Новый этап развития граничных регионов в 2013 г
Прошедший год стал очередным важным этапом в углублении государственного участия в развитии своих "окраинных" территорий: и в Китае, и в России приняты новые документы стратегического характера на долгосрочную перспективу.
В Китае принята "Программа освоения и открытия полосы приграничных районов в провинции Хэйлунцзян и северовосточной части автономного района Внутренняя Монголия", в соответствии с которой будет сформирована необходимая инфраструктура для активизации сотрудничества в Северо-Восточной Азии. По многим оценкам12, эта Программа сориентирована, прежде всего, на сотрудничество с Россией: к 2025 г. объем торговли северо-восточных провинций с Россией плани-
12 ВВП Северо-Востока КНР к 2025 г. составит 13600 долл. на 1 жителя. 24.09.2013. URL: http://www.chinapro.ru/rubrics/1/9825/
стр. 34
руется увеличить до 70 млрд. долл. (при нынешних чуть более 10 млрд. долл.), среднегодовые темпы роста инвестиций этих китайских районов в российскую экономику увеличатся более чем до 20%. Результатом реализации Программы станет рост среднедушевого ВВП в северо-восточных провинциях до 13,6 тыс. долл.
В конце марта 2013 г. была принята Государственная программа РФ "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона"13 (далее - Госпрограмма-2025). Среди ее главных целей обозначено "формирование условий для ускоренного развития Дальнего Востока, превращения его в конкурентоспособный регион с диверсифицированной экономикой, в структуре которой преобладают высокотехнологичные производства с высокой добавленной стоимостью". При этом минеральный сектор экономики Дальнего Востока в Госпрограмме-2025 по-прежнему относится к числу ключевых приоритетов развития региона и является одним из возможных существенных источников перспективного роста экономики через реализацию крупных ресурсных проектов14.
Однако, как показывает анализ запроектированных макрорезультатов Госпрограммы-2025, при ожидаемом значительном росте показателя ВРП к 2025 г. по сравнению с 2011 г. (от 139,7% в базовом варианте до 218,1% - с учетом дополнительных ресурсов) серьезного структурного "прорыва" в развитии макрорегиона не просматривается. Так, рост в структуре ВРП доли обрабатывающих производств (одного из важных показателей, отражающих переход от сырьевой ориентации региона к диверсифицированной экономике) за весь программный период (2014 - 2025 гг.) прогнозируется лишь с 8% до 8,3%. Для отдельных территорий, развитие которых обусловлено реализацией крупных ресурсных проектов, эти показатели еще слабее (табл. 4).
13 Государственная программа РФ "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2013 г. N 466-р.
14 Подробно основные цели, задачи, параметры и источники развития минерального сектора экономики в Госпрограмме-2025 см.: Ломакина Н. В. Минеральный сектор экономики в Госпрограмме развития Дальнего Востока: целевые задачи и ожидаемые результаты // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2013. - N 3. - С. 22 - 29. URL: http://www. mba-journal.ru/archive/2013/3/
стр. 35
Таблица 4. Доля обрабатывающих производств в структуре ВРП Дальнего Востока в 2011 -2025 гг., %
Территория | Предпрограммный период | Период действия Госпрограммы-2025 | |||
Макрорегион в целом* | 8,1 | 8,1 | 8,0 | 8,0 | 8,3 |
Республика Саха (Якутия) | 2,2 | 2,2 | 2,3 | 2,3 | 2,8 |
Камчатский край | 9,5 | 9,6 | 9,6 | 9,6 | 9,6 |
Приморский край | 8,5 | 8,5 | 8,5 | 8,4 | 8,1 |
Хабаровский край | 9,2 | 9,4 | 9,5 | 9,6 | 10,7 |
Амурская область | 3,4 | 3,3 | 3,2 | 3,1 | 2,5 |
Магаданская область | 2,8 | 2,8 | 2,8 | 2,7 | 2,6 |
Сахалинская область | 4,7 | 4,4 | 4,1 | 3,9 | 3,1 |
Еврейская автономная область | 5,1 | 5,3 | 5,5 | 5,5 | 5,6 |
Чукотский автономный округ | 1,1 | 1,3 | 1,4 | 1,4 | 2,2 |
* Включая Республику Бурятия, Забайкальский край и Иркутскую область.
Источник: Государственная программа РФ "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона".
Один из ожидаемых качественных результатов реализации Госпрограммы-2025 - рост среднедушевого ВВП в Дальневосточном регионе к 2025 г. до уровня 14,1 - 16,9 тыс. долл.
Если сравнить имеющиеся прогнозные оценки15 среднедушевого ВВП по странам и ожидаемые к этому периоду уровни среднедушевого ВРП в результате реализации Госпрограмм развития соседних территорий, то оказывается, что эти показатели для Северо-Востока Китая и для Дальнего Востока России могут и "не дотянуть" до своих средненациональных уровней (табл. 5). Кроме того, при сравнимых абсолютных значениях к концу периода темп роста среднедушевого ВРП на Дальнем Востоке (относительно 2010 г.) значительно ниже, чем в Северо-Восточном Китае, - 1,6 - 1,9 раза против 3,4. Эти показатели "скорости роста" определенным образом также отражают характер и результаты программного развития граничных территорий России и Китая.
15 Стратегический глобальный прогноз. 2030. Расширенный вариант/ Под. ред. акад. Дынкина А. А. - М.: Магистр, 2011. - С. 470.
стр. 36
Таблица 5. ВВП (ВРП) на душу населения в 2010 - 2030 гг., тыс. долл. (по рыночному курсу 2011 г.)
Регион | ||
Весь мир | 8,8 | 16,0 |
Китай | 4,0 | 17,0 |
Северо-Восточный Китай | - | 13,6* |
Россия | 9,0 | 21,0 |
Дальний Восток | 10,0 | 14,1*-16,9* |
* Ожидаемые к 2025 г. в соответствии с государственными программами развития регионов.
Источник: Стратегический глобальный прогноз. 2030. Расширенный вариант/ Под. ред. акад. А. А. Дынкина. - М.: Магистр, 2011. - С. 470.
В конце 2013 г. был принят и еще один ожидаемый документ - ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года"16 (ФЦП-2018). Исходные позиции новой программы остались прежними - ресурсно-транзитная специализация региона. Цель Программы сформулирована достаточно прагматично - развитие транспортной и энергетической инфраструктуры. При этом ключевая социальная задача ФЦП-2013 - "закрепление населения в регионе" -трансформировалась в ФЦП-2018 в задачу "развития транспортной доступности и повышения качества жизни ...за счет строительства и реконструкции участков автомобильных дорог регионального и местного значения". В качестве результата реализации этой задачи планируется прирост протяженности автомобильных дорог надлежащего качества (за счет строительства и реконструкции) на 681,2 км - за 4 года программного периода в 12 субъектах РФ (грубо и усредненно - 15 км дорог на один дальневосточно-байкальский субъект РФ в год).
"Сердцевинной" же задачей ФЦП-2018 обозначено "обеспечение своевременного и надежного вывоза товаров, произведенных на территории Дальнего Востока, а также проходящих транзитом через территорию макрорегиона, за счет значительного увеличения пропускной способности железных дорог и развития морских портов".
16 Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 г." (утв. постановлением Правительства РФ от 6 декабря 2013 г. N 1128).
стр. 37
Прогнозная оценка результатов реализации такого ресурсно-транзитного сценария для регионального развития получена в Институте экономических исследований ДВО РАН в рамках Программы фундаментальных исследований "Тихоокеанская Россия-2050" (ТОР-2050)17. Были сформированы два вероятных варианта долгосрочного развития Дальнего Востока, условно обозначенные как "сырьевой вариант" и "новая индустриализация". Содержание "сырьевого варианта" определяется "экстраполяцией сложившихся и формирующихся в пределах 2010 - 2030 гг. в рамках принятых программ и стратегий тенденций в развитии региона с минимальными технологическими изменениями. Структурные сдвиги в рамках этого варианта определяются также только теми проектами, реализация которых предусмотрена программами и частично начата"18.
Другой вариант развития - "новая индустриализация" - предполагает масштабную модернизацию, технологические и структурные изменения в экономической системе региона. Одним из оснований формирования этого варианта стал, в том числе, и проведенный в рамках Программы ТОР-2050 "инвентаризационный срез" фундаментальных и прикладных результатов исследований институтов ДВО РАН. Он показал, что к настоящему времени сформирован комплекс исследовательских и проектных решений, позволяющих в перспективе обеспечить освоение новых для региона технологий и видов экономической деятельности. Вариант "новой индустриализации" обеспечивает диверсификацию региональной экономики и "более высокий уровень межотраслевых взаимодействий в пределах самого региона, а, следовательно, потенциал увеличения внутрирегионального спроса выше. Это гарантирует более высокую устойчивость по отношению к внешним шокам"19.
При этом переход к концепции промышленной диверсификации и внедрения новых технологий (вариант "новой индустриализации") позволит уменьшить долю добычи полезных
17 Результаты оценки отражены в коллективной монографии: Синтез научно-технических и экономических прогнозов: Тихоокеанская Россия-2050 / Под ред. П. А. Минакира, В. И. Сергиенко. - Владивосток: Дальнаука, 2011. С. 815 - 836.
18 Там же. - С. 818.
19 Там же. - С. 824.
стр. 38
ископаемых в общей структуре промышленного производства в регионе до 44,4% к 2050 г. (против роста до 70,5% в "сырьевом варианте") по сравнению с 63,6% в 2011 г. (табл. 6).
Таблица 6. Отдельные индикаторы прогнозных вариантов развития Дальнего Востока, сформированных в рамках программы "Тихоокеанская Россия-2050"
Индикатор | "Новая индустриализация" | "Сырьевой вариант" |
Доля добычи полезных ископаемых в структуре промышленности Дальнего Востока в 2050 г., % | 44,4 | 70,5 |
ВРП Дальнего Востока на душу населения, тыс. долл.*: | ||
2030 г. | 25,0/1,19** | 22,5/1,07** |
2050 г. | 60,0/1,2** | 41,0/0,82** |
* По рыночному курсу 2011 г.
** Отношение среднедушевого ВРП Дальнего Востока к среднероссийскому. Источник: Синтез научно-технических и экономических прогнозов: Тихоокеанская Россия-2050 / Под ред. П. А. Минакира, В. И. Сергиенко. - Владивосток: Дальнаука, 2011. - 912 с. - С. 835 - 837.
При реализации в регионе сценария развития "Новая индустриализация" среднедушевой выпуск ВРП (как индикатора качественной оценки перспективы развития региона) к 2050 г. может превысить среднероссийский на 20%, в "сырьевом варианте" отставание региона от среднероссийского показателя составит порядка 18%.
К сожалению, в настоящее время складывается ситуация, когда при декларируемых желаниях совместного скоординированного развития Дальнего Востока и Северо-Востока Китая реальные траектории "экономического движения" граничных регионов все более расходятся. При этом каждый из регионов движется в направлении обозначенных своими центральными правительствами целей: Северо-Восток Китая - к диверсифицированной высокотехнологичной структуре промышленности, за Дальним Востоком России все жестче закрепляется ресурсно-транзитная специализация. Это, конечно, создает "оживление" вокруг Дальнего Востока, но мало что меняет в структуре его экономики и качестве социально-экономического развития региона.
стр. 39