Типы экономических систем и закономерность их развития
Задание №3а.Выяснить сущность и классификацию экономических систем, рассмотреть формационный и цивилизационный подходы к изучению экономических систем.
Обсуждение с преподавателем следующих вопросов:
1. Основные направления периодизации экономических систем.
2.Пять способов производства.
3. Теории смены цивилизации. Аграрное, индустриальное и постиндустриальное общество.
4. Традиционная, командная, рыночная, смешанная , информационная экономика.
Задание №3аК лекциям и семинарским занятиям изучите литературу по теме и подготовьте следующие вопросы:
1. Что такое экономические системы? Критерии развития экономических систем?
2. Два подхода к периодизации развития общества: формационный и цивилизационный?
3. В чем особенности постиндустриального общества?
4. Дать характеристику типов экономических систем?
Цель самостоятельной работы:выяснить что лежит в основе деления экономических систем и чем отличается цивилизационный подход от формационного.
Методические рекомендации по выполнению задания
Упражнения
1. Какой тип экономической системы, на Ваш взгляд, является более эффективной и почему?
2. Выделите из перечисленных критерий те, которые являются критериями разграничения экономических систем: 1. Уровень благосостояния членов общества; 2 Форма собственности на ресурсы; 3. Уровень заработной платы; 4. Тип координационного механизма.
3. Какие из перечисленных вопросов решает экономическая система: 1 Что? Где? Когда?
2. Как? Для кого? Почему? 3. Что? Как? Для кого? 4. Когда? Почему? Кто?
Форма контроля:Опрос, выполнение упражнений.
Оценочный бал: 5
Список рекомендуемой литературы:
1. Курс экономической теории. Под общ.ред.проф.Чепурина М.Н. и проф.Кисилевой Е.А. Киров, 1994 г., гл.5, с.76-104.
2. Политическая экономия: Учебно-методическое пособие для преподавателей. Под ред.А.В.Сидоровича, Ф.М.Волкова. М., Изд-во МГУ, 1993 г., гл.3, с.53-71, гл.8, с.146-167.
3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. со 2-го изд. М., «Дело ЛТД», 1993 г., гл.26, с.473-476.
4. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник. Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, акад.Г.П.Журавлевой. М., ПРОМО-Медиа, 1995 г., гл.4, с.73-88.
5. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред. акад. В.И.Видяпина, акад.Г.П.Журавлевой. – М., 1999 г., гл.3, с.52-65, гл. 4, с.66-79.
6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник: М.: Юристъ, 1977, гл. 4, с.100-120, гл.5, с.121-136.
Тема 4. Собственность в системе общественного производства
Задание №4Выяснить экономическое содержание собственности, ее виды, типы, формы и сущность предпринимательства.
Обсуждение с преподавателем следующих вопросов:
1.Сущность собственности.
2.Собственность как юридическое понятие. Экономическая реализация собственности. Собственность и управление.
3.Типы и формы собственности. Экономическая категория «присвоение-отчуждение». Элементы прав собственности.
4.Разгосударствление и приватизация. Преобразование собственности в
Республике Казахстан: этапы, формы, методы и проблемы.
Задание №4К лекциям и семинарским занятиям изучите литературу по теме и подготовьте следующие вопросы:
1. Сущность экономических институтов и их роль?
2. В чем сущность собственности как экономической категории?
3. Что входит в «пучок» прав собственности? Дайте характеристику его элементов.
4. Покажите многообразие форм собственности в рыночной экономике?
5. Охарактеризуйте противоречия и перспективы развития собственности в переходной экономике.
6. Что такое приватизация, каково ее содержание?
7.Каковы цели и методы приватизации?
Цель самостоятельной работы:Выяснить экономическое содержание собственности, ее виды, типы, формы и их роль в экономике.
Методические рекомендации по выполнению задания
Упражнения
1. Дайте характеристику места и роли отношений собственности в экономической системе, используя рисунок 4.1.
