Iii. этапы подготовки, структура и требования к содержанию контрольной работы
Выполнение контрольной работы осуществляется по следующим этапам:
1. Определение темы контрольной работы. Порядок определения тем контрольной работы и указан в разделах III и V настоящих Методических указаний.
2. Разработка плана работы. Как правило, план контрольной работы разрабатывается студентом самостоятельно. При возникновении затруднений при составлении плана целесообразно проконсультироваться с преподавателем, сформулировать основные направления исследования и названия глав или разделов.
3. Изучение литературы, первоисточников, периодических изданий и интернет-ресурсов. Знакомство с литературой лучше начинать с изучения соответствующих теме разделов учебников или учебных пособий для средних общеобразовательных школ, средне-специальных учебных заведений, вузов, что позволит сформировать первоначальное представление о значимости и актуальности темы, получить фундаментальные сведения по проблеме. Затем приступить к изучению специальной научной литературы, статей в научных журналах. В процессе работы над литературой следует делать выписки в виде конспектов и точные данные источника информации.
4. Написание контрольной работы согласно требованиям к их оформлению и структуре. При написании работы необходимо придерживаться принятого плана. Последовательное изложение каждой главы или раздела должно быть всесторонне обосновано. Контрольная работа должны содержать ссылки на источники и изученную литературу. Не следует перегружать текст ссылками, а приводить их исключительно для обоснования принципиально важных положений работы.
5. Представление контрольной работы в установленном для каждого вида научно-исследовательской работы порядке (на кафедру или лично преподавателю).
6. Защита контрольной работы. Во время защиты работы студент должен показать глубину и всесторонность знания по теме своей работы, продемонстрировать знание ключевых теоретических положений, обосновать полученные выводы. Защита работы проводится в устной форме или в форме собеседования, студент может подготовить автореферат и пользоваться им в процессе защиты. Важным показателем, влияющим на оценку работы, являются ответы на вопросы преподавателя или аудитории.
Структура научно-исследовательской работы включает:
1. Титульный лист. На титульном листе контрольной работы или реферата указывается дисциплина, тема, фамилия, имя, отчество студента, факультет, номер группы (Приложение).
2. План – это логическая основа самостоятельной работы студента. Правильно составленный план является свидетельством понимания студентом рассматриваемого вопроса. Так, в плане перечисляются все структурные элементы контрольной работы или реферата с указанием страниц.
Например, план контрольной работы по теме «Физическая культура как главное средство борьбы с гиподинамией и гипокинезией» может выглядеть примерно так: введение, раздел 1 - Роль физической культуры в жизнедеятельности современного человека, раздел 2 - Понятия гиподинамия и гипокинезия и их влияние на организм человека, раздел 3 - Методы борьбы с гиподинамией и гипокинезией, роль физической активности в сохранении здоровья, заключение, список литературы.
3. Во введении следует дать краткую характеристику рассматриваемой проблемы, определить место и значение вопроса в современном мире, раскрыть актуальность вопроса, определить цель и задачи исследования. Цель работы созвучна с темой работы и формулируется, используя глаголы «изучить», «проанализировать» и т.п. Задачи работы одновременно выступают основанием для подразделения материалов контрольной работы по главам или разделам, поскольку они соответствуют главным направлениям раскрытия содержания темы. Во введении необходимо объяснить логику последовательности раскрываемых вопросов и указать на основные источники работы.
Например, цель контрольной работы по теме «Физическая культура как главное средство борьбы с гиподинамией и гипокинезией» будет звучать так: знать о причинах развития гиподинамии и гипокинезии и их влияния на организм человека, иметь представления о методах борьбы с гиподинамией и гипокинезией. Задачи формулируются согласно названиям разделов или глав: 1. Раскрыть понятие и причины гиподинамии. 2. Дать характеристику гипокинезии и выявить причины ее развития. 3. Знать о средствах борьбы с негативными последствиями гиподинамии и гипокинезии.
4. Основная часть контрольной работы по физической культуре отличается своей теоретичностью, что обусловлено спецификой теоретической части дисциплины. Поэтому практическая или экспериментальная часть необязательна, но может быть раскрыта методом специальных тестов по заданной теме. Как правило, работа должна содержать 2-3 раздела или главы, которые соответствуют задачам, поставленным во введении. Если тема того требует, то главы могут быть разбиты на параграфы, а разделы на пункты. Важно уделить внимание раскрытию вопроса именно с позиции физического воспитания, опираться на разнообразие средств физической культуры, спорта и туризма направленных на сохранение и укрепление здоровья. Перед студентом стоит задача - в процессе изложения вопросов темы показать способность осмысленно пользоваться литературой, понимать методологию изложения материала, уметь анализировать, делать выводы и обобщения, по возможности связать теорию с практикой современной реальности. Не допускается дословное изложение текста литературных источников, так как это противоречит смыслу написания контрольной работы, не создает условий для получения знаний, развития навыков аналитической деятельности, выработке самостоятельности суждений. Самостоятельность в изложении полученных знаний позволит студенту понять, насколько он усвоил тему, и осуществить самоконтроль знаний.
Например, в разделе 1 «Роль физической культуры в жизнедеятельности современного человека» следует раскрыть роль развития массовых форм физической культурой и причину снижения двигательной активности человека. Раздел 2 «Понятия гиподинамия и гипокинезия и их влияние на организм человека» нацелен на раскрытие причин появления негативных состояний организма человека, на выявление и описание заболеваний, причиной которых является гиподинамия и гипокинезия. В разделе3 «Методы борьбы с гиподинамией и гипокинезией, роль физической активности в сохранении здоровья» следует объяснить процесс несоответствия между поступлением питательных веществ и энерготратами при недостаточной мышечной активности человека и влияние достаточных физических нагрузок на организм человека. А так же тесное взаимодействие таких понятий как физическая активность и здоровье человека.
5. В заключении подводятся итоги рассмотрения темы в соответствии с поставленными целью и задачами, приводятся основные выводы. Например, выводы по теме «Физическая культура как главное средство борьбы с гиподинамией и гипокинезией» будут построены в соответствии с задачами и сформулированы в виде резюме. В кратком виде раскрывается место физической культуры в жизни студента, методы борьбы с гиподинамией и гипокинезией.
6. Список использованной литературы и источников должен включать не менее 6 наименований источников, изданных за последние пять лет. Следование этому условию обеспечит соответствие содержания работы актуальным проблемам дисциплины «Физическая культура». Список оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».Располагать литературные источники необходимо в алфавитном порядке. Сведения о книгах (монографиях, учебниках, учебных пособиях, справочниках и т.п.) должны включать: фамилию, инициалы автора (авторов), заглавие, данные о последующих изданиях, место издания, издательство, год издания и объем в страницах. Название места издания приводится полностью, допускаются сокращения только нескольких названий Москва – М., Санкт-Петербург – СПб.
Например: Барчуков, И. С. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика : учебное пособие / И.С. Барчуков, А. А. Нестеров .— 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2008 .— 526 с.
Обязательными требованиями, предъявляемыми к контрольным работам по физической культуре, являются:
– логическая последовательность изложения материала;
– самостоятельное выполнение работы на основе собранных и обработанных студентом материалов;
– присутствие в работе элементов научного исследования: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.п.;
– написание вывода, логично вытекающего из глав или разделов;
– использование при написании работы не менее 6 источников, в том числе: учебных пособий, хрестоматий, материалов периодической печати.