Раздел ii. теория управления
Тема 1. Понятие, предмет, метод и категории теории управления
Понятие теории управления. Объект, предмет, метод, цели и функции теории управления. Управление и менеджмент. Необходимость, сущность, определение управления. Субъект и объект управления. Законы и закономерности управления. Базовые понятия управления: субъект управления, объект управления, организация, внешняя и внутренняя среда, цели, задачи, технологии, структура, ресурсы, организационный порядок, принципы управления, управленческая деятельность, процесс управления, механизм управления, функции управления, результаты управления. Виды управления: управление техническими системами, управление биологическими системами, управление социальными системами. Понятие «социальная система», виды социальных систем. Уровни управления социальными системами: государственное управление, муниципальное управление и управление организацией. Модели управления. Типы управления: административно-организационное (понятия «организация управления», «организационное управление», «администрирование»), кадрово-ресурсное (понятия «управление персоналом», «управление кадрами», «управление ресурсами»), процессно-организационное («управление деятельностью», «управление процессами деятельности»).
Тема 2. Применение системного подхода в управлении
Понятия «система» и «системный подход». Базовые понятия системного подхода. Сопоставление комплексного и системного подходов. Основные свойства системы: целостность, открытость, внутренняя неоднородность, структурированность, функциональность, стимулируемость, изменчивость системы со временем, существование в изменяющейся среде, эмерджентность.
Этапы системного подхода в управленческой деятельности: выделение объекта внимания из общей массы явлений и процессов, определение контура и пределов системы, ее основных частей, элементов, связей с окружающей средой; определение основных критериев целесообразного действия системы, основных ограничений и условий существования; выявление главных факторов, влияющих на систему; разработка модели системы; оптимизация работы системы по достижению целей; определение оптимальной схемы управления системой; установление надежной обратной связи по результатам функционирования, определение надежности функционирования системы.
Обязательность изучения и практического использования следующих аспектов системного подхода: системно-элементного, системно-структурного, системно-функционального, системно-целевого, системно-ресурсного, системно-интеграционного, системно-коммуникационного и системно-исторического.
Управленческий цикл: мониторинг и анализ текущего состояния управления системы, прогноз развития, целеполагание, выбор технологии деятельности, планирование и распределение ресурсов, стимулирование (мотивация), контроль и оперативное управление, анализ и улучшение деятельности. Понятие управленческой процедуры и ее роль в реализации процесса управления.
Тема 3. Организаторская работа в управлении
Понятие организаторской работы. Объект организаторской работы. Формирование управленческой команды. Группы управленческих кадров: организаторы-руководители, организаторы-лидеры, организаторы-функционеры, инженеры-организаторы, административные и общественные организаторы.
Принципы организаторской работы в управлении: целенаправленность, дифференциация и интеграция управленческих функций; иерархия; необходимое разнообразие; конкретность, научная обоснованность, динамичность, оптимальность, принцип главного звена, принцип решающего звена, гибкость.
Уровни организаторской работы в масштабах страны: государство, регион, муниципальное образование, организация (юридическое лицо). Уровни организаторской работы в организациях: первый уровень – осознание потребностей групп (коллективов) и постановка на основе прогнозирования целей; второй уровень – цели организаторской работы с созданием новых или реформированием прежних организаций и обеспечение их эффективного функционирования; третий уровень – конкретизация цели по проектированию и строительству организации, привлечение ресурсов, определение форм и методов организаторской работы в конкретном коллективе.
Функции организаторской работы: прогнозирование, формулирование цели, построение структуры управления, организация ее деятельности, регулирование. Этапы организаторской работы: уяснение целей деятельности, построение структуры управления, организация функционирования структуры, регулирование, контроль и оценка исполнительной деятельности. Формы и методы организаторской работы. Роль праксиологии в организации успешной деятельности. Оценка эффективности организаторской работы.
Тема 4. Функция планирования в управлении
Понятие планирования. Задачи планирования. Принципы планирования. Цель как системообразующий фактор плана. Классификация видов планирования. Этапы процесса планирования: постановка задачи планирования, разработка плана и реализация планового решения.
Общая структура плана: цель, задачи, функции, обязанности, исполнители, содержание мероприятий, ресурсное обеспечение, сроки, контроль, отчет об исполнении плана. Влияние внешних (политических, экономических, финансовых, правовых, кадровых и т.д.) и внутренних (квалификация кадров, качество управленческой деятельности, оргструктура и т.д.) факторов на содержание и реализацию планов. Оценка эффективности планирования.
