстве и профессиональных заболева­ний, производимые в соответствии с законодательством;

• другие расходы, связанные с производством и реализацией.

В состав прочих расходов включаются расходы на обязательное и добровольное страхование имущества, представляющие собой страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а так­же по добровольному страхованию средств транспорта, основных средств производственного назначения, нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства, товарно­-материальных запасов и иного имущества.

Подразделение затрат по элементам необходимо для установ­ления сметных и фактических затрат на производство в целом по хозяйствующему субъекту - при определении фонда оплаты труда, объема закупок материальных ресурсов, амортизации как источни­ка финансирования долгосрочных инвестиций и т.д., Иными слова­ми, такое подразделение необходимо для определения затрат по всей финансово-хозяйственной деятельности. Классификация за­трат по элементам позволяет указать вид затрат независимо от места их возникновения и направления использования, а также вы­явить качественные показатели финансово-хозяйственной дея­тельности, организовать контроль за расходами в соответствии с их целевым назначением в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг).

Наши рекомендации