Сертификации систем качества
Этап | Наименование этапа | Краткое содержание | Исполнитель | Чем этап заканчивается |
1. | Оценка степени готовности системы качества к сертификации | Проведение внутреннего аудита системы качества | Предприятие | Принятие решения о проведении сертификации |
2. | Выбор органа по сертификации | Исследование рынка предложений по сертификации систем качества | Предприятие | Принятие решения о подаче заявки на сертификацию систем качества |
3. | Разъяснительная работа | Доведение до персонала предприятия целей и задач сертификации и экономических выгод, которые должно получить | Предприятие | Комплекс протоколов целевых совещаний в подразделениях |
4. | Назначение представителей предприятия | Подбор работников, в задачу которых вменяется представлять предприятие перед внешними аудиторами | Предприятие | Инструктаж представителей предприятия |
5. | Предварительная оценка системы качества | Экспертиза исходных материалов, сбор и анализ информации о системе качества, оценка целесообразности проведения последующих этапов | Орган по сертификации | Заключение договора на проведение сертификации или выдача заключения о ее целесообразности |
6. | Аудит системы качества | Формирование группы аудиторов, осуществление аудита, составление протокола и отчета о результатах аудита | Орган по сертификации | Принятие решения о выдаче сертификата |
7. | Оформление сертификата соответствия на систему качества | Оформление сертификата соответствия на систему качества, выдача сертификата предприятию | Орган по сертификации | Внесение сертификата соответствия на систему качества в реестр системы сертификации |
8. | Информирование потребителей | Доведение до потребителей факта выдачи сертификата соответствия предприятию | Орган по сертификации | Внесение предприятия в реестр системы сертификации |
9. | Инспекционный контроль за сертифицированной системой качества | Выполнение процедур инспекционного контроля сертифицированной системы качества | Орган по сертификации | Оформление протоколов инспекционного контроля |
Продолжительность сертификации зависит от вида продукции и сложности производства. Процесс сертификации (без времени, затраченного на инспекционный контроль) может занимать от одной до нескольких недель. Стоимость услуг органа по сертификации определяется на основе трудоемкости и продолжительности работ по сертификации системы качества. Необходимо подчеркнуть, что работа экспертов относится во всех странах мира к разряду высокооплачиваемой. Общая стоимость работ по сертификации зависит от выбранной степени доказательств (ИСО 9001, 9002 или 9003), размеров и структуры предприятия, количества видов выпускаемой продукции, технологической сложности производства и местонахождения предприятия.
Значимость результатов сертификации системы качества определяется национальным или международным признанием органа, выдавшего сертификат. Следует, однако, иметь в виду, что главным показателем достижений предприятия в обеспечении качества продукции является не получение каких-либо свидетельств (сертификатов), пусть даже от самых авторитетных организаций, а постоянная, никогда не прекращающаяся работа в этом направлении. Сертификация системы качества не решает всех проблем, а закладывает прочную основу для хорошей практики и дальнейшего совершенствования работ по обеспечению качества продукции или услуг.
Сертификация приобретает все большее значение в деле разумной организации и функционирования мирового рынка. В нее вовлекаются общественные и частные, потребительские, научно-технические организации, правительства большинства стран и различные межправительственные организации.
В 1996 г., согласно данным ИСО, в мире было сформировано шесть союзов и соглашений между организациями, действующими в области сертификации систем качества (табл. 4). Главной целью этих союзов и соглашений является исключение необходимости для клиента проводить повторные сертификации систем качества путем взаимного признания результатов сертификации между членами, присоединившимися к союзу (соглашению). Не в каждом из таких союзов признание является автоматическим, однако процедуры получения клиентом интересующего его сертификата одной из организаций, входящей в союз, при наличии сертификата, выданного другой организацией, входящей в тот же союз, значительно упрощается.
Таблица 4