Способов добиться уверенности при публичном выступлении
Выработайте правильное отношение к своим страхам. Твердо знайте, что аудитория бывает редко враждебно настроенной. Самые профессиональные ораторы, актеры испытывают волнение, когда появляются перед аудиторией.
Анализируйте свою аудиторию или предполагаемого собеседника, чувствуйте его настроение.
Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь!
Сделайте успокаивающие записки, планы, даты, образные выражения.
Представьте свой успех!
Используйте аудиовизуальные средства.
Практикуйтесь, практикуйтесь и практикуйтесь в день своего выступления.
Заранее ознакомьтесь с комнатой, где вам предстоит выступать.
Отдохните.
Будьте уверены в своем вступлении и заключении.
Позаботьтесь об освещении и вентиляции, если это необходимо.
Оденьтесь так, чтоб ваш костюм способствовал успеху.
Не расходуйте энергию до выступления.
Установите «контакт глаз» с несколькими дружелюбными лицами.
Говорите громко, чтобы разогнать нервозность.
Избегайте затертых шуток, но используйте свое остроумие.
Избегайте ошибок, но не извиняйтесь, если их допустите: большинство не заметит.
Не держите себя слишком серьезно.
Задание 8. Определите контактоустанавливающие средства в приведенном отрывке из вступительного слова Д.С Лихачева к «Чтениям памяти В.И. Малышева» (вопросительные конструкции, местоимения, частицы, вводные слова и конструкции, характерные для разговорного синтаксиса).
Как вы все хорошо помните, он полушутя-полусерьезно не любил «проблемщиков». Он и подсмеивался над проблемщиками, да и не читал их работ.
Был ли он прав?
Прав он не был, но правда в его отношении к проблемщикам была - своя, «малышевская» правда. Может быть, такую же правду имеют и те, кто занимается «проблемами», не занимаясь рукописями? Нет, я не хочу сказать, что в равной мере правы и те, и другие.
Позвольте привести один образ. Наука - это многоэтажное здание. Как и всякое здание, она имеет фундамент - материал, который наука изучает, по том есть первый этаж - непосредственное изучение этого материала, а над ним возвышаются этажи «проблем» и «теорий», обобщений и гипотез. Иногда эти этажи поднимаются так высоко, что почву, землю с их высоты почти не видно и материал приходится разглядывать в бинокль или телескоп. В эру космонавтики мы знаем, что такое «телескопическое зрение,) тоже дает важнейшие результаты. Но вот что важно. Никакое здание не может быть построено без первого этажа. Здание может быть одноэтажным, без второго этажа, но здание не может начинаться со второго этажа. Первый этаж всегда должен быть. Поэтому люди рукописей и люди голых теорий не равноценны.
Задание 9. Исправьте стилистические nогрешности (избавьтесь от излишне большого количества отглагольных существительных, разбейте длинные предложения на несколько простых и т.д.). Внесите изменения в лексический 1/ синтаксический облик текста с учетом его предназначенности для устного выступления (введите в текст односоставные, неполные предложения, обращения, вопросительные конструкции и т.д.).
1) Правильное понимание требований уже само по себе должно подвести слушателей к выбору наиболее правильной линии поведения, вызвать более осознанное отношение к исполнению служебного долга.
(2) Дымок почти одновременно заметили многие. И офицеры, в ожидании служебного совещания перекуривавшие возле штаба.
(3) Ответственная задача поддержания общественного порядка в городе была возложена на личный состав воинских частей оперативного подчинения
Задание 10. Подготовьте приводимый ниже фрагмент газетного текста для устного выступления: а) сделайте более доступным, легким для восприятия его синтаксический и лексический строй; б) введите контактоустанавливающие средства, в том числе элементы диалогизации; в) обозначьте элементы содержания метатекстовыми конструкциями; г) исправьте недочеты.
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ПОСТАВКИ МОГУТ БЫТЬ ВЫГОДНЫ И УЧАСТНИКАМ, И ОРГАНИЗАТОРАМ
Завершившаяся продовольственная выставка показала, что интерес коммерсантов к выставкам не ослабевает. Причем высокую заинтересованность проявили приезжие торговцы из Прибалтики, Москвы и других регионов. Количество различных продовольственных выставок, проводимых в Петербурге достигло десятка. Большинство из них имеют небольшую двух-трехлетнюю историю. Российским коммерсантам приходится выбирать для участников выставку, руководствуясь «шестым чувством». Оно, к сожалению, иногда подводит.
Фирмы-участники преследуют цель поиска новых клиентов. Из-за насыщенности петербургского рынка большинство торговцев стремятся найти клиентов в регионах. Эти фирмы предпочитают крупные московские выставки, которые собирают коммерсантов со всей России.
