Принципы научной организации труда преподавателя экономики

Сущность научной организации в педагогической деятельности заключается в следующем:

· в реальном повышении деловой квалификации и педагогического мастерства преподавателей;

· в совершенствовании методов и приемов их труда;

· в планировании работы с учетом фактора времени;

· в организации рабочего места с учетом научных рекомендаций;

· в кооперации и разделении труда между учащимися;

· в оптимальном режиме труда и отдыха, их чередовании и дозировке с учетом научных рекомендаций;

· в постоянном совершенствовании условий труда;

· в осуществлении мероприятий по укреплению трудовой и учебной дисциплины;

· во внедрении технических средств в образовательный процесс и в управлении им.

Задачи НОТ:

- совершенствование приемов и методов обучения и воспитания, а также методов и приемов учения;

- формирование приемов рационального и эффективного труда;

- исключение нерационального расхода времени и особенно его потерь;

- укрепление трудовой и учебной дисциплины учебно-педагогического коллектива и учащихся;

- воспитание учащихся на примере четкой научной организации деятельности всех звеньев учебно-воспитательного учреждения.

Основные элементы научной организации труда в деятельности преподавателя экономики:

1. четкое, конкретное планирование образовательного процесса;

2. рациональная организация учебно-воспитательной деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности учащихся,

3. активная самостоятельная деятельность учащихся на занятиях, как результат грамотных менеджерских умений преподавателя.

Преподавателю, который овладевает системой НОТ необходимо развивать следующие действия и умения:

- планировать свою деятельность с учетом фактора времени и упорядочение своего рабочего дня на этой основе;

- уметь видеть образовательный процесс как целостную, саморазвивающуюся систему;

- вычленять главные, существенные вопросы и отсеивать второстепенные;

- уметь осуществлять научный анализ и самоанализ результатов и эффективности трудовой деятельности,

- не решать серьезные вопросы «на ходу» и, наоборот, решать мелкие, но важные вопросы «с ходу», не устраивая по их поводу больших многолюдных совещаний;

- не отвлекаться и не давать отвлекать себя от намеченного плана действия;

- корректировать свои действия при резком изменении внешних факторов и обстоятельств;

- не забывать проверить качество и срок исполнения даваемого учащимся задания, уметь оценить результаты и не забывать поощрить исполнителя.

Таким образом, система НОТ – это минимум затрат сил, средств, времени и энергии и максимум результата.

Принципы НОТ.

2. Принцип оптимальность. Оптимальность понимается здесь как условие необходимости и достаточности. Нарушение принципа оптимальности приводит к перезагруженности планов мелкими, незначительными делами и мероприятиями, к излишней регламентации деятельности исполнителей, что подчас глушит их инициативу и творчество.

3. Принцип гуманизации, который максимально реализуется тогда, когда в коллективе создан благоприятный психологический климат, способствующий выработке положительной установке на учебную деятельность у всех членов коллектива.

4. Принцип экономии времени, средств и энергии. Искать всевозможные пути экономии времени урока, материальных, сырьевых и энергетических ресурсов.

5. Принцип индивидуализации и конкретности поручений и дел.

6. Принцип единства теории и практики педагогического менеджмента.

7. Принцип плановости

8. Принцип систематического контроля

НОТ – это прежде всего хорошая организованность, повышение трудовой дисциплины, чувства ответственности у всех учащихся и членов педагогического коллектива.

Наши рекомендации