Перекрестная эластичность спроса

Интересным случаем является перекрестная эластичность спроса, когда можно измерить, насколько чувствителен потребительский спрос на один продукт к изменению цены какого-то другого продукта.

Перекрестная эластичность спроса - student2.ru

Перекрестная эластичность спроса - student2.ru – перекрестная эластичность спроса

Перекрестная эластичность спроса - student2.ru – спрос на товар Б

Перекрестная эластичность спроса - student2.ru –цена товара А.

Для товаров-субститутов коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, т.е. количество спрашиваемой продукции Б варьирует в прямой зависимости от изменения цены продукта А. Например, падение цены на масло заставляет потребителей покупать меньше маргарина и наоборот. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данных товаров.

Для взаимодополняемых товаров коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение. Так, рост цен на автомобили приведет к сокращению количества покупаемого бензина. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимозаменяемость двух данных товаров.

Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что два продукта не связаны между собой, т.е. являются независимыми товарами. Вряд ли рост цен на автомобили приведет к падению цен на сливочное масло.

Эластичность предложения

Количественная мера реакции величины предложения товара в ответ на изменение цены на товар представляет собой эластичность предложения по цене. Базовые формулы расчета коэффициента ценовой эластичности предложения аналогичны

Поскольку существует прямая зависимость между ценой товара и величиной предложения и кривая зависимости величины предложения от цены имеет положительный (восходящий) наклон, значение коэффициента эластичности предложения по цене будет больше нуля.

Выделяют:

• эластичное предложение товара (при Перекрестная эластичность спроса - student2.ru > 1), когда величина предложения изменяется сильнее, чем уровень цены;

• неэластичное предложение (при Перекрестная эластичность спроса - student2.ru < 1), когда величина предложения изменяется слабее, чем уровень цены;

• абсолютно эластичное предложение ( Перекрестная эластичность спроса - student2.ru Перекрестная эластичность спроса - student2.ru ), при котором значение коэффициента ценовой эластичности предложения стремится к бесконечности;

• абсолютно неэластичное предложение ( Перекрестная эластичность спроса - student2.ru = 0), при котором изменения цены не приводят к изменениям величины предложения;

• предложение с единичной эластичностью ( Перекрестная эластичность спроса - student2.ru = 1), когда величина предложения изменяется в такой же пропорции, что и цена на товар.

Время, которым располагает производитель для реагирования на изменение цены продукта, является основным фактором, влияющим на эластичность предложения. Очевидно, что чем длительнее рассматриваемый временной промежуток, тем чувствительнее реакция производителя на изменение цены, т.е. тем выше ценовая эластичность предложения товара.

Перекрестная эластичность спроса - student2.ru

Рис 7– Кривые предложения с разной степенью эластичности

вопрос 5

Понятие излишка потребителя и излишка производителя было введено в экономическую теорию А. Маршаллом.

Излишек (рента) потребителяпредставляет собой разницу между максимальной ценой, которую уплатил бы потребитель за то количество товара, на которое он предъявляет спрос, и фактически уплаченной суммой. Изобразим излишек потребителя графически (рис. 8). Предположим, что равновесная цена равна 2 ед., равновесный объем — 40 ед.

Перекрестная эластичность спроса - student2.ru

Рис. 8. Излишек потребителя

Кривая спроса D показывает для каждого уровня потребления максимальную цену, которую готов заплатить потребитель за каждую дополнительную единицу товара. Так, за первые 10 ед. он готов заплатить сумму, равную 50 д.е. Эта сумма является ценой спроса. Но на самом деле потребитель заплатит 20 д.е. (10 ед. × 2 д.е.)

В результате чистая выгода составит: 50д.е. — 20д.е. = 30 д.е.

Далее, 20 ед. товара были бы куплены по 4 д.е. за единицу. Цена спроса составит 80 д.е. Фактически же заплаченная сумма будет равна 40 д.е. (20 д.е. × 2 ед.), чистая выгода: 80 д.е. - 40 д.е. = 40 д.е.

При цене 3 д.е. за единицу потребитель готов приобрести 30 ед. товара. Цена спроса - 90 д.е. Фактически уплачено: 2 руб. × 30 ед. = 60 д.е. Чистая выгода равна: 90 д.е. - 60 д.е.= 30 д.е.

Общий излишек, полученный покупателем, составит: 30 д.е. + 40 д.е. + 30 д.е. + 0 = 100 д.е.

Таким образом, излишек потребителя равен площади под кривой спроса и над линией цены PP. Она соответствует разнице между максимальной суммой, которую покупатель готов был заплатить за 40 ед., и суммой, которую он действительно платил.

Излишек производителя— это разница между рыночной ценой, которую получили производители за свой товар, и теми ценами, по которым они готовы его продать. Изобразим это графически. Из рисунка 9 видно, что производитель готов продать единицу товара по 10 д.е., а продал по 50. Чистый выигрыш составит: 50 - 10 = 40 д.е.

2 ед. товара производитель готов продать по 20 д.е. каждую, а продает по 50 д.е. Чистый выигрыш составит: 100 - 40 = 60 д.е.

3 ед. товара производитель готов продать по 30 д.е., а продает по 50 д.е., т.е. выигрыш равен: 150 - 90 = 60 д.е.

4 ед.товара есть готовность продать по 40 д.е. за ед., а продает по 50 д.е. Выигрыш будет: 200 - 160 = 40 д.е.

5 ед. производитель готов продать по 50 д.е. за ед., а продает по 50 д.е. Чистый выигрыш равен 0.

Общий излишек производителя составит: 40 + 60 + 60 + 40 + 0 = 200 д.е.

Перекрестная эластичность спроса - student2.ru

Рис. 9. Излишек (рента) производителя

Инструментарий спроса и предложения успешно используется для анализа таких мер экономической политики, как дотации и налоги.

Перекрестная эластичность спроса - student2.ru

Рис. 10. Влияние налога с продаж на благосостояние рыночных субъектов (налог – это неценной фактор предложения, введение налога сдвигает кривую Перекрестная эластичность спроса - student2.ru в положение Перекрестная эластичность спроса - student2.ru )

Благосостояние потребителей (излишек) в результате введения налога снизится, и они станут покупать меньше товара по более высокой цене; благосостояние (излишек) производителей также уменьшится — они будут продавать товар по большей цене, но в меньшем количестве и должны будут выплачивать налог. Излишек потребителя снизится пропорционально площадям фигур а, б, с. Излишек производителя изменится на величину, пропорциональную (f + а) - (f + d + е + g). Государство соберет налог пропорционально площади а + б + f + d.

Благосостояние общества в результате введения налога с продаж (как сумма излишков производителей, потребителей и дохода государства) уменьшится. Если кривая S2 сместится параллельно кривой S1, это уменьшение будет равно сумме площадей фигур с и е.

Наши рекомендации