Кроме того, количество участников столичных мероприятий, измеряемое тысячами фирм, оказывает магическое воздействие на коммерсантов Петербурга, когда они оказываются перед выбором: участвовать в выставке в род ном городе или ехать в первопрестольную.
Однако петербургские выставки вызывают все больший интерес со стороны торговцев, присматривающихся ко второму по величине продовольственному рынку России. Например, московские коммерсанты и фирмы из Прибалтики стремятся в Петербург, но отсутствие необходимой информации их останавливает. Это же относится и к представителям западных компаний, которые еще больше боятся рисковать и, как правило, участвуют только в хорошо известных выставках с серьезной репутацией.
Приезжие коммерсанты ждут от выставок в Петербурге не столько контактов с представителями регионов, сколько надеются пообщаться с местными торговцами. Кроме того, все больше коммерсантов начинают интересоваться мнением обычного потребителя об их продукции. Если год назaд большинство фирм-участников заявляли, что их интересует только, придут ли на выставку специалисты, то в последнее время фирмы проводят на выставках маркетинговые исследования новых товаров или устраивают рекламные акции.
Работа с потребителем для большинства торговцев остается малоинтересным занятием, судя по поведению фирм на выставках. А западные гиганты типа «лимонадных королей» Соса-Со1а или PepsiCo используют любую возможность, чтобы угостить своими напитками каждого посетителя стенда. От бесплатной дегустации до откровенной торговли - дистанция огромна. Но на последних продовольственных выставках силен и ярмарочный дух - некоторые экспоненты активно торгуют в розницу. Продажи незнакомого на рынке товара могут расцениваться как маркетинговая акция по изучению спроса и определению оптимальной цены. Однако распродажи уже известного товара больше похожи на попытку коммерсантов хотя бы таким путем компенсировать затраты на участие в выставке.
Некоторые торговцы уверены, что поскольку за участие в выставке приходится платить, то прибыль должна прийти в виде контрактов, заключенных с новыми клиентами. Их отсутствие выводит таких коммерсантов из равновесия и они обвиняют в неудаче саму выставку и ее организаторов.
«Mы оформили стенд и наняли красавиц, чтобы привлечь посетителей, но все впустую», - сетуют они. Их досада понятна, как понятно и то, что за каждого клиента, пришедшего на выставку, им приходится бороться с большим числом более искушенных конкурентов. Поэтому и представлять фирму на выставке должны профессионалы, нацеленные на то, что они должны искать клиентов, а не клиент их.
Задание 11. Познакомьтесь с интервью, которое взяла Е. Закомурная (сайт E-xecutive) у известного бизнес-консультанта Дж. Желязны. Какие черты новой аудитории рекомендуется учитывать при подготовке выступления? Как новые технологии влияют на оформление наглядных материалов? Какие рекомендации вам показались наиболее полезными?
E-xecutive: Считается, что в наше время существенно возросла роль визуальной информации, и человечество постепенно отказывается от культуры текста в пользу культуры изображения. Каким образом эта тенденция влияет на содержание современных презентаций?
Дж. Ж: В целом я согласен, что в эпоху MТV и электронной почты у аудитории уже просто нет терпения читать длинные документы. Мы уже почти забыли, как писать сложные, развернутые предложения. Сегодня люди хотят видеть легко понимаемые визуальные образы, а, значит, и нынешние презентации должны быть краткими и предельно точными.
E-xecutive: Если рассматривать ваш 40-летний опыт разработки презентации, что можно сказать об аудитории, к которой вы обращаетесь?
Дж.Ж: Медленно, но верно аудитория с каждым десятилетием становится все менее терпимой. Сегодня люди уже не готовы просто слушать презентацию более 22 минут подряд. Да и само слово «презентация» явно приобретает плохую репутацию. Аудитория предпочитает интерактивные мероприятия, в основе которых лежит общая дискуссия.
Однако самое грандиозное изменение связано с наступлением эпохи виртуальных презентаций. Речь идет о презентации, во время которой отдельные участники и сами выступающие находятся в разных местах и общаются посредством телефона и ноутбуков. Таким образом, отпадает необходимость в зрительном контакте, внимании к мимике и жестам. Вообще, эта тенденция привносит определенную дезориентацию, но поскольку она позволяет экономить очень много времени и средств, то нам ничего не остается, как только научиться с ней работать.
Е-xecutive: Визуальные образы - это, как правило, некая метафора. Могли ли вы привести пример необычного метафоричного ряда, эффективно сработавшего в качестве идеи презентации?
