Контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО
КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Макроэкономика как особая сфера человеческих знаний о наиболее общих взаимосвязях и закономерностях поведения хозяйствующих субъектов возникла намного позже экономической теории в целом и отличается значительно большей практической направленностью.
Особенностью ее методологических подходов является агрегирование связей и показателей, на основе которых оцениваются состояние и направления развития национальной экономики в целом, определяются направление и инструменты стимулирования экономического роста.
В условиях нестабильного развития знание макроэкономики особенно актуально, поскольку создает теоретическую и методологическую базу формирования научно обоснованной экономической политики государства, крупных транснациональных корпораций, межгосударственных объединений, направленной на снижение негативных последствий цикличности и несбалансированного экономического роста.
В процессе освоения дисциплины предполагается значительный объем самостоятельной работы студентов (аудиторной и внеаудиторной). Список вопросов по каждой из тем, некоторые тестовые задания и задачи, а также, рекомендуемая литература, представлены в п.4.
По большинству тем для закрепления теоретических знаний проводятся контрольные работы в форме решения задач, письменного и интернет-тестирования. Для успешного применения теории к анализу практических проблем предусматривается индивидуальная и групповая (работа в микрогруппах), подготовка и презентация (в т.ч. с использованием мультимедиа) докладов по актуальным макроэкономическим проблемам развития российской экономики, написание и защита курсовой работы. Формой итогового контроля по курсу является устный экзамен.
Тема 1. Предмет, методы и субъекты макроэкономики.
После изучения данной темы студентдолжен знать:
- причины накопления, обработки и источники макроэкономической информации, особенности методологических подходов в макроэкономике, роль и значение современного государства на макроуровне;
Студентдолжен уметь:
- отнести рассматриваемую экономическую категорию к соответствующему уровню анализа, определять взаимозависимость экономических процессов на микро- и макро- уровне, использовать метод агрегирования при изучении особенностей экономического поведения субъектов макроэкономики.
Содержание темы 1:
Особенности предмета и методологических подходов в макроанализе. Макроэкономическая структура национальной экономики, макросектора как экономические субъекты. Макроэкономические функции государства: информационно-аналитическая и стабилизационная. Источники макроэкономической информации.
Практическая работа по теме 1:
1. Предмет макроэкономики, взаимосвязь макро- и микроуровней анализа. Особенности методологии позитивной и цели нормативной макроэкономики.
2. Макроэкономические функции и задачи государства в современной экономике.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1.Курс экономической теории/под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- Киров:АСА, 2013.
2.Киселева Е.А. Макроэкономика.”Экспресс-курс. М.: КНОРУС, 2011.
3.Экономическая теория для бакалавров: учебное пособие/ С.С.Носова, В.И. Новичкова.- М.: КНОРУС, 2013.
4.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. –СПб.: Питер, 2011.
Дополнительная:
1.Макконнелл К., Брю С. Экономикс, М.:ИНФРА-М, 2011.
2.Макроэкономика: теория и российская практика/под ред.А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной.- М.:КНОРУС,2011.
3.Экономическая теория: микро, макро, мегаэкономика/ под ред. Л.С. Тарасевича.-СПб.: Питер, 2012.
Самостоятельная работа по теме 1 (аудиторная) предполагает ответить на следующие вопросы:
1. Как связаны между собой макро-, микро- и мезоэкономика?
2. Как конкретно применяется метод агрегирования?
3. Какие негативные последствия может иметь государственное вмешательство в функционирование рыночной системы на макроуровне?
Самостоятельная работа по теме 1 (внеаудиторная) предполагает закрепление сущностных и функциональных взаимосвязей в рыночной системе с помощью тестовых заданий, например: Отнесите конкретное направление деятельности правительства к соответствующей функции государства в рыночной экономике:
1. Для стимулирования частных инвестиций правительство внесло в парламент проект закона о более низкой ставке налога на прибыль и дало поручение Центральному Банку снизить ставку рефинансирования.
2. Правительство приняло решение увеличить размер минимальной оплаты труда, при этом средством повышения зарплаты в бюджетной сфере должны стать повышенные налоги на алкоголь и игорный бизнес.
3. Правительство решило в этом году не увеличивать тарифы на услуги грузового жележнодорожного транспорта.
