Методические указания. В данной теме раскрывается содержание концепции полезности, в рамках которой предприняты попытки обосновать процесс формирования цен
В данной теме раскрывается содержание концепции полезности, в рамках которой предприняты попытки обосновать процесс формирования цен. Главные категории концепции: «полезность», «субъективные оценки полезности», «ценность», предельная полезность», «цена». Особенность данной концепции заключается в изучении поведения обособленных хозяйствующих субъектов в сфере обращения, ценности благ для участников процесса обмена, а также в том, что в основе цены лежат субъективные оценки покупателей. Цена при этом выступает как баланс спроса и предложения товара на рынке.
При изучении первого закона Г. Госсена о снижении полезности блага, получаемой от потребления каждой последующей его единицы, следует обратить внимание на то, какие блага удовлетворяют этому закону, а какие – нет и как классифицируются блага в соответствии с этим. Из этого закона вытекает понятие «предельная полезность». Следует помнить, что предельная полезность блага может рассматриваться и как сумма предельных полезностей составляющих его элементов или свойств. Поэлементная предельная полезность открывает возможность сопоставления и выбора различных товаров на основе оценки их свойств, определения направлении развития производства отдельных товаров и корректировки целей развития всего общественного производства. Поэлементная предельная полезность в сочетании с категорией предельного класса потребителей позволяет лучше понять общественный механизм регулирования цен в рамках рассматриваемой концепции.
Что касается второго закона Г.Госсена о максимизации удовлетворения потребностей в условиях, когда запаса благ недостаточно для полного насыщения, то следует иметь в виду, что из него вытекает «принцип предпочтительности». Согласно правилу максимизации полезности равновесие потребителя достижимо в таких объемах потребления благ, когда полезности полезных единиц каждого приобретаемого блага, приходящиеся на одну денежную единицу, будут равны. В результате возможен переход от сопоставления предельных полезностей благ к сопоставлению удельных полезностей благ (на одну денежную единицу).
Подумайте о том, насколько изучение данной теории позволяет выявить основы образования цен на различные товары, о возможности соизмерения предельных полезностей различных благ, о том, как одни товары замещаются другими при удовлетворении различных потребностей. Уяснение этих вопросов позволит лучше понять сложность и невозможность абсолютного соизмерения предельных полезностей, и необходимость их относительного соизмерения с помощью принципа предпочтения. Предпочтительный набор благ выбирается из числа множества наборов, содержащих одинаковые блага, но отличающихся количественными пропорциями этих благ, т.е. их комбинациями.
В теории потребительского выбора используется математический аппарат, и исследуются функциональные зависимости. При изучении этих вопросов следует обратить внимание на то, какие зависимости выражаются при помощи кривых безразличия и бюджетной линии, и на то, что они являются не только и не столько иллюстрацией функциональных зависимостей между различными благами в наборе благ, а позволяют установить равновесное состояние потребителя. Требует рассмотрения и вопрос, касающийся эффектов замещения и доходов.
Вопросы для самопроверки.
1. Дайте определение категориям «полезность», «ценность», «предельная полезность», «цена». Каковы взаимосвязи с ними?
2. Каков механизм регулирования цен с позиций полезности?
3. Раскройте содержание закона убывающей полезности. Что понимается под точкой полного насыщения?
4. Что такое предельная полезность свойств или элементов блага и какова ее практическая значимость?
5. Какие зависимости выражают кривые безразличия и бюджетная линия?
6. Что такое эффект замещения и эффект дохода и какова взаимосвязь между ними?