Практический пример проведения экспоненциального сглаживания.
Представлены данные компании по объему продаж (тыс. шт.) за семь лет, постоянная сглаживания взята равной 0,1 и 0,6. Данные за 7 лет составляют тестовую часть; по ним необходимо оценить эффективность каждой из моделей. Для экспоненциального сглаживания рядов начальное значение берется равным 500 (первое значение фактических данных или среднее значение за 3 -5 периодов записывается в сглаженное значения за 2 квартал).
Таблица 2.2
Исходные данные
Время | Действительное значение (фактическое) | Сглаженное значение | Ошибка прогноза | ||
год | квартал | 0,1 | 0,1 | ||
Excel | по формуле | ||||
#Н/Д | 0,00 | ||||
500,00 | -150,00 | ||||
485,00 | 485,00 | -235,00 | |||
461,50 | 461,50 | -61,50 | |||
455,35 | 455,35 | -5,35 | |||
454,82 | 454,82 | -104,82 | |||
444,33 | 444,33 | -244,33 | |||
419,90 | 419,90 | -119,90 | |||
407,91 | 407,91 | -57,91 | |||
402,12 | 402,12 | -202,12 | |||
381,91 | 381,91 | -231,91 | |||
358,72 | 358,72 | 41,28 | |||
362,84 | 362,84 | 187,16 | |||
381,56 | 381,56 | -31,56 | |||
378,40 | 378,40 | -128,40 | |||
365,56 | 365,56 | 184,44 | |||
384,01 | 384,01 | 165,99 | |||
400,61 | 400,61 | -0,61 | |||
400,55 | 400,55 | -50,55 | |||
395,49 | 395,49 | 204,51 | |||
415,94 | 415,94 | 334,06 | |||
449,35 | 449,35 | 50,65 | |||
454,41 | 454,41 | -54,41 | |||
448,97 | 448,97 | 201,03 | |||
469,07 | 469,07 | 380,93 |
На рис. 2.1 представлен прогноз на основе экспоненциального сглаживания с постоянной сглаживания, равной 0,1.
Рис. 2.1. Экспоненциальное сглаживание
Решение в Excel.
1. Выберите меню «Сервис» – «Анализ данных». В списке «Инструменты анализа» выберите значение «Экспоненциальное сглаживание». Если в меню «Сервис» нет анализа данных, то необходимо установить «Пакет анализа». Для этого найти в «Параметрах» пункт «Настройки» и в появившемся диалоговом окне установить флажок на «Пакет анализа», нажать ОК.
2. На экране раскроется диалоговое окно, представленное на рис. 2.2.
3. В поле «входной интервал» введите значения исходных данных (плюс одна свободная ячейка).
4. Установите флажок «метки» (если в диапазоне ввода указаны названия столбцов).
5. Введите в поле «фактор затухания» значение (1-α).
6. В поле «входной интервал» введите значение ячейки, в которой хотели бы увидеть полученные значения.
7. Установите флажок «Опции» - «Вывод графика» для автоматического его построения.
Рис. 2.2. Диалоговое окно для экспоненциального сглаживания
Задание лабораторной работы.
Имеются исходные данные об объемах добычи нефтедобывающего предприятия за 2 года, представленные в таблице 2.3:
Таблица 2.3
Исходные данные
Год | Месяц (t) | Yt | Год | Месяц (t) | Yt |
Май | 23,15 | Январь | 50,60 | ||
Июнь | 23,77 | Февраль | 27,50 | ||
Июль | 21,47 | Март | 94,00 | ||
Август | 38,37 | Апрель | 81,90 | ||
Сентябрь | 50,00 | Май | 54,20 | ||
Октябрь | 51,12 | Июнь | 61,10 | ||
Ноябрь | 64,33 | ||||
Декабрь | 39,35 |
Проведите экспоненциальное сглаживание рядов. Коэффициент экспоненциального сглаживания примите равным 0,1; 0,2; 0,3. Полученные результаты прокомментируйте..
Тема: Оценка согласованности мнений экспертов с применением коэффициента конкордации
Лабораторная работа №3
1. Цель и содержание лабораторной работы.
Цель лабораторной работы - освоение студентами знаний для самостоятельного использования методов экспертных оценок в управлении с целью принятия оптимальных управленческих решений, приобретение практических навыков проведения экспертизы и оценки согласованности мнений экспертов с применением коэффициента конкордации.
При проведении различных выборочных исследований (маркетинговых, клинических, эпидемиологических, социологических) очень часто возникает необходимость оценить согласованность мнений экспертов. Это в дальнейшем позволяет, во-первых, выявить различные подходы экспертов к оценке различных явлений (признаков, критериев), во-вторых, провести углубленный анализ ситуации и принять обоснованное решение.
Необходимо провести экспертизу, заключающуюся в выявлении степени влияния различных факторов на финансово-экономическую деятельность предприятия. С этой целью студенты делятся на две группы и выступают в роли экспертов.
Первая группа выявляет те факторы, которые отражают влияние внутренней среды предприятия, а вторая группа – внешней среды. Каждая группа формирует матрицу исходных данных, где в качестве объекта берутся соответствующие факторы, влияющие на финансово-экономическую деятельность предприятия. Каждый студент, выступая в роли эксперта, должен выявленным факторам присвоить соответствующий балл, оценивая степень влияния на деятельность предприятия по десяти - балльной шкале.
Затем эксперты обеих групп оценивают с использованием коэффициента конкордации согласованность мнений и делают соответствующие выводы.