Среда косвенного воздействия

На рисунке 1 показаны основные факторы среды косвенного воздействия.

Политические факторы
Социокультурные факторы
Рис. 1. Факторы среды косвенного воздействия
Отношения с местными властями
Технологии
  Факторы среды косвенного воздействия
Состояние экономики
Технологии – характеризуют общий уровень производительных сил. Это наиболее динамичный фактор. Наукоемкие технологии оказывают влияние на другие организации.

Состояние экономики – темпы инфляции, безработицы, ставки налогов и банковских кредитов, формы и масштабы поддержки государством бизнеса непосредственно воздействуют на взаимодействие организации с поставщиками и потребителями, на поведение конкурентов.

Состояние экономики как фактора среды косвенного воздействия включает в себя ряд характеристик:

q Общие характеристики экономической системы – численность населения, наличие и использование ресурсов, тип государственного устройства, денежная система и т.п.

q Условия предпринимательства: характеристики экономической стабильности, инвестиционный климат, формы и масштабы рыночного регулирования и пр.

q Конкретное состояние, стадия развития экономики, включая оценку экономической конъюнктуры, уровня и темпов инфляции, фазы экономического цикла.

Социокультурные факторы проявляются в социальных ценностях, приоритетах, национальных традициях, влияющих на деятельность организации.

Политические факторы определяют общую политическую ситуацию в стране, уровень ее стабильности, предсказуемости. Высокий уровень политического риска приводит к замедлению научно–технического обновления производства, устареванию структуры, снижению конкурентоспособности национальных предприятий в конкурентной борьбе с зарубежными компаниями. Однако, и в стабильной политической ситуации происходит столкновения разных хозяйственных субъектов и представляющих их политических групп (лоббизм).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ

1. Дайте определение понятию «управление». С чем связано возникновение управления?

2. Что составляет содержание понятия «организация»?

3. Что такое менеджмент? В чем его особенности и чем он отличается от других видов управления?

4. Кто такие менеджеры? Очертите основную сферу деятельности менеджера? Как связана деятельность по руководству организацией с менеджерами?

5. Назовите общие характеристики организации. В чем их особенности?

6. Какие вы знаете ресурсы организации? Какой из ресурсов наиболее важен для менеджмента?

7. Что такое «внутренние переменные организации»? Перечислите их.

8. В чём основные отличия каждой из внутренних переменных?

9. Особенности внешней среды и её характеристики. Что такое среда прямого воздействия?

10. Опишите основные факторы среды косвенного воздействия. Что они характеризуют и чем отличаются друг от друга?

ТЕСТ ПО ТЕМЕ

1. Любая создается и существует для …

а) удовлетворения потребностей членов организации;

б) удовлетворения общественных потребностей;

в) для создания новых видов продукции;

2. Структура организации относится:

а) к внутренним переменам;

б) внешнем переменам;

в) зависит от вида организации;

3. Достижение целей организации зависит :

а) от используемых ресурсов;

б) от организационной структуры управления;

в) от факторов внешней среды.

4. целью организации является:

а) получение прибыли;

б) удовлетворение общественных потребностью;

в) конкурентоспособность.

5. Формальные организации создаются:

а) стихийно;

б) директивно;

в) исходя из интересов группы людей.

РАЗДЕЛ 3. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА.

Уровни управления

Как уже говорилось в разделе «Внутренние переменные организации», в менеджменте различают два вида разделения труда: по горизонтали и по вертикали. Однако, мы возвращаемся к рассмотрению принципов разделения труда из-за того, что оно связано с таким важным понятием как уровни управления. Но пока рассмотрим несколько подробнее принципы разделения.

Горизонтальное разделение труда может не проявляться в мелких организациях. Внутри больших организаций, которые имеют сложную структуру, существуют различные "горизонтальные" подразделения, напри­мер, отделы, службы, участки, цехи и т. п.

Горизонтальный характер разделения труда характеризуется тем, что производится расстановка руководителей по различным подраз­делениям организации. Особенность ее заключается в том, что го­ризонтально разделенная работа должна быть обязательно скоорди­нирована.

Наряду с горизонтальным разделением труда может иметь место и вертикальное разделение труда. Основное назначение этого вида разделения труда — координирование действий людей, объединен­ных общей структурой данной организации для выполнения общих целей. Для более наглядного усвоения основных уровней управле­ния представим их в виде пирамиды (см. рис 2, [15]).

Вертикальное развертывание разделения труда, при котором вы­шестоящий руководитель координирует работу нижестоящих руково­дителей, способствует образованию различных уровней управления

Среда косвенного воздействия - student2.ru

Рис. 2.Схематическое изображение основных уровней управления

При этом название должности, которую занимает тот или иной руководитель, дает возможность определить, на каком уровне управления находится этот руководитель. Например, если руково­дитель занимает должность мастера участка, то с уверенностью можно сказать, что это — руководитель низового звена управления.

Размер организации — это один из важнейших факторов, кото­рый определяет количество уровней управления. Все уровни управ­ления внутри организаций обычно делятся натри основные ка­тегории:

Ø институциональный уровень;

Ø управленческий уровень;

Ø технический уровень.

На институциональном уровне разрабатываются стратегические, т.е. перспективные планы и цели.

Институциональный уровень управления организацией—са­мыймалочисленный по сравнению с другими уровнями. Наиболее распространенные должности руководителей высшего звена управ­ления — президент, вице-президент, председатель Совета директо­ров компаний. В среде государственных служащих — это министры, в армии — генералы и т д.

Руководители высшего звена управления являются лицами, от­ветственными за принятие важнейших организационных решений. Их работа очень напряженная и интенсивная. Руководители такого ранга непрерывно заняты поиском новой информации, которая имеет непосредственное отношение к деятельности всей компании.

Особенность работы руководителей высшего звена управления характеризуется также и тем, что она не имеет четких границ пока существует данная организация.

Руководители среднего звена управления подчинены руково­дителям высшего звена управления, осуществляя координацию и контроль за работой руководителей низового (технического) уровня. Если организация имеет большую разветвленную структуру, тогда руководители среднего звена разделяются на два дополнительных уровня (на верхний и нижний уровни среднего звена управления).

Наиболее типичными должностями руководителей среднего зве­на управления являются: заведующий отделом (если речь идет о бизнесе), декан (в высшем учебном заведении), заведующий секто­ром (в НИИ) и т.п. Во многих организациях руководители среднего звена управления принимают участие в принятии решений, готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена.

Руководители низового звена управления осуществляют конт­роль над выполнением производственных заданий. Это — организа­ционный уровень, находящийся непосредственно над рабочими или представителями неквалифицированной рабочей силы. Руководите­ли низового уровня выполняют очень напряженную работу с боль­шимналичием самых разнообразных действий. Им приходится пе­реходить от одной задачи к другой.

Теперь, когда мы рассмотрели уровни управления, логично перейти к понятию самих функций управления. Ясно, что уровни руководства тесно связаны с выполнением управленческих функций.

Наши рекомендации