Дж.Ж: Попробую рассказать об этом на реальных примерах. Наша компания вместе с несколькими конкурентами получила приглашение сделать презентацию для собрания руководителей ряда крупных корпораций. Целью презентации было представить возможности нового бизнеса для их компаний. Темой нашего выступления должны были стать идеи, позволяющие сократить расходы и увеличить прибыль. Чтобы быть непохожими на наших конкурентов, мы предприняли смелую попытку изложить наши идеи посредством метафоричного ряда из дверей. Презентация получила название «Новые двери к новым прибылям». Множество дверей медленно сменяли друг друга на экране (в основном стилизованные под двери храмов. Когда мы были готовы выступать, мы представили заглавный слайд с той темой, которую собирались озвучить. А образы различных дверей мы использовали, чтобы представить каждого из наших докладчиков вместе с той темой, которую он или она должны были рассказать аудитории.
Другой пример. Мы были приглашены к одному нашему японскому клиенту в Токио, чтобы представить топ-менеджменту компании наши рекомендации по созданию новой организационной структуры. Проанализировав особенности аудитории, мы выяснили, что она не склонна задавать вопросы в ходе презентации и вообще реагировать как посредством жестов, так и мимики. Mы решили, что должны сделать что-то необычное, чтобы «завести» слушателей, поэтому наши слайды необходимо было сделать чем-то большим, чем традиционные диаграммы и организационные схемы. И нам пришла в голову идея представить различные организационные структуры через метафоры. В первую очередь мы использовали Кремль, чтобы продемонстрировать образ жесткой, бюрократической, иерархичной организации. В качестве контраста этой структуре мы нарисовали картинку протекающего высоко в небе движения планет и звезд, чтобы сделать наглядным образ изменчивой, интерактивной организации. После того как мы показали эти две крайности, мы перешли к нашим pеальным рекомендациям, которые лежали где-то посередине - организация с меньшим количеством ступеней и более широко распределенными функциями контроля. Приняв во внимание нашу аудиторию, идею этой рекомендованной организационной структуры мы представили в виде пагоды ...
E-xecutive: Большинство современных презентаций разрабатывается Power Point. Что эта программа привнесла принципиально нового в технику создания бизнес- презентаций?
Дж.Ж: Опираясь на свой многолетний опыт создания визуальных образов, я могу сказать, что РРТ является одним из величайших технологических достижений. С появлением Power Point закончились все неудобства и суета, неизбежные на презентациях прошлого. Однако я бы советовал не злоупотреблять анимационными техниками, возможности для которых предоставляет РРТ. Вообще, я всегда рекомендую делать презентации без использования анимации, за исключением тех случаев, когда она действительно помогает прояснить тот или иной вопрос.
E-xecutive: Если обобщить ваш многолетний опыт, могли бы вы назвать самую распространенную ошибку, которую допускают создатели бизнес-презентаций?
Дж.Ж: Убеждение в том, что слайды - это и есть презентация. Нет!!! Презентация - это выступающий, а картинки должны рассматриваться не более чем наглядные пособия в прямом смысле этого слова - они нужны только для того, чтобы поддержать оратора.
E-xecutive: Назовите, пожалуйста, три основных элемента успешной презентации.
Дж.Ж: Великолепное вступление. Отличное заключение. А между ними будьте максимально краткими.
E-xecutive: Вот вы говорите, что презентация - это не образы, а оратор. Но с другой стороны, презентация будущего - это виртуальная презентация, в которой больше нет зрительного, а подчас и голосового контакта аудитории с докладчиком. Тогда какова же его роль в виртуальной презентации и как эта роль будет меняться вместе с распространением виртуальных технологий?
ДЖ.Ж: Самое значительное изменение, связанное с виртуальными презентациями, состоит в том, что ни оратор, ни отдельные слушатели не будут находиться в одной комнате. Действительно, человеческого контакта при этом не происходит, и никто уже не может пользоваться языком тела и мимики. И роль оратора здесь сводится лишь к функциям докладчика, рассказывающего аудитории о презентации и делающего ссылки на соответствующие слайды.
Мы должны проявить терпимость по отношению к некоторой ограниченности виртуальных презентаций, учитывая, что технологии не стоят на месте и в скором времени преодолеют эту ограниченность. Я могу предположить, что совсем скоро мы сможем при создании виртуальных презентаций использовать технологии видеоконференций, так что аудитория и оратор смогут друг друга видеть. Повторюсь, это только вопрос техники, а в целом, отдавая должное невероятной экономии средств и времени, которые порождает эта новая модель презентаций, мы должны признать, что за ней действительно будущее.
E-xecutive: Существуют ли какие-то национальные отличия бизнес-презентаций?
Дж.Ж: Да, конечно, они есть, но мы живем в эпоху глобализации, и такие отличия постепенно стираются. Например, когда-то вы должны были непременно надевать пиджак и галстук, выступая с презентацией в Германии, в то время как в США можно было не соблюдать такие формальности. Или, выступая в Японии, мы привыкли к тому, что не стоит рассчитывать на зрительный контакт с аудиторией и ожидать, что слушатели будут задавать вопросы, как это всегда происходит в Америке. Но, повторю, сейчас такие черты постенно отмирают ...
E-xecutive: Не могли бы вы вспомнить интересные случаи из вашей профессиональной практики?
Дж.Ж: Вы знаете, например, мой первый опыт виртуальной презентации был весьмa сумбурным, поскольку о том, что эта презентация будет виртуальной, я узнал только тогда, когда зашел на сайт самого этого мероприятия. Помню еще такой случай. Во время моей презентации перед студентами МВА во французской школе INSEAD выключилось электричество. Но мне пришлось продолжить свое выступление и устно описывать то, что студенты должны были увидеть на экране. А одному из моих коллег довелось проводить презентацию для менеджмента компании, где ключевой слушатель, председатель совета директоров, был слепым ... Как-то мне сказали, что на презентации будет присутствовать 30-40 слушателей, а оказалось, что пришел только один человек. Но это не помешало мне провести отличную презентацию.
Задание 12. Определите изобразительно-выразительные средства, использованные в пpивoдимыx ниже пpимepax.
(1) Анна Михайловна всегда представлялась мне статной, красивой и рачительной хозяйкой большой русской северной избы, большого крестьянского хозяйства, на которой все в доме держится, которая и детей воспитывает, и хозяйство ведет, выполняет и тяжелую, и легкую работу, не считаясь со временем и усталостью, для которой интересы дома полностью слиты со своими собственными (д. Лихачев).
(2) В большом доме русского северного эпоса она навела последний и полный порядок. Она как бы была послана самой судьбой, чтобы сохранить нам русскую былину на ее заключительном этапе (д. Лихачев).
(3) Такой же «хозяйственной», итоговой работой представляется мне книга «Русский былинный эпос на Севере» (д. Лихачев).
(4) Не надо ждать, когда внешние события жестко стиснут нас и даже опрокинут, - надо уметь предусмотрительным самоограничением открывать неизбежному ходу событий примирительный путь (А. Солженицын).
(5) И, значит, многие нравственные требования, предъявляемые нами к отдельному человеку: что есть честность, а что - низость и обман, что есть великодушие и добро, а что - алчность и злодейство, - в значительной мере должны прилагаться и к политике государств, правительств, парламентов 11 партий (А. Солженицын).
(6) Но не будем развешивать беду между странами и нациями: она - ВСС общая наша беда, в конце Второго Тысячелетия христианства. Да и вообще можно ли так легко метать это слово - нравственность? (А. Солженицын)
(7) Знания человека и его умения не могут не совершенствоваться, не МО гут остановиться - и не должны останавливаться (А. Солженицын).
(8) Обширно открылся людям из западной цивилизации нынешний динамичный транспорт. Впрочем, и без него современный человек уже едва ли не выскакивает за пределы своего существа, он и без того сразу присутствует на всей планете телевизионными глазами. Но оказывается, что и от этого всего судорожного темпа техноцентрического прогресса, и от океана поверхностной информации и низкопробных зрелищ - душа человеческая не растет, а только мельчает, духовная жизнь снижается; соответственно - бледнеет и блекнет наша культура, как ни старается перекричать свое падение опустошенными новинками. Все больше комфорта - и все ниже духовное развитие на среднем уровне. И наступает пресыщенность, и охватывает щемящая тоска, что в водовороте удовольствий нет успокоения, что надолго такого дыхания не хватит (А. Солженицын).
3адание 13. Проанализируйте выступление Д. С. Лихачева по телевидению в передаче о Ю.Н. Тынянове (1983), ориентируясь на следующий примерный план: 1) композиция; 2) контактоустанавливающие средства; 3) иллюстративный материал; 4) изобразительно-выразительные средства; 5) ошибки (грамматические, стилевые несоответствия, неблагозвучность, косноязычие); 6) нарушения этических норм; 7) логика изложения материала.
(1) Я очень жалею, что никогда не видел и не слушал Юрия Николаевича Тынянова.
(2) Лицо писателя или ученого, его манера держаться или говорить очень помогают понять его. Сейчас позади текста Тынянова передо мной всегда видится не его живое лицо, а только портрет, фотография. Правда, и фотография кое-что дает. Прежде всего, мне видится большой, открытый лоб. А все то, что пишет Юрий Николаевич, поражает открытостью ума.
(3) Открытый ум в высшей степени сказывается в его историко-литературных работах и в работах писателя и сценариста.
(4) Что такое ум? Для каждого автора это свое. Для Тынянова его ум состоял в том, что он без хитростей, прямо видел существо жизни произведений или его автора.
(5) Он умел жизненно точно, конкретно, а главное независимо видеть историю - историю произведения, историю литературы, историю творца.
(6) Независимость - это одно из главных качеств ученого и писателя, обеспечивающее ему долголетие, в исключительных случаях даже бессмертие.
(7) Независимость от чего? Прежