Основы оценки бизнеса. Принципы оценки бизнеса.

Оценка бизнеса или оценка стоимости действующего предприятия – это одно из направлений оценочной деятельности.

Правовая основа – Закон РФ «Об оценочной деятельности» №135-ФЗ.

Предмет оценки понимается двояко: во-первых, оценка фирмы как оценка имущества, во-вторых, оценка живого действующего предприятия как совокупности бизнес – линий. И 1-ое и 2-ое альтернативны и взаимно дополняемы. В связи с этим существует два направления процесса оценки:

- оценка компании, которая основывается на оценке активов;

- оценка бизнеса как совокупности прав собственности, технологий, необходимых активов, привилегий, коммерческих секретов, связей с контрагентами и клиентурой, обеспечивающих

с некоторой вероятностью получение будущих доходов.

Цели оценки бизнеса:

- по заказу продавца перед продажей, в т. ч. при определении стартовой цены при конкурсной продаже;

- по заказу потенциального покупателя – инвестора;

- при сдаче предприятия в аренду для обоснования размеров арендной платы;

- при страховании;

- по заказу собственника при выявлении максимально эффективного использования предприятия и повышения эффективности текущего управления;

- при оценке эффективности инвестиционных проектов;

- при оценке вклада;

- при получении кредита под залог;

- при разделе имущества;

- при определении налогооблагаемой базы;

- при оценке ущерба, убытка;

- при подготовке к продаже обанкротившегося предприятия;

- при обосновании вариантов санации предприятий-банкротов;

- при выходе учредителя и выкупе пая;

- при реструктуризации предприятия и др.

Факторы, влияющие на стоимость бизнеса: спрос на данный бизнес, доход от него, момент времени, с которого начинается получение дохода, риски, степень контроля, степень ликвидности, ограничения.

Принципы оценки бизнеса могут быть объединены в следующие четыре группы:

1. Принципы, основанные на представлениях пользователя.

2. Принципы, связанные с землёй, зданиями и сооружениями и др. имуществом, составляющим единый имущественный комплекс.

3. Принципы, связанные с внешней рыночной средой.

4. Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования собственности.

Процесс оценки бизнеса предусматривает:

1. определение объекта, предмета, цели и функции оценки;

2. разработку плана оценки;

3. определение наилучшего и наиболее эффективного использования оцениваемого предприятия;

4. сбор и анализ необходимой информации;

5. оценку стоимости предприятия с использованием разных методик;

6. сопоставление стоимостей, полученных разными методами, установление наиболее вероятной стоимости оцениваемого предприятия.

7. составление отчета и заключение об оценке стоимости предприятия.

Стандарты оценочной стоимости бизнеса.

В связи с адаптацией стоимостных стандартов к мировым разделяют стандарты стоимости и виды стоимости бизнеса. В российской оценочной практике стандарты стоимости лежат в основе определения цены предприятия, но не обязательны к применению. Стандарты стоимости используются для оценки контрольного и миноритарного пакетов акций.

Стандарты оценки бизнеса.

Стандарты оценочной стоимости бизнеса.

В связи с адаптацией стоимостных стандартов к мировым разделяют стандарты стоимости и виды стоимости бизнеса. В российской оценочной практике стандарты стоимости лежат в основе определения цены предприятия, но не обязательны к применению. Стандарты стоимости используются для оценки контрольного и миноритарного пакетов акций.

Стандарты стоимости бизнеса:

- обоснованная рыночная стоимость – это выраженная в денежных единицах или денежном эквиваленте цена, по которой собственность может перейти из рук продавца в руки покупателя при их взаимном желании продать или купить, без принуждения и достаточной информированности о всех имеющих отношения к сделке фактах;

- обоснованная стоимость – это стандарт, принятый для защиты прав миноритарных акционеров, это цена любых активов или набора активов, по которой они продаются на организованном рынке (товарные и фондовые биржи) или при сделке. Разница между обоснованной рыночной стоимостью и просто обоснованной стоимостью состоит в учете скидки на неконтрольный пакет акций.

- инвестиционная стоимость – это стоимость предприятия для конкретного инвестора или владельца исходя из их личных инвестиционных целей. Инвестиционная стоимость отличается от обоснованной рыночной из-за: различия в прогнозах будущей доходности;

различия в оценках уровня риска; различия в налоговом статусе; эффект целостности системы. Если инвестиционная стоимость больше обоснованной рыночной , то продавать предприятие не надо.

- внутренняя (фундаментальная) стоимость –это оценка стоимости предприятия на основе анализа финансового и технико-экономического состояния и предполагаемых возможностей развития.

- ликвидационная стоимость предприятия – это прямая противоположность стоимости действующего предприятия, которая, в свою очередь, не является стандартом, а есть допущение и означает, что предприятие оценивается как жизнеспособная функционирующая хоз. единица, имеющая собственные активы и товарно-материальные запасы, постоянную рабочую силу и не находящееся под угрозой прекращения работы.

Ликвидационная стоимость – это сумма, которую может получить собственник при ликвидации и распродаже активов. Выделяют три вида ликвидационной стоимости:

Упорядоченная или добровольная- когда распродажа осуществляется в течение разумного периода времени, чтобы получить максимальную цену по каждому виду актива; принудительная – быстро за один аукцион; ликвидационная стоимость прекращения существования активов, когда активы не продаются, а уничтожаются.

Наши рекомендации