Принципы научной организации труда преподавателя экономики
Сущность научной организации в педагогической деятельности заключается в следующем:
· в реальном повышении деловой квалификации и педагогического мастерства преподавателей;
· в совершенствовании методов и приемов их труда;
· в планировании работы с учетом фактора времени;
· в организации рабочего места с учетом научных рекомендаций;
· в кооперации и разделении труда между учащимися;
· в оптимальном режиме труда и отдыха, их чередовании и дозировке с учетом научных рекомендаций;
· в постоянном совершенствовании условий труда;
· в осуществлении мероприятий по укреплению трудовой и учебной дисциплины;
· во внедрении технических средств в образовательный процесс и в управлении им.
Задачи НОТ:
- совершенствование приемов и методов обучения и воспитания, а также методов и приемов учения;
- формирование приемов рационального и эффективного труда;
- исключение нерационального расхода времени и особенно его потерь;
- укрепление трудовой и учебной дисциплины учебно-педагогического коллектива и учащихся;
- воспитание учащихся на примере четкой научной организации деятельности всех звеньев учебно-воспитательного учреждения.
Основные элементы научной организации труда в деятельности преподавателя экономики:
1. четкое, конкретное планирование образовательного процесса;
2. рациональная организация учебно-воспитательной деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности учащихся,
3. активная самостоятельная деятельность учащихся на занятиях, как результат грамотных менеджерских умений преподавателя.
Преподавателю, который овладевает системой НОТ необходимо развивать следующие действия и умения:
- планировать свою деятельность с учетом фактора времени и упорядочение своего рабочего дня на этой основе;
- уметь видеть образовательный процесс как целостную, саморазвивающуюся систему;
- вычленять главные, существенные вопросы и отсеивать второстепенные;
- уметь осуществлять научный анализ и самоанализ результатов и эффективности трудовой деятельности,
- не решать серьезные вопросы «на ходу» и, наоборот, решать мелкие, но важные вопросы «с ходу», не устраивая по их поводу больших многолюдных совещаний;
- не отвлекаться и не давать отвлекать себя от намеченного плана действия;
- корректировать свои действия при резком изменении внешних факторов и обстоятельств;
- не забывать проверить качество и срок исполнения даваемого учащимся задания, уметь оценить результаты и не забывать поощрить исполнителя.
Таким образом, система НОТ – это минимум затрат сил, средств, времени и энергии и максимум результата.
Принципы НОТ.
2. Принцип оптимальность. Оптимальность понимается здесь как условие необходимости и достаточности. Нарушение принципа оптимальности приводит к перезагруженности планов мелкими, незначительными делами и мероприятиями, к излишней регламентации деятельности исполнителей, что подчас глушит их инициативу и творчество.
3. Принцип гуманизации, который максимально реализуется тогда, когда в коллективе создан благоприятный психологический климат, способствующий выработке положительной установке на учебную деятельность у всех членов коллектива.
4. Принцип экономии времени, средств и энергии. Искать всевозможные пути экономии времени урока, материальных, сырьевых и энергетических ресурсов.
5. Принцип индивидуализации и конкретности поручений и дел.
6. Принцип единства теории и практики педагогического менеджмента.
7. Принцип плановости
8. Принцип систематического контроля
НОТ – это прежде всего хорошая организованность, повышение трудовой дисциплины, чувства ответственности у всех учащихся и членов педагогического коллектива.