4. Правительство внесло в парламент новый закон, на основании которого ужесточаются требования по сертификации продукции, содержащей генномодифицированные компоненты.
5. Дополнительные бюджетные доходы из-за повышения экспортных пошлин на нефть и газ правительство решило направить на субсидирование частных и государственных фирм, развивающих нанотехнологии.
Функции государства:
А) Создание правовой базы функционирования рынков
Б) Защита конкуренции и регулирование монополий
В) Корректировка рыночного распределения доходов
Г) Корректировка рыночного распределения ресурсов
Д) Стабилизация экономики
Литература к самостоятельной работе:
1.Курс экономической теории/под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- Киров:АСА, 2013.
2.Киселева Е.А. Макроэкономика.М.: Эксмо, 2011.
3.Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: макро- и микроуровень. М.: Дело, 2014.
4.Макконнелл К., Брю С. Экономикс, М.:ИНФРА-М, 2011.
5.Макроэкономика: теория и российская практика/под ред.А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной.- М.:КНОРУС,2011..
6.Экономическая теория: микро, макро, мегаэкономика/ под ред. Л.С. Тарасевича.-СПб.:Питер, 2012.
Тема 2. Основные макроэкономические связи и показатели в системе национальных счетов.
После изучения данной темы студентдолжен знать:
- сущность, функции и значение каждого из макросекторов национальной экономики, их взаимосвязи в кругообороте продукта и доходов, особенности и проблемы подсчета важнейших макроэкономических показателей, реальную динамику этих показателей в ВФ и других странах.
Студент должен уметь:
- анализировать итоговые статистические показатели, характеризующие развитие экономики своей страны, сопоставлять их с соответствующими показателями других стран, делать на их основе выводы о направлениях, динамике и проблемах экономического роста и развития макрообъектов исследования; использовать макроэкономические знания при построении математических моделей, описывающих функционирование национальной экономики или ее крупного сектора.
Содержание темы 2: Система национальных счетов: сущность, структура, значение. Виды и аналитическое значение основных макропоказателей. Модель простого и сложного кругооборота продукта и дохода. ВНП (ВВП) - сущность, ограниченность, значение. Теневая экономика. Расчет ВНП по расходам и доходам. Инвестиции: определение, виды, значение. Производные от ВНП макропоказатели. Потребление как макроэкономический показатель, модели потребления. Сбережения как показатель потока и запаса, формы, причины и модели сбережений. Номинальные и реальные макропоказатели. Основные индексы цен. Инфлирование и дефлирование. Динамика ВВП и уровня жизни в Российской Федерации.
Практическая работа по теме 2:
1. Основные субъекты макроэкономики в сложном кругообороте продуктов и доходов.
2. Сущность, значение и ограниченность ВНП, его соотношение с ВВП.
3. Валовый национальный продукт как баланс совокупных расходов.
4. Расчет ВНП по доходам.
5. Теневая экономика: сущность, виды, особенности в России.
6. Классический подход в системе национальных счетов. Связь ВНП и производных от него показателей.
7. Основные индексы цен.
8. Номинальный и реальный ВНП. Инфлирование и дефлирование. Определение темпов экономического роста.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1.Экономическая теория / под ред.В.Д.Камаева,М.:ВЛАДОС, 2012.
2.Макроэкономика: теория и российская практика/под ред.А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной-М.:2011.
3.Курс экономической теории /под ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.-Киров,2013.
4.Экономическая теория для бакалавров: учебное пособие/ С.С.Носова, В.И. Новичкова.- М.: КНОРУС, 2013.
Дополнительная:
1.Макконнелл К., Брю С. Экономикс.М., 2011.
2.Экономика/ под ред. Булатова А.С.- М.: Юристъ, 2010.
3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. –СПб.: Питер, 2011.
Самостоятельная работа по теме 2 (аудиторная) –подумать и ответить на вопросы
1. Что такое структура экономики и какие она имеет разновидности?
2. В чем проблемы подсчета важнейших макропоказателей?
3. Какова роль государства в кругообороте продукта и доходов, в их определении, распределении и перераспределении?
4. Какой критерий отнесения доходов к первичным и вторичным?
Самостоятельная работа по теме 2 (внеаудиторная)предполагает решение задач на расчеты основных макроэкономических показателей (ВНП, ВВП, национального, личного и располагаемого доходов в номинальном и реальном выражении, темпов инфляции, индексов цен), например: Если потребительские расходы составляют 2000 млрд.руб., чистый экспорт – 50 млрд, проценты-80 млрд, личные подоходные налоги – 500 млрд, амортизация – 200 млрд, инвестиции – 700 млрд, импорт – 40 млрд, государственные расходы – 700 млрд, косвенные налоги – 120 млрд, нераспределенная прибыль корпораций – 150 млрд, трансферты – 160 млрд, необходимо рассчитать величину располагаемого дохода.
Литература к самостоятельной работе:
1.Экономическая теория / под ред.В.Д.Камаева, М.:ВЛАДОС,2012.
2.Макроэкономика: теория и российская практика/под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной-М.:2011.
3.Курс экономической теории /под ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.-Киров,2013.
4.Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М., 2011.
5.Экономика/ под ред. Булатова А.С.- М.: Юристъ, 2010.
6.Орлов А. Об экономической сущности амортизации//Вопросы экономики, 2010,№3.
7.Россия и мир: динамика реального ВВП и компонентов конечного спроса в период кризиса 2008-2009 г.г. (Статобзор)//Экономист, 2010,№6.
8.Важнейшие макроэкономические показатели РФ и отдельных стран//Экономист,2010,№ 12.
Тема 3. Формы и причины макронестабильности в рыночной экономике.
После изучения данной темы студент должен знать:
- причины и формы проявления колебаний в деловой активности, способы измерения и причины различных типов безработицы и инфляции, их взаимосвязь, экономические и социальные последствия, методы их сокращения.
Студент должен уметь:
- на основе теоретических знаний анализировать текущую конъюнктуру, прогнозировать направления будущего развития экономики, возможные колебания в уровне цен и занятости как факторов внешней среды его жизнедеятельности; использовать полученные знания для математического моделирования экономической динамики.
Содержание темы 3:
Предпосылки возникновения, сущность, причины и виды экономических циклов. Технологические уклады и «длинные волны». Текущие, опережающие и запаздывающие индикаторы деловой активности. Фазы среднего (классического) цикла. Принцип акселерации, значение инвестиций для стабильного развития.
Безработица – определение, измерение, типы, формы, причины и последствия. Естественный уровень безработицы: особенности вычисления и значение. Закон Оукена. Проблема безработицы в России.
Инфляция – определение, монетарные и немонетарные причины, типы и формы. Основное монетарное уравнение обмена. Экономические и социальные последствия инфляции, сеньораж. Сущность и направления антиинфляционной политики (активной и пассивной). Особенности инфляции в РФ.
Практическая работа по теме 3:
1. Сущность, причины и виды экономических циклов.
2. Фазы классического цикла.
3. Опережающие индикаторы экономической активности.
4. Принцип акселерации и значение инвестиций для экономического роста.
5. Особенности рынка труда, измерение безработицы.
6. Типы, формы, причины и последствия безработицы.
7. Естественный уровень безработицы: проблемы оценки и значение в рыночной экономике
8. Инфляция: сущность, измерение, типы, формы и последствия.
9. Сущность, инструменты и противоречия антиинфляционной политики.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1.Курс экономической теории/под ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.-Киров, 2013.
2.Киселева Е.А. Макроэкономика.М.:Эксмо, 2011.
3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. –СПб.: Питер, 2011.
4.Экономическая теория для бакалавров: учебное пособие/ С.С.Носова, В.И. Новичкова.- М.: КНОРУС, 2013.
Дополнительная:
1.Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика.М.:Вильямс, 2012.
2.Макроэкономика:теория и российская практика/ под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной.М.:2011.
3.Экономическая теория /под ред. Л.С.Тарасевича.СПб.: Питер, 2012.
4.Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: микро- и макроуровень.-М.:Дело, 2014.
Самостоятельная работа по теме 3 (аудиторная)подумать и ответить на вопросы
1. В чем значение инвестиций для стабильного развития экономики?
2. Что общего и особенного у разных видов циклических колебаний?
3. Можно и нужно ли полностью сглаживать циклические колебания активной стабилизационной политикой?
4. Есть ли какие-то положительные последствия инфляции и безработицы?
Самостоятельная работа по теме 3 (внеаудиторная) предполагает чтение статей в общетеоретических научных журналах с целью более глубокого понимания особенностей проявления структурного и трансформационного кризиса российской экономики, особых причин и форм проявления инфляции и безработицы в нашей стране, специфики проводимых в ней стабилизационных мероприятий.
Литература к самостоятельной работе:
1.Столбов М. Эволюция монетарных теорий деловых циклов//Вопросы экономики,2009,№7
2.Глазьев С. Мировой экономический кризис как процесс смены технологических укладов// Вопросы экономики, 2009,№3
3.Григорьев Л. Теория цикла под ударом кризиса//Вопросы экономики, 2010,№10
4.Пузина Н. Механизм развития цикла Кузнеца и жилищное строительство//ЭКО,2009,№12
5.Ребело С. Моделирование реальных деловых циклов: прошлое, настоящее и будущее// Вопросы экономики,2010,№ 10.
6.Греков И. Об оптимальном уровне инфляции// ЭКО, 2009,№8
7.Роговая О. Инфляция и воспроизводство//Экономист,2007,№1
8.Смирнов В. Инфляция и трудовые доходы///Экономист,2007,№2
9.Адрианов В. Инфляция: основные виды и методы регулирования//Экономист.2006.№6
10.Садовая Е., Хохлова М. Политика занятости и адаптационный потенциал рынка труда//
МЭиМО, 2009,№10
Тема 4. Моделирование макроравновесия и нестабильности с помощью "АД-АS", кейнсианской и неокейнсианской ( IS-LM) равновесных моделей.
После изучения данной темы студентдолжен знать:
Особенности моделирования факторов и направлений динамики цен, занятости, экономического роста с помощью различных макромоделей, отражающих основные подходы и школы в макроэкономике.
Студентдолжен уметь анализировать текущие практические параметры изменения внешней среды, систематизировать их и делать выводы об их возможных макро- и микро-последствиях, об обоснованности направлений экономической политики, направленной на уменьшение негативных результатов экономической динамики.
Содержание темы:Макроравновесие на рынке благ. Взаимосвязь инфляции и безработицы: кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде. Модель «Совокупный спрос-совокупное предложение ( AD-AS)»:кривая совокупного спроса, его неценовые детерминанты, кривая совокупного предложения, ее отрезки, неценовые детерминанты. Моделирование спада, экономического роста, инфляции спроса и издержек с помощью модели «AD-AS».
Классическая и кейнсианская теория занятости. График потребления и сбережения в кейнсианской равновесной модели, факторы, сдвигающие эти графики. Средняя и предельная склонности к потреблению и сбережению. График спроса на инвестиции и график инвестиционных расходов, факторы, влияющие на величину чистых частных инвестиций. Определение равновесного объема производства методом сопоставления совокупных расходов и объема производства и методом «утечки - инъекции». Эффект мультипликатора автономных расходов: логическое и математическое обоснование. Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы в расходах, методы их преодоления. Открытая и закрытая экономика, влияние внешней торговли на равновесный объем производства и занятость. Условия равновесия для открытой рыночной экономики.
Практическая работа по теме 4:
1.Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.
2.Значение естественного уровня безработицы в рыночной экономике.
3.Модель «совокупный спрос» (AD).
4.Модель «совокупное предложение» (AS).
5.Моделирование инфляции спроса, инфляции издержек, спада и экономического роста с помощью модели «AD-AS».
6.График и функция потребления и сбережения в кейнсианской равновесной модели. Факторы, влияющие на потоки потребления и сбережения.
7.График спроса на инвестиции. Факторы, влияющие на величину частных инвестиций в рыночной экономике.
8.Определение равновесного объема производства методом сопоставления «Совокупные расходы – объем производства».
9.Определение равновесного объема производства методом «утечки-инъекции».
10.Эффект мультипликатора автономных расходов: логическое и математическое обоснование.
11.Влияние чистого экспорта на равновесный объем производства и занятость.
12.Сущность и виды валютных курсов. Факторы, влияющие на обменный валютный курс.
Рекомендуемая литература.
Основная:
1.Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М.:ИНФРА-М, 2011.
2.Курс экономической теории/ под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой-Киров,2013.
3.Киселева Е.А. Макроэкономика. М.:КНОРУС, 2011.
4.Экономическая теория для бакалавров: учебное пособие/ С.С.Носова, В.И. Новичкова.- М.: КНОРУС, 2013.
Дополнительная:
1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. –СПб.: Питер, 2011.
2.Макроэкономика: теория и российская практика/ под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной- М.:КНОРУС, 2011.
3.Проничев И.К. Мировая экономика. Учебное пособие. Сыктывкар,2012.
4. Мировая экономика/ под ред. А.С.Булатова- М.: Экономистъ, 2011.
5.Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: микро- и макроуровень.-М.:Дело, 2014
Самостоятельная работа по теме 4 (аудиторная)подумать и ответить на вопросы:
1. На какие факторы может повлиять правительство с целью стимулирования совокупного спроса и предложения?
2. Исходя из замкнутости кругооборота, объясните, почему условием равновесия на макроуровне является равенство между сбережениями и инвестициями?
3. Может ли на величину мультипликатора совокупных расходов повлиять степень развития разделения труда и кооперационных связей в экономике?
4. В чем особенности установления равновесия в открытой экономике?
Самостоятельная работа по теме 4 (внеаудиторная) заключается в решении задач на вычисление равновесного объема производства, его изменений с учетом эффекта мультипликатора при том или ином изменении частных расходов, например:
- Функция потребления определена формулой С= 100+0,8У, необходимо найти равновесный объем производства (У) и определить, какой вид разрыва – инфляционный или дефляционный существует в экономике с потенциальным объемом производства в 600 млрд руб.
- Совокупный доход составляет 1500 мрд руб, потребление – 1200 млрд, запланированные инвестиции – 400 мрд. Найти: фактические инвестиции и величину сбережений.
Литература к самостоятельной работе:
1.Курс экономической теории/ под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой- Киров, 2013.
2.Киселева Е.А. Макроэкономика. М.:Экмос, 2011.
3.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. –СПб.: Питер, 2011.
4.Макроэкономика: теория и российская практика/ под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной- М.: КНОРУС,2011.
5.Проничев И.К. Мировая экономика. Учебное пособие. Сыктывкар,2012.
6.Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: микро- и макроуровень.-М.:Дело, 2014
Тема 5. Основы фискальной политики.
После изучения данной темы студентдолжен знать: сущность, элементы и приципы построения современных налоговых систем, виды и функции налогов, сущность и составляющие государственного бюджета, влияние (дискреционное и недискреционное) бюджетных инструментов на макропроцессы.
Студентдолжен уметь оценивать влияние изменения налогов и государственных расходов на объем производства, занятость и уровень цен, применять теоретические знания в данной области к анализу состояния и перспектив изменения бизнес-климата страны, моделировать бюджетные процессы и последствия изменений бюджетных инструментов на макро- и микроуровне.
Содержание темы 5: Сущность, цели и инструменты фискальной политики (дискреционной и недискреционной). Понятие государственного бюджета, его доходы и расходы. Сущность, виды, цели государственных закупок. Влияние государственных закупок на равновесный объем производства, занятость и инфляцию.
Понятие налоговой системы. Сущность, виды, функции налогов. Виды налоговых ставок. Чистые налоговые поступления. Моделирование влияния чистых налогов на равновесный объем производства. Мультипликатор сбалансированного бюджета. Дискреционная фискальная политика в ходе экономического цикла. Автоматические (встроенные) стабилизаторы. Дефицит (профицит) государственного бюджета: определение, виды, последствия, методы финансирования и сокращения.
Практическая работа по теме 5:
1. Моделирование влияния государственных закупок (G) на равновесный объем производства и занятость.
2. Моделирование влияния индивидуального налогообложения на равновесный объем производства и занятость.
3. Дискреционная фискальная политика в ходе экономического цикла.
4. Недискреционная фискальная политика. Автоматические стабилизаторы.
5. Виды бюджетных дефицитов. Фактический, структурный и циклический дефицит.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1.Киселева Е.А. Макроэкономика. М.: КНОРУС, 2011.
2.Макроэкономика: теория и российская практика/ под ред. А.Г.Грязновой,
Н.Н.Думной.-М.: КНОРУС, 2011.
3.Курс экономической теории/ под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.-Киров,2013.
4. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. –СПб.: Питер, 2011.
Дополнительная:
1.Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М.:Республика,2011.
2.Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: микро- и макроуровень.-М.:Дело, 2014
3.Дадашева А. О стимулирующем потенциале налоговой политики//Экономист,2009,№8
4.Яковлев А. Система госзакупок: на пути к новому качеству//Вопросы экономики,2010,№6
5. Малис Н.И. Налоговая политика ближайшего будущего //Финансы, 2015,№5.
6. Основные направления налоговой политики на 2016 г. и 2017-2018 гг.//Консультант+
7. Шаталов С.Д. Об основных направлениях налоговой политики на современном этапе //Финансы, 2015, №5.
Самостоятельная работа по теме 5 (аудиторная)подумать и ответить на вопросы:
1.Какие причины вызывают необходимость налогообложения?
2.Какие налоги выполняют преимущественно фискальную, а какие – регулирующую и перераспределительную функцию?
3.Какие встроенные стабилизаторы есть в российской экономике?
4.Какие негативные последствия имеет дискреционная фискальная политика, стимулирующая увеличение дефицита государственного бюджета?
В рамках самостоятельной работы по теме 5 (внеаудиторная) студент должен ознакомиться с особенностями целей и инструментов налогово-бюджетной политики РФ (например, на основе изучения статей, рекомендованных в списке дополнительной литературы), а также решать задачи на расчет влияния изменений налогов и государственных закупок на равновесный объем производства, на расчет различных видов бюджетных дефицитов, например:
- потенциальный объем производства составляет 500 трлн.руб., фактический – 480 трлн.руб., предельная склонность к сбережению – 4/5, насколько государство должно уменьшить аккордный индивидуальный налог, чтобы обеспечить полную занятость?
- циклический дефицит государственного бюджета составляет (-2%) ВВП, общий профицит составляет (+3%), какова величина структурного дефицита (профицита) и соответствует ли проводимая дискреционная фискальная политика фазе цикла?
Литература к самостоятельной работе:
1.Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М.: Республика, 2009.
2.Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: микро- и макроуровень.-М.:Дело, 2014
3.Сенчагов В. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста// Вопросы экономики. 2007.№5
4.Новосельский В. Налоговые факторы государственного регулирования// Экономист.2007.№5
5.Дадашева А. О стимулирующем потенциале налоговой политики//Экономист,2009,№8
6.Яковлев А. Система госзакупок: на пути к новому качеству//Вопросы экономики,2010,№6
7. Малис Н.И. Налоговая политика ближайшего будущего //Финансы, 2015,№5.
8. Основные направления налоговой политики на 2016 г. и 2017-2018 гг.//Консультант+
9. Горбунцов М.А. Система государственных закупок: тенденции развития и направления совершенствования //Финансы, 2014, №12.
Тема 6. Теория денег и денежного рынка.
После изучения данной темы студентдолжен знать: сущность и эволюцию типов и форм высоколиквидных финансовых активов, их денежные функции, особенности их подсчета в денежных агрегатах, механизм установления равновесия на денежном рынке, взаимосвязь между денежным и товарным рынком через процентную ставку.
Студентдолжен уметь учитывать влияние изменений факторов спроса и предложения на денежном рынке на динамику процентных ставок и на этой основе прогнозировать обоснованные изменения своих потребительских и инвестиционных решений, использовать полученные теоретические знания в математическом моделировании денежного обращения и процесса формирования процентной ставки.
Содержание темы 6: Теории происхождения, сущность, виды и функции денег. Особенности измерения предложения денег: денежные агрегаты, "квазиденьги", ликвидность активов.
Спрос на деньги: для сделок и со стороны активов. Процесс установления равновесия на денежном рынке.
Взаимосвязь товарного и денежного рынка. Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка. Модель IS-LM.
Практическая работа по теме 6:
1. Сущность, теории и макроэкономические функции современных денег.
2. Типы и виды денег.
3. Особенности формирования и измерения денежного предложения. Основные денежные агрегаты.
4. Кейнсианская теория спроса на деньги. Спрос на деньги: для сделок и со стороны активов.
5. Анализ установления равновесия на денежном рынке. Определение равновесной ставки процента в рыночной экономике.
6.Моделирование одновременного равновесия на рынке благ и денежном рынке с помощью модели «IS-LM».
Рекомендуемая литература:
Основная:
1.Курс экономической теории/ под ред. Чепурина М.Н.,Киселевой Е.А.-Киров,2013.
2.Киселева Е.А.Макроэкономика. М.: КНОРУС, 2011.
3.Макроэкономика: теория и российская практика/ под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной.-М.: КНОРУС, 2011.
4.Деньги, кредит, банки/ под ред. О.А.Лаврушина.М.:Финансы и статистика, 2010. 5.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. –СПб.: Питер, 2011.
Дополнительная:
1.Макконнелл К., Брю С.Экономикс. М.: Республика, 2011.
2.Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: микро- и макроуровень.-М.:Дело, 2014
3.Бурлачков В. Спрос на деньги: теория и практика оценки// Вопросы экономики,2002.№12
4.Бурлачков В. Денежное предложение: теория и организация//Вопросы экономики.2005.№3
5.Семенов С. Организация налично-денежного обращения//Экономист.2007.№4
Самостоятельная работа по теме 6 (аудиторная)подумать и ответить на вопросы:
1. Каким образом использование денег в хозяйственном обороте меняет трансакционные издержки, увеличивает или сокращает?
2. Что колеблется в большей степени – спрос на деньги или их предложение?
3. При каких условиях возможно установление равновесия на денежном рынке?
4. Как моделируется влияние изменения государственных расходов в модели “IS-LM”?
Самостоятельная работа по теме 6 (внеаудиторная) заключается в изучении студентами особенностей организации денежного обращения в РФ, статистических данных о величине, структуре и динамике денежной массы и процентных ставок в РФ, которые можно почерпнуть на сайтах Центрального Банка РФ и Росстата, а также в решении задач и тестовых заданий, направленных на закрепление теоретического материала, например:
- Если наличные в экономике составляют 60 млн руб., сберегательные счета – 130 млн, крупные срочные счета – 200млн, текущие – 80 млн, мелкие срочные – 65 млн, рассчитайте величину известных Вам денежных агрегатов и, с учетом того, что спрос на деньги по агрегату М1 составляет 160 млн, сделайте вывод о возможных стихийных изменениях равновесной процентной ставки.
Литература для самостоятельной работы:
1.Макконнелл К., Брю С. Экономикс.М.: Республика, 2011.
2.Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: микро- и макроуровень.-М.:Дело, 2014
3.Бурлачков В. Спрос на деньги: теория и практика оценки// Вопросы экономики,2002.№12
4.Бурлачков В. Денежное предложение: теория и организация//Вопросы экономики.2005.№3
5.Семенов С. Организация налично-денежного обращения//Экономист.2007.№4
Тема 7. Сущность, структура и значение банковской системы.
После изучения данной темы студентдолжен знать:
- сущность, элементы и значение банковской системы в современной рыночной экономике, ее роль в процессе создания и изменения денежного предложения, особенности эволюции и функционирования банковской системы в России.
Студентдолжен уметь оценивать возможные последствия (положительные и отрицательные) своих деловых и частных операций с коммерческим банком, потенциальные финансовые риски и пути их уменьшения, использовать полученные знания для моделирования процесса расширения денежной массы банковской системой.
Содержание темы 7: Понятие банковской системы и банковской инфраструктуры, сущность и виды банков. Этапы становления, финансовая структура и функции коммерческого банка. Создание кредитных денег системой коммерческих банков. Денежный мультипликатор. Роль обязательных резервов в структуре коммерческого банка. Структура, функции и задачи Центрального банка. Особенности и проблемы становления банковской системы в РФ.
Практическая работа по теме 7:
1. Сущность, финансовая структура и функции современного коммерческого банка
2. Виды коммерческих банков, их особенности в России.
3. Анализ процесса расширения денежного предложения системой коммерческих банков. Денежный мультипликатор.
Рекомендуемая литература:
Основная:
1.Макроэкономика: теория и российская практика/ под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной.-М.: КНОРУС, 2011.
2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. –СПб.: Питер, 2011.
3.Деньги, кредит, банки/ под ред.О.И. Лаврушина. -М.: Финансы и статистика.2010.
Дополнительная:
1.Экономика/ под ред. А.С.Булатова.-М.:Юристъ, 2011.
2.Селезнев А. Проблемы совершенствования кредитно-банковской системы//Экономист, 2009, № 8
3.Андрюшин С., Кузнецова В. Банковский сектор РФ и пути его реформирования// Вопросы экономики, 2009,№7.
4.Греф Г, Юдаева К. Российская банковская система в условиях кризиса//Вопросы экономики,2009,№7.