Методы государственного регулирования

Занятости населения

Для управления процессом занятости населения государственная власть использует методы|до| активной и пассивной политики занятости.

Методы пассивной политики занятостинаправлены на поддержку доходов населения в случае потери работы. Финансируются эти меры из|с| специальных страховых фондов. В Украине - это Фонд содействия занятости населения. Меры такой политики сформулированы в законах Украины „О занятости населения” и „Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы”.

Методы активной политики занятостипредставляют собою меры государства, направленные на сокращение уровня безработицы и, соответственно, на обеспечение полной занятости трудоспособного населения страны.

Активная политика включает мероприятия, направленные на увеличение спроса на рабочую силу со стороны как частного|приватного|, так и государственного сектора экономики; на повышение конкурентоспособности рабочей силы и обеспечение качественного соответствия рабочей силы и рабочих мест; на улучшение процесса трудоустройства.

Для обеспечения количественного соответствия предложения рабочей силы спросу на нее используются следующие меры:

· нагнетание спроса на рабочую силу;

· улучшение процесса трудоустройства незанятых граждан;

· содействие временной занятости безработных;

· содействие развитию собственного дела безработными;

· обеспечение сбалансированности предложения рабочей силы и спроса на нее.

Возможности нагнетания|нагнетения| спроса на рабочую силу крайне|очень| ограничены. Даже с учетом того, что службы занятости имеют информацию о 15-20% от общего количества существующих вакансий, их не хватает для реализации трудовой активности населения. В таких условиях государство должно разрабатывать и внедрять и экономические|экономичные|, и административные методы содействия трудоустройству населения.

Это касается:

· создания дополнительных рабочих мест;

· предоставления ссуд на предпринимательскую деятельность, субсидий на развитие дополнительных рабочих мест, других льготных ссуд предпринимателям; средств|стоимостей| на профобучение| или переобучение и т.д.|;

· создание банков данных относительно|касательно| профессий и специальностей, временных и общественных работ;

· создание условий эффективного функционирования соответствующих органов для обеспечения трудоустройства незанятого населения (государственных, негосударственных, общественных организаций - агентств, бирж, бюро и др.);

· стимулирование создания новых рабочих мест.

Возможности трудоустройства на новые рабочие места являются весьма ограниченными. В таких условиях основным средством сдерживания массовой безработицы становится|стает| стимулирование предприятий и организаций к|до| созданию дополнительных рабочих мест. С этой целью в развитых странах малым предприятиям за каждое дополнительно созданное рабочее место с полным рабочим днем и наймом работника для его замещения на неопределенный срок предоставляется субсидия. Исходя из опыта развитых стран, субсидия должна выплачиваться лишь|только| при условии, если на протяжении года численность работающих|трудящихся| на предприятии не будет уменьшена. Ее| размер должен компенсировать не менее половины расходов, связанных|повязанных| с созданием дополнительных рабочих мест.

В государственном секторе экономики нужно отстаивать направление|устремление| инвестиционной политики на развитие трудоемких производств путем их реконструкции. Главное|головное| содержание этой политики должно сводиться к льготному кредитованию всех видов расходов, связанных|повязанных| с созданием новых и сохранением|сохранностью| эффективно действующих рабочих мест.

Улучшение процесса трудоустройства незанятых гражданможет осуществляться следующими мерами:

- содействие заинтересованности работодателей в информировании службы занятости относительно|касательно| имеющихся вакансий.Наличие полной информации в службах занятости относительно|касательно| имеющихся вакансий имеет большое|великое| значение для улучшения процесса трудоустройства. Например, предоставление возможности| на льготных условиях публиковать| рекламу в средствах информации, которые принадлежат службам занятости, или размещать ее в| помещениях служб;

- содействие трудоустройству населения с помощью|посредством| других посредников на рынке труда.Это касается взаимодействия государственных и частных|приватных| структур (частных|приватных| агентств) в предоставлении помощи безработным по трудоустройству на безоплатной|неоплачиваемой| основе.|основании| Это может быть обмен информацией относительно|касательно| имеющихся вакансий и рабочей силы;

- трудоустройство по контрактам временного найма. Такие контракты обычно заключаются на трехсторонней основе|основании| между службой занятости, временным работником и предпринимателем. В этих условиях государственные службы занятости имеют возможность осуществлять|свершать,совершать| контроль| за соблюдением соглашения и условия найма;

- содействие временной занятости безработных. Этоявляется важным направлением социальной защиты безработных, поскольку позволяет обеспечить им более приемлемый уровень благосостояния, выплачивая определенное вознаграждение|награду| за общественно-полезную деятельность. Но временные работы имеют не столько экономический|экономичный|, сколько социальный эффект;

- содействие развитию собственного дела безработными.Оно может быть осуществлено в следующих формах:

· помощь в открытии собственного дела.Такая помощь широко распространена в экономически|экономично| развитых странах.

В Украине с 2001 года безработные старше 18 лет, которые|какие| не могут быть трудоустроены и выразили желание организовать собственную предпринимательскую деятельность, могут получить одноразовую помощь по безработице |однократно| в размере годовой суммы помощи по безработице, определенной конкретному безработному;

· предоставление необходимой профессиональной подготовки и консультационных услуг в начальный период ведения собственного дела.Это чрезвычайно важное направление деятельности, поскольку большинство населения не имеют необходимых знаний|с| маркетинга, бухгалтерского учета, законодательства;

· переобучение и переквалификация с целью содействия открытию собственного дела. Необходимость данной меры также объясняется тем, что не все население имеет необходимые знания и способности для ведения предпринимательской деятельности;

· организация лизинга.Имеется в виду, что человек|личность|, открывающий собственное дело, может получить оборудование в аренду, которую, возможно, |какую| будет оплачивать|выплачивать| произведенной продукцией. Такая система существует в большинстве стран мира. Данное направление представляется достаточно перспективным для Украины.

В целях обеспечения сбалансированности предложения рабочей силы и спроса на нее первоочередное значение имеет подготовка и переподготовка экономически|экономично| активного населения по тем профессиям, в которых|каких| нуждается экономика страны, и в соответствии с ее требованиями относительно|касательно| квалификации. |итак|Исходя из этого, задачей|задач| государственного управления является разработка прогноза спроса на рабочую силу в разрезе профессий и формирование на его основе|основании| государственного заказа на подготовку (или|да| переподготовку) рабочей силы.

Наши рекомендации