Необходимость оценки бизнеса и специфика бизнеса как объекта оценки
Тема 1. Концепция оценки бизнеса
Необходимость оценки бизнеса и специфика бизнеса как объекта оценки
Цели оценки и виды стоимости
Факторы, влияющие на величину стоимости бизнеса
Принципы оценки бизнеса
Подходы и методы, используемые для оценки бизнеса
Необходимость оценки бизнеса и специфика бизнеса как объекта оценки
По мере развития рыночных отношений потребность в оценке бизнеса постоянно возрастает. Оценка бизнеса позволяет оценить рыночную стоимость собственного (уставного) капитала закрытых предприятий или открытых акционерных обществ с недостаточно ликвидными акциями.
Оценка бизнеса необходима:
· при инвестировании, кредитовании, страховании, исчислении налогооблагаемой базы
· для выбора обоснованного направления реструктуризации предприятия.
В процессе оценки бизнеса выявляются возможные подходы к управлению предприятием и определяется, какой из них обеспечит предприятию максимальную эффективность, а следовательно, и более высокую рыночную цену, что и выступает основной целью собственников и задачей менеджеров фирм в рыночной экономике.
Специфика бизнеса как объекта оценки.Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать. Бизнес становится объектом сделки, товаром со всеми присущими ему свойствами. В результате возникает потребность в оценке
его стоимости.
При оценке бизнеса объектом выступает деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе
функционирования имущественного комплекса предприятия. Предприятие (организация) является объектом гражданских прав, вступает в хозяйственный оборот, участвует в
хозяйственных операциях.
Бизнес как товар имеет ряд особенностей.
Во-первых, это товар инвестиционный, т. е. товар, вложения в который
осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и получение доходов
разъединены во времени. Причем размер ожидаемой прибыли не известен,
имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится учитывать
риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного
товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Текущая же
стоимость будущих доходов, которые может получить собственник от данного бизнеса, представляет собой его рыночную стоимость.
Во-вторых, Фактически товаром становится не сам бизнес, а отдельные его составляющие, и оценщик определяет рыночную стоимость отдельных активов. В состав имущественного комплекса предприятия входят все виды имущества, предназначенного для достижения его целей, для осуществления хозяйственной деятельности, для получения прибыли, в том числе недвижимость (земельные участки, здания, сооружения), машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье, продукция, а также имущественные обязательства, ценные бумаги, нематериальные активы и объекты интеллектуальной собственности, в том числе фирменные наименования, знаки обслуживания, патенты, лицензии, ноу-хау, товарные знаки. Поэтому при оценке бизнеса оценщик оценивает предприятие в целом, определяя стоимость как его собственного капитала, так и отдельных частей имущественного комплекса (активов и обязательств).
В-третьих, бизнес является системой, но продаваться может как система в целом, так и отдельные ее подсистемы и даже элементы. Так, в структуру предприятия могут входить цеха, участки, обслуживающие хозяйства, специальные подразделения, конторские строения, средства связи и коммуникации, которые могут располагаться на разных площадях и даже в разных регионах. Большое значение имеет организационно-правовая форма существования предприятия. Объектом оценки могут быть объединения, холдинги, финансово-промышленные группы. В этом случае в рамках одного бизнеса объединяется несколько дочерних компаний, отделений, филиалов. Для правильной оценки нужно проследить формирование денежных потоков и направление их движения, а также права и роль каждого подразделения. Необходимо также выяснить, входят ли в состав объекта оценки подразделения социально-культурной сферы, имеются ли объекты общенационального значения.
В-четвертых, потребность в бизнесе как товаре зависит от процессов,
происходящих внутри бизнеса и во внешней среде. Причем, с одной стороны, нестабильность в экономике приводит бизнес к неустойчивости, с другой стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию нестабильности в экономике в целом. Из этого вытекает еще одна особенность бизнеса как товара — потребность в регулировании бизнеса и процесса
его оценки, а также необходимость учитывать при оценке качество управления бизнесом.
В-пятых, учитывая особое значение устойчивости бизнеса для сохранения стабильности в обществе, необходимо участие государства в регулировании не только оценки бизнеса, его купли-продажи, но и формирования рыночных цен на бизнес, особенно если речь идет о предприятии с долей государства в капитале.