Рентабельность хозяйственной деятельности туристского предприятия
Рентабельность— качественный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств на предприятии.
Различают два вида рентабельности:
♦ рассчитанная на основе балансовой прибыли;
♦ рассчитанная на основе чистой прибыли.
Рентабельность отражает процентное соотношение суммы прибыли и одного из других показателей.
В практике работы туристских предприятий наибольшее распространение получили следующие показатели:
♦ рентабельность реализации и себестоимости
Рис. 10.1. Формирование, распределение и использование прибыли туристского предприятия
_
Принципы распределения прибыли:
♦ полученная прибыль распределяется между государством и предприя
тием;
♦ прибыль для государства поступает в бюджет в виде налогов и сборов,
ставки которых устанавливаются законодательно;
♦ прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь
направляется на накопление, оставшаяся часть — на потребление. Порядок
где БП — балансовая прибыль; ЧП — чистая прибыль; Вр — выручка от реализации;
С — себестоимость;
♦ рентабельность текущих затрат
где ИП — издержки производства;
100%; Ðñ.ê= БП(КП)100%; К |
Экономика туризма
♦ рентабельность основных фондов
100%; ОФ
♦ рентабельность оборотных средств
ВП(Кп) ОС
♦ рентабельность производства
БП(Кп) ОФ + ОС
ОФ + ОС
♦ рентабельность активов и собственного капитала р =
А К
♦ рентабельность фонда оплаты труда
Экономика туризма
дает возможность определить эффект производственного (операционного) рычага, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.
Суть операционного рычага (ОР) проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации порождает более сильное изменение прибыли. Сила воздействия операционного рычага (СВОР) рассчитывается по формуле
В -Ш1
п |
СВОР = -
где Вр — выручка от реализации; ИПпер — переменные издержки производства; П — прибыль.
Порог рентабельности (ПР) (точка самоокупаемости, критическая точка, точка разрыва и т.д.) — это такой уровень выручки от реализации, при котором предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет прибылей.
ИП
вм |
ПР =
Показатели рентабельности свидетельствуют о способности туристского предприятия оценивать свое положение на рынке туристских услуг, планировать будущее.
Деятельность туристского предприятия направлена на достижение главной цели — получение максимальной прибыли. Этому способствуют управление механизмом получения прибыли и повышения рентабельности, их планирование и определение возможных путей увеличения.
Экономический анализ прибыли и рентабельности заключается в изучении:
♦ выполнения плана по прибыли и рентабельности;
♦ динамики прибыли и рентабельности;
♦ влияния и условий влияния факторов, воздействующих на прибыль и
рентабельность;
♦ резервов роста прибыли и способов их мобилизации.
Анализ проводится на основании данных бухгалтерского учета (ф. 1) и отчета о прибылях и убытках (ф. 2). Методика анализа с использованием экономических показателей конкретного туристского предприятия приведена в учебном пособии "Экономика туризма" / Под ред. З.М. Горбылевой. — Ìí.: ÁÃÝÓ, 2004. — 478 ñ.
Особое значение в анализе прибыли должно быть уделено операционному анализу, положенному в основу многих методов планирования прибыли и механизма управления прибылью и основанному на делении издержек производства на постоянные и переменные. Такая классификация способствует решению задачи прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов. Кроме того, она позволяет судить об окупаемости затрат и
где ИПП0СТ — постоянные издержки производства; ВМ — валовая маржа, или сумма покрытия. Ее должно хватить не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.
ВМ = Вр - Ипер.
Запас финансовой прочности (ЗФП)
В -ПР
ЗФП = Во - ПР, или ЗФП = —5---------- 100 %.
Вр
Расчет ЗФП показывает, насколько предприятие способно выдержать процентное снижение выручки от реализации без серьезной угрозы для своего финансового положения.
Наиболее приемлемым методом планирования на туристских предприятиях является метод прямого счета.
Тренировочные задания
1. Определить силу воздействия операционного рычага (СВОР), если:
♦ выручка от реализации — 800 млн.р.;
♦ переменные затраты — 200 млн.р.;
♦ прибыль — 250 млн.р.
2. Представьте механизм распределения балансовой прибыли на турис
тском предприятии. Какие пропорции необходимо соблюдать при распреде
лении чистой прибыли?
Тест
Экономика туризма
1. Какой показатель для туристского предприятия является оценочным:
а) выручка от реализации;
б) доход;
в) прибыль?
2. Какими функциями выражается сущность прибыли:
а) стимулирующей;
б) результативной;
в) накопительной?
3. В чем главный смысл принципов распределения прибыли:
а) в достоверности выявления и учета;
б) соблюдении пропорций ее распределения;
в) стимулировании деятельности туристского предприятия?
4. Может ли чистая прибыль использоваться на покрытие затрат по пред
ставительским расходам:
а) да;
б) нет?
5. В чем проявляется действие операционного рычага:
а) способствует увеличению выручки;
б) повышает эффективность хозяйствования;
в) показывает взаимосвязь выручки от реализации и прибыли?
6. На каком этапе жизненного цикла туристского продукта имеет значе
ние расчет порога рентабельности:
а) на первой фазе;
б) на четвертой фазе;
в) на всех фазах?
7. К какой группе показателей относится показатель автономии:
а) деловой активности;
б) рентабельности;
в) платежеспособности?