Практический пример проведения экспоненциального сглаживания.

Представлены данные компании по объему продаж (тыс. шт.) за семь лет, постоянная сглаживания взята равной 0,1 и 0,6. Данные за 7 лет составляют тестовую часть; по ним необходимо оценить эффективность каждой из моделей. Для экспоненциального сглаживания рядов начальное значение берется равным 500 (первое значение фактических данных или среднее значение за 3 -5 периодов записывается в сглаженное значения за 2 квартал).

Таблица 2.2

Исходные данные

Время Действительное значение (фактическое) Сглаженное значение Ошибка прогноза
год квартал 0,1 0,1
Excel по формуле
#Н/Д 0,00
500,00 -150,00
485,00 485,00 -235,00
461,50 461,50 -61,50
455,35 455,35 -5,35
454,82 454,82 -104,82
444,33 444,33 -244,33
419,90 419,90 -119,90
407,91 407,91 -57,91
402,12 402,12 -202,12
381,91 381,91 -231,91
358,72 358,72 41,28
362,84 362,84 187,16
381,56 381,56 -31,56
378,40 378,40 -128,40
365,56 365,56 184,44
384,01 384,01 165,99
400,61 400,61 -0,61
400,55 400,55 -50,55
395,49 395,49 204,51
415,94 415,94 334,06
449,35 449,35 50,65
454,41 454,41 -54,41
448,97 448,97 201,03
469,07 469,07 380,93

На рис. 2.1 представлен прогноз на основе экспоненциального сглаживания с постоянной сглаживания, равной 0,1.

       
    Практический пример проведения экспоненциального сглаживания. - student2.ru
  Практический пример проведения экспоненциального сглаживания. - student2.ru
 

Рис. 2.1. Экспоненциальное сглаживание

Решение в Excel.

1. Выберите меню «Сервис» – «Анализ данных». В списке «Инструменты анализа» выберите значение «Экспоненциальное сглаживание». Если в меню «Сервис» нет анализа данных, то необходимо установить «Пакет анализа». Для этого найти в «Параметрах» пункт «Настройки» и в появившемся диалоговом окне установить флажок на «Пакет анализа», нажать ОК.

2. На экране раскроется диалоговое окно, представленное на рис. 2.2.

3. В поле «входной интервал» введите значения исходных данных (плюс одна свободная ячейка).

4. Установите флажок «метки» (если в диапазоне ввода указаны названия столбцов).

5. Введите в поле «фактор затухания» значение (1-α).

6. В поле «входной интервал» введите значение ячейки, в которой хотели бы увидеть полученные значения.

7. Установите флажок «Опции» - «Вывод графика» для автоматического его построения.

Практический пример проведения экспоненциального сглаживания. - student2.ru

Рис. 2.2. Диалоговое окно для экспоненциального сглаживания

Задание лабораторной работы.

Имеются исходные данные об объемах добычи нефтедобывающего предприятия за 2 года, представленные в таблице 2.3:

Таблица 2.3

Исходные данные

Год Месяц (t) Yt Год Месяц (t) Yt
Май 23,15 Январь 50,60
Июнь 23,77 Февраль 27,50
Июль 21,47 Март 94,00
Август 38,37 Апрель 81,90
Сентябрь 50,00 Май 54,20
Октябрь 51,12 Июнь 61,10
Ноябрь 64,33    
Декабрь 39,35    

Проведите экспоненциальное сглаживание рядов. Коэффициент экспоненциального сглаживания примите равным 0,1; 0,2; 0,3. Полученные результаты прокомментируйте..

Тема: Оценка согласованности мнений экспертов с применением коэффициента конкордации

Лабораторная работа №3

1. Цель и содержание лабораторной работы.

Цель лабораторной работы - освоение студентами знаний для самостоятельного использования методов экспертных оценок в управлении с целью принятия оптимальных управленческих решений, приобретение практических навыков проведения экспертизы и оценки согласованности мнений экспертов с применением коэффициента конкордации.

При проведении различных выборочных исследований (маркетинговых, клинических, эпидемиологических, социологических) очень часто возникает необходимость оценить согласованность мнений экспертов. Это в дальнейшем позволяет, во-первых, выявить различные подходы экспертов к оценке различных явлений (признаков, критериев), во-вторых, провести углубленный анализ ситуации и принять обоснованное решение.

Необходимо провести экспертизу, заключающуюся в выявлении степени влияния различных факторов на финансово-экономическую деятельность предприятия. С этой целью студенты делятся на две группы и выступают в роли экспертов.

Первая группа выявляет те факторы, которые отражают влияние внутренней среды предприятия, а вторая группа – внешней среды. Каждая группа формирует матрицу исходных данных, где в качестве объекта берутся соответствующие факторы, влияющие на финансово-экономическую деятельность предприятия. Каждый студент, выступая в роли эксперта, должен выявленным факторам присвоить соответствующий балл, оценивая степень влияния на деятельность предприятия по десяти - балльной шкале.

Затем эксперты обеих групп оценивают с использованием коэффициента конкордации согласованность мнений и делают соответствующие выводы.

Наши рекомендации