Тема 5. Организация как функция управления
Понятие организации как функции управления. Соотношение понятия «организация как функция управления» от других определений понятия «организация». Цели и задачи функции организации. Принципы осуществления функции организации. Этапы реализации функции организации: построение организационной структуры (выделение подразделений (служб), определение их состава, задач и функций); установление соподчиненности и взаимосвязей (разработка положений, уставов, регламентов, инструкций, правил и т.д.); распорядительство (приказы, распоряжения, указания). Организационные структуры: свойства, характеристики, типы, оценки эффективности.
Тема 6. Мотивация как функция управления
Понятие мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Сущность мотивации трудовой деятельности. Материальное и нематериальное стимулирование трудовой деятельности. Система управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности. Формирование системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности. Принципы мотивации, необходимые в процессе управления: установление четких целей и задач; увязка целей и вознаграждения, определение критериев оценки; гласность; создание благоприятных условий для эффективной работы; единство моральных и материальных методов стимулирования; учет личных качеств работников; использование преимущественно положительных стимулов.
Тема 7. Контроль как функция управления
Понятие и сущность контроля в управлении. Функции контроля: учет, оценка, анализ, прогноз и регулирование. Элементы системы контроля: субъект, объект, предмет, цели, содержание, масштабы, методы. Этапы контроля: предварительный, текущий и заключительный. Технология контроля: выбор концепции контроля; определение предмета и цели контроля; определение контролирующего органа; определение норм контроля; определение объема и области контроля; виды контроля; целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля.
Основные методы контроля: наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия. Процедуры процесса контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов; принятие необходимых корректирующих действий. Принципы контроля: системности, всеобщности, непрерывности, независимости, гласности, эффективности, научности, плановости, законности, ответственности.
Тема 8. Координация как функция управления
Понятие координации как центральной функции управления. Отличие координации от субординации и взаимодействия. Виды координации: превентивная, устраняющая, регулирующая и стимулирующая. Модели координации: неформальная непрограммируемая, программируемая безличностная, индивидуальная. Механизмы координационной деятельности: прямой контроль, стандартизация трудовых процессов, стандартизация заданий и навыков, стандартизация выпуска, взаимные согласования, нормативно-правовое регулирование, методическое руководство.
Цель координации – объединение всех организационных усилий субъекта управления и обеспечение такого процесса организации, который способствует достижению поставленных целей. Основополагающие принципы координации: единство команд (каждый подчиненный должен быть ответственен только перед одним вышестоящим лицом), цепь команд (линия власти в организации начинается наверху и опускается вниз, через всю организацию, образуя целостную цепь) и интервал управления (число сотрудников или оргструктурных формирований, за которыми субъект управления наблюдает).
Тема 9. Коммуникации в процессе управления
Понятие коммуникации. Базовые элементы коммуникационного процесса: отправитель, язык коммуникации, сообщение, канал, получатель (адресат) – и их характеристики. Цели коммуникации. Функции коммуникации: информационная и личностная. Виды коммуникаций: внешние и внутренние, одноканальные и многоканальные, устойчивые и неустойчивые, формальные и неформальные, мнимые и реальные. Коммуникации с внешней средой (с клиентами, с общественностью, с государственными и муниципальными организациями и т.д.). Коммуникации внутри организации (вертикальные, горизонтальные и неформальные, т.е. слухи). Невербальная коммуникация и ее типы: движение тела, личные физические качества, речь и т.д. Коммуникационные барьеры: технические, психофизические, социальные и культурные. Требования к эффективной коммуникации: достоверность, реальность, объективность, своевременность, адресность, обратная связь, дозированность доступность, прозрачность.
Тема 10. Эффективность управления
Понятие эффективности управления. Критерии эффективности управления: управленческая эффективность (результативность, понимаемая как достижение цели); экономическая эффективность (соотношение результатов с затратами, необходимыми для их достижения); социальная эффективность (степень достижения социальных параметров управления). Группы показателей, используемых при оценках эффективности аппарата управления: показатели, характеризующие эффективность системы управления, выражающиеся через конечные результаты социальной системы и затраты на управление; показатели, характеризующие содержание и организацию процесса управления через непосредственные результаты и затраты управленческого труда; показатели, характеризующие рациональность организационной структуры и ее техническо-организационный уровень. Методы измерения эффективности управления. Факторы повышения эффективности управления.