Рентабельность хозяйственной деятельности туристского предприятия

Рентабельность— качественный показатель эффективности производ­ства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств на предприятии.

Различают два вида рентабельности:

♦ рассчитанная на основе балансовой прибыли;

♦ рассчитанная на основе чистой прибыли.

Рентабельность отражает процентное соотношение суммы прибыли и од­ного из других показателей.

В практике работы туристских предприятий наибольшее распростране­ние получили следующие показатели:

♦ рентабельность реализации и себестоимости



Рис. 10.1. Формирование, распределение и использование прибыли туристского предприятия

_




Принципы распределения прибыли:

♦ полученная прибыль распределяется между государством и предприя­
тием;

♦ прибыль для государства поступает в бюджет в виде налогов и сборов,
ставки которых устанавливаются законодательно;

♦ прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь
направляется на накопление, оставшаяся часть — на потребление. Порядок

где БП — балансовая прибыль; ЧП — чистая прибыль; Вр — выручка от реализации;

С — себестоимость;

♦ рентабельность текущих затрат

 

где ИП — издержки производства;


100%; Ðñ.ê= БП(КП)100%; К

Экономика туризма

♦ рентабельность основных фондов

100%; ОФ

♦ рентабельность оборотных средств

ВП(Кп) ОС

♦ рентабельность производства

БП(Кп) ОФ + ОС

ОФ + ОС

♦ рентабельность активов и собственного капитала р =

А К

♦ рентабельность фонда оплаты труда

Экономика туризма

дает возможность определить эффект производственного (операционного) рычага, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.

Суть операционного рычага (ОР) проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации порождает более сильное изменение прибыли. Сила воздействия операционного рычага (СВОР) рассчитывается по формуле

В -Ш1

п

СВОР = -

где Вр — выручка от реализации; ИПпер — переменные издержки производства; П — прибыль.

Порог рентабельности (ПР) (точка самоокупаемости, критическая точ­ка, точка разрыва и т.д.) — это такой уровень выручки от реализации, при котором предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет прибылей.

ИП

вм

ПР =



Показатели рентабельности свидетельствуют о способности туристского предприятия оценивать свое положение на рынке туристских услуг, плани­ровать будущее.

Деятельность туристского предприятия направлена на достижение глав­ной цели — получение максимальной прибыли. Этому способствуют управ­ление механизмом получения прибыли и повышения рентабельности, их планирование и определение возможных путей увеличения.

Экономический анализ прибыли и рентабельности заключается в изуче­нии:

♦ выполнения плана по прибыли и рентабельности;

♦ динамики прибыли и рентабельности;

♦ влияния и условий влияния факторов, воздействующих на прибыль и
рентабельность;

♦ резервов роста прибыли и способов их мобилизации.

Анализ проводится на основании данных бухгалтерского учета (ф. 1) и отчета о прибылях и убытках (ф. 2). Методика анализа с использованием экономических показателей конкретного туристского предприятия приведе­на в учебном пособии "Экономика туризма" / Под ред. З.М. Горбылевой. — Ìí.: ÁÃÝÓ, 2004. — 478 ñ.

Особое значение в анализе прибыли должно быть уделено операционному анализу, положенному в основу многих методов планирования прибыли и ме­ханизма управления прибылью и основанному на делении издержек про­изводства на постоянные и переменные. Такая классификация способствует решению задачи прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов. Кроме того, она позволяет судить об окупаемости затрат и

где ИПП0СТ — постоянные издержки производства; ВМ — валовая маржа, или сумма покрытия. Ее должно хватить не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.

ВМ = Вр - Ипер.

Запас финансовой прочности (ЗФП)

В -ПР

ЗФП = Во - ПР, или ЗФП = —5---------- 100 %.

Вр

Расчет ЗФП показывает, насколько предприятие способно выдержать процентное снижение выручки от реализации без серьезной угрозы для свое­го финансового положения.

Наиболее приемлемым методом планирования на туристских предприя­тиях является метод прямого счета.

Тренировочные задания

1. Определить силу воздействия операционного рычага (СВОР), если:

♦ выручка от реализации — 800 млн.р.;

♦ переменные затраты — 200 млн.р.;

♦ прибыль — 250 млн.р.

2. Представьте механизм распределения балансовой прибыли на турис­
тском предприятии. Какие пропорции необходимо соблюдать при распреде­
лении чистой прибыли?

Тест

Экономика туризма




1. Какой показатель для туристского предприятия является оценочным:

а) выручка от реализации;

б) доход;

в) прибыль?

2. Какими функциями выражается сущность прибыли:

а) стимулирующей;

б) результативной;

в) накопительной?

3. В чем главный смысл принципов распределения прибыли:

а) в достоверности выявления и учета;

б) соблюдении пропорций ее распределения;

в) стимулировании деятельности туристского предприятия?

4. Может ли чистая прибыль использоваться на покрытие затрат по пред­
ставительским расходам:

а) да;

б) нет?

5. В чем проявляется действие операционного рычага:

а) способствует увеличению выручки;

б) повышает эффективность хозяйствования;

в) показывает взаимосвязь выручки от реализации и прибыли?

6. На каком этапе жизненного цикла туристского продукта имеет значе­
ние расчет порога рентабельности:

а) на первой фазе;

б) на четвертой фазе;

в) на всех фазах?

7. К какой группе показателей относится показатель автономии:

а) деловой активности;

б) рентабельности;

в) платежеспособности?

Наши рекомендации