Среда косвенного воздействия
На рисунке 1 показаны основные факторы среды косвенного воздействия.
Политические факторы |
Социокультурные факторы |
Рис. 1. Факторы среды косвенного воздействия |
Отношения с местными властями |
Технологии |
Факторы среды косвенного воздействия |
Состояние экономики |
Состояние экономики – темпы инфляции, безработицы, ставки налогов и банковских кредитов, формы и масштабы поддержки государством бизнеса непосредственно воздействуют на взаимодействие организации с поставщиками и потребителями, на поведение конкурентов.
Состояние экономики как фактора среды косвенного воздействия включает в себя ряд характеристик:
q Общие характеристики экономической системы – численность населения, наличие и использование ресурсов, тип государственного устройства, денежная система и т.п.
q Условия предпринимательства: характеристики экономической стабильности, инвестиционный климат, формы и масштабы рыночного регулирования и пр.
q Конкретное состояние, стадия развития экономики, включая оценку экономической конъюнктуры, уровня и темпов инфляции, фазы экономического цикла.
Социокультурные факторы проявляются в социальных ценностях, приоритетах, национальных традициях, влияющих на деятельность организации.
Политические факторы определяют общую политическую ситуацию в стране, уровень ее стабильности, предсказуемости. Высокий уровень политического риска приводит к замедлению научно–технического обновления производства, устареванию структуры, снижению конкурентоспособности национальных предприятий в конкурентной борьбе с зарубежными компаниями. Однако, и в стабильной политической ситуации происходит столкновения разных хозяйственных субъектов и представляющих их политических групп (лоббизм).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ
1. Дайте определение понятию «управление». С чем связано возникновение управления?
2. Что составляет содержание понятия «организация»?
3. Что такое менеджмент? В чем его особенности и чем он отличается от других видов управления?
4. Кто такие менеджеры? Очертите основную сферу деятельности менеджера? Как связана деятельность по руководству организацией с менеджерами?
5. Назовите общие характеристики организации. В чем их особенности?
6. Какие вы знаете ресурсы организации? Какой из ресурсов наиболее важен для менеджмента?
7. Что такое «внутренние переменные организации»? Перечислите их.
8. В чём основные отличия каждой из внутренних переменных?
9. Особенности внешней среды и её характеристики. Что такое среда прямого воздействия?
10. Опишите основные факторы среды косвенного воздействия. Что они характеризуют и чем отличаются друг от друга?
ТЕСТ ПО ТЕМЕ
1. Любая создается и существует для …
а) удовлетворения потребностей членов организации;
б) удовлетворения общественных потребностей;
в) для создания новых видов продукции;
2. Структура организации относится:
а) к внутренним переменам;
б) внешнем переменам;
в) зависит от вида организации;
3. Достижение целей организации зависит :
а) от используемых ресурсов;
б) от организационной структуры управления;
в) от факторов внешней среды.
4. целью организации является:
а) получение прибыли;
б) удовлетворение общественных потребностью;
в) конкурентоспособность.
5. Формальные организации создаются:
а) стихийно;
б) директивно;
в) исходя из интересов группы людей.
РАЗДЕЛ 3. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА.
Уровни управления
Как уже говорилось в разделе «Внутренние переменные организации», в менеджменте различают два вида разделения труда: по горизонтали и по вертикали. Однако, мы возвращаемся к рассмотрению принципов разделения труда из-за того, что оно связано с таким важным понятием как уровни управления. Но пока рассмотрим несколько подробнее принципы разделения.
Горизонтальное разделение труда может не проявляться в мелких организациях. Внутри больших организаций, которые имеют сложную структуру, существуют различные "горизонтальные" подразделения, например, отделы, службы, участки, цехи и т. п.
Горизонтальный характер разделения труда характеризуется тем, что производится расстановка руководителей по различным подразделениям организации. Особенность ее заключается в том, что горизонтально разделенная работа должна быть обязательно скоординирована.
Наряду с горизонтальным разделением труда может иметь место и вертикальное разделение труда. Основное назначение этого вида разделения труда — координирование действий людей, объединенных общей структурой данной организации для выполнения общих целей. Для более наглядного усвоения основных уровней управления представим их в виде пирамиды (см. рис 2, [15]).
Вертикальное развертывание разделения труда, при котором вышестоящий руководитель координирует работу нижестоящих руководителей, способствует образованию различных уровней управления
Рис. 2.Схематическое изображение основных уровней управления
При этом название должности, которую занимает тот или иной руководитель, дает возможность определить, на каком уровне управления находится этот руководитель. Например, если руководитель занимает должность мастера участка, то с уверенностью можно сказать, что это — руководитель низового звена управления.
Размер организации — это один из важнейших факторов, который определяет количество уровней управления. Все уровни управления внутри организаций обычно делятся натри основные категории:
Ø институциональный уровень;
Ø управленческий уровень;
Ø технический уровень.
На институциональном уровне разрабатываются стратегические, т.е. перспективные планы и цели.
Институциональный уровень управления организацией—самыймалочисленный по сравнению с другими уровнями. Наиболее распространенные должности руководителей высшего звена управления — президент, вице-президент, председатель Совета директоров компаний. В среде государственных служащих — это министры, в армии — генералы и т д.
Руководители высшего звена управления являются лицами, ответственными за принятие важнейших организационных решений. Их работа очень напряженная и интенсивная. Руководители такого ранга непрерывно заняты поиском новой информации, которая имеет непосредственное отношение к деятельности всей компании.
Особенность работы руководителей высшего звена управления характеризуется также и тем, что она не имеет четких границ пока существует данная организация.
Руководители среднего звена управления подчинены руководителям высшего звена управления, осуществляя координацию и контроль за работой руководителей низового (технического) уровня. Если организация имеет большую разветвленную структуру, тогда руководители среднего звена разделяются на два дополнительных уровня (на верхний и нижний уровни среднего звена управления).
Наиболее типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (если речь идет о бизнесе), декан (в высшем учебном заведении), заведующий сектором (в НИИ) и т.п. Во многих организациях руководители среднего звена управления принимают участие в принятии решений, готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена.
Руководители низового звена управления осуществляют контроль над выполнением производственных заданий. Это — организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими или представителями неквалифицированной рабочей силы. Руководители низового уровня выполняют очень напряженную работу с большимналичием самых разнообразных действий. Им приходится переходить от одной задачи к другой.
Теперь, когда мы рассмотрели уровни управления, логично перейти к понятию самих функций управления. Ясно, что уровни руководства тесно связаны с выполнением управленческих функций.