Три концепции бюджетной политики
Бюджетный дефицит— это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превышают его доходы.
Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег.
Существуют три основные концепции балансирования бюджета: ежегодного, циклического и функциональных финансов.
Ежегодно баламируемый бюджет до недавнего времени являлся целью и нашей финансовой политики (в последние годы — чисто теоретически). Ежегодное балансирование снижает или вовсе исключает эффективность фискальной политики государства. Так, в периоды спада государство для балансирования бюджета должно либо увеличить налоги, либо снизить расходы, что приведет к уменьшению совокупного спроса.
Концепция циклического балансирования (бюджет балансируется в ходе экономического цикла) предполагает, Чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы. Т. е. сознательно идет на допущение дефицита бюджета. Затем в период экономического роста проводит противоположную политику, а возникшее положительное сальдо бюджета использует для возмещения предыдущего дефицита.
Суть концепции функциональных финансов состоит в том, что государство должно заботиться не о балансировании, а о макроэкономической стабильности экономики. Сторонники данной концепции считают, что налоговая система такова, .что поступления будут увеличиваться автоматически по мере экономического подъема (политика встроенных стабилизаторов), а значит, дефицит бюджета будет самостоятельно ликвидироваться.
- Государственный долг.
Государственный долг - общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки). В зависимости от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный долг делится на внешний и внутренний. К первому относятся кредиты иностранных государств; международных финансовых организаций; государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от национальных банков; государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности.
Внешний долг - задолженность государства иностранным банкам, гражданам, фирмам, учреждениям и международным организациям.
Позитивная роль международного кредита в ускорении развития производственных сил путем обеспечения непрерывности процесса воспроизводства и его расширения.
Внутренний государственный долг - задолженность государства гражданам, коммерческим банкам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.
Внутренний государственный кредит может выступать в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита и других краткосрочных и долгосрочных обязательств (Закон “ О внутреннем государственном долге Республики Беларусь”). Право привлекать заемные средства у юридических и физических лиц от лица Совета Министров принадлежит Минфину Республики Беларусь.
По срокам они делятся на:
· краткосрочные (до 1 года);
· долгосрочные (свыше года).
В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают:
* государственные облигационные займы;
* безоблигационные займы.
Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета - это примеры безоблигационных займов.
Облигация - это ценная бумага, удовлетворяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство юридического лица, ее выпустившего, возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).
Погашение государственных займов и выплата процентов производится либо из бюджетных средств, либо путем рефинансирования-выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа. Методы управления государственным долгом включают конверсию и консолидацию. Конверсия-это изменение условий займа, касающихся доходности, то есть уменьшения или увеличения размеров выплачиваемых процентов по займам. Консолидация- это изменение условий займа, связанное с их сроками.