СОБСТВЕННОСТЬ | |||||
Является фундаментом системы общественных отношений | имеет два пути смены своих форм: эволюционный, революционный | ||||
определяет положение слоев общества | имеет переплетение и взаимодействие всех форм собственности | ||||
является результатом исторического развития | |||||
Рисунок 4.1. Место и роль собственности в системе общественных отношений
2. Раскройте содержание собственности как экономической категории, используя рисунок 4.2.
СУБЪЕКТ СОБСТВЕННОСТИ человек, семья, социальная группа, производственный коллектив, народ, органы управления | субъектно-субъектные отношения | СУБЪЕКТ СОБСТВЕННОСТИ человек, семья, социальная группа, производственный коллектив, народ, органы управления | ||||||
субъектно-объектные отношения | субъектно-объектные отношения | |||||||
ОБЪЕКТ СОБСТВЕННОСТИ | ОБЪЕКТ СОБСТВЕННОСТИ земля, природные ресурсы, средства производства, имущество, деньги, ценные бумаги, информация, интеллект, рабочая сила. | ОБЪЕКТ СОБСТВЕННОСТИ | ||||||
Рисунок 4.2. Общая схема субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений собственности
3. Проанализируйте предлагаемые утверждения:
а) ученый владеет собственностью на свое научное открытие;
б) предприниматель руководит своей фирмой;
в) правительство, реализуя свои властные полномочия, стремится к выполнению своей экономической программы;
г) институт осуществляет обучение студентов через реализацию своего интеллектуального и физического потенциала.
4. Сформулируйте ответы на следующие вопросы
а) Каково значение понятия прав собственности как правил игры?
б) В чем состоит смысл «правил игры» при реализации прав собственности?
в) Почему цивилизованный человек в цивилизованном мире не крадет чужого? Он не делает этого, потому что:
- боится ответственности за нарушение уголовного законодательства;
- подчиняется обычаям общества;
- этого не позволяют его моральные установки;
- все ответы верны.
5.Перу - страна, являющаяся одним из основных производителей листьев коки - сырья для производства кокаина, а также одного из компонентов для производства кока-колы. Коку чаще всего нелегально выращивают малоимущие крестьяне, для которых доход от продажи листьев коки наркоторговцам - единственный способ выжить. Укажите оптимальный, с экономической точки зрения, способ борьбы с наркобизнесом:
а) репрессивные меры против нарушителей;
б) сокращение производства кока-колы;
в) спецификация прав собственности на землю и выкуп государством права на запрещение посевов коки;
г) введение налога на выращивание коки, все доходы от которого будут использованы на финансирование полиции.
6. Внимательно проанализируйте составляющие экономической свободы и сформулируйте свои ответы на следующие вопросы:
а) какова роль частной собственности в условиях экономической свободы?
б) каково значение государственной собственности в современном рыночном хозяйстве?
в) что такое общественная собственность и каково ее значение в экономической эволюции?
7. Для успешной организации телевизионного вещания необходимо четкое распределение выделенного для этих целей диапазона частот между телевизионными компаниями. Применение какой системы собственности здесь наиболее эффективно?
а) государственной, с выдачей лицензий на временное пользование диапазоном частот;
б) коллективной, с участием всех вещающих телевизионных компаний;
в) частной, с покупкой лицензий телевизионными компаниями;
г) отсутствие прав собственности, применение принципа приоритета первого, начавшего вещание.
8. Дайте характеристику форм собственности в РК.
9. Дайте характеристику малой приватизации, используя следующие данные:
В рамках I и II этапов приватизации большая часть приватизированных предприятий приходится на сферу услуг. За 1991-2000 гг. количество приватизированных предприятий по малой приватизации составило 26804 единицы, в числе которых предприятия торговли , бытового обслуживания, коммунального хозяйства. Из 34531 приватизированных предприятий и имущественных комплексов 8887 единиц приходится на торговлю и общественное питание.
10. Используя данные таблицы 4.1., ответьте на вопрос: Каковы экономические результаты приватизации?