Регулирование цен на практике

Вспомним, что конкурентная цена (Рс на рис. 10.8) обнаруживается там, где кривые предельных издержек и среднего дохода (спроса) пересекаются. Аналогичным образом для естественной монополии минимальная прием-

лемая цена (P г на рис. 10.9) находится на пересечении средних издержек и спроса. К сожалению, зачастую труд­но точно определить эти цены на практике, так как кривые спроса и издержек фирмы могут смещаться по мере эво­люции рынка.

В итоге регулирование цен монополии основывается на норме прибыли, получаемой ею на капитал. Учреж­дение, регулирующее цену, определяет ее допустимый уровень таким образом, чтобы норма прибыли была в определенном смысле «конкурентной» или «справедливой». В этом заключается регулирование нормой прибыли: мак­симальная допустимая цена основывается на ожидаемой норме прибыли, которую получит фирма.

К сожалению, при регулировании нормой прибыли воз­никают сложные проблемы (проблемы, которые радуют сердца адвокатов и бухгалтеров). Во-первых, трудно оце­нить необесцененный акционерный капитал, хотя это клю­чевой элемент при определении нормы прибыли • фирмы. Во-вторых, «справедливая» норма прибыли должна осно­вываться на фактических издержках капитала, но эти из­держки в свою очередь зависят от поведения учрежде­ния, регулирующего цену (и от восприятия вкладчика­ми капитала будущих допустимых норм прибыли).

Сложность согласования информации, которая должна использоваться при расчетах по норме прибыли, зача­стую ведет к запаздыванию реакции регулирующего уч­реждения на изменение в издержках и в рыночных ус­ловиях, а также к длительным и дорогостоящим обсуж­дениям вопроса об установлении цены. Обычно выигры­вают от этого адвокаты, бухгалтеры и экономисты-кон­сультанты. В итоге происходит запаздывание с установ­лением и регулированием цены (на год и более).

Выводы

1. Рыночная власть в общем виде заключается в спо­собности продавцов или покупателей воздействовать на цену товара.

2. Рыночная власть существует в двух формах. Когда продавцы назначают цену, которая выше предельных из-Держас, мы говорим, что они обладают монопольной вла­стью, ь мы определяем монопольную власть той величи­ной, на которую цена превышает предельные издержки. Когда покупатели могут получить цену, которая ниже их предельной оценки товара, мы говорим, что они обладают монопсонической властью, а ее размер определяем вели-

чиной, на которую предельная оценка превышает цену.

3. Частично монопольная власть определяется количе­ством фирм, конкурирующих на рынке. Если на нем есть только одна фирма (чистая монополия), монопольная власть полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью фирма обладает. Когда на рынке действуют несколько фирм, монопольная власть зависит также от того, как взаимодействуют фирмы. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.

4. Частично власть монопсонии определяется количе­ством покупателей на рынке. Если там только один по­купатель (чистая монопсония), монопсоническая власть зависит от эластичности рыночного предложения. Чем менее эластично предложение, тем большей монопсони­ческой властью обладает покупатель. Когда имеется не­сколько покупателей, монопсоническая власть зависит также от того, насколько агрессивно конкурируют поку­патели за предложение.

5. Рыночная власть может накладывать издержки на общество. Как власть монополии, так и власть монопсонии могут быть причиной того, что производство находится ниже конкурентного уровня и поэтому потребительский излишек и излишек производителя могут иметь полные

чистые убытки.

6. Иногда эффект масштаба делает желательным чи­стую монополию. Но для того чтобы максимизировать социальное благосостояние, правительству нужно устанав­ливать и регулировать цены.

7. В целом мы полагаемся на антитрестовское зако­нодательство, чтобы помешать фирмам заполучить избы­точную рыночную власть.

ГЛАВА 11

Наши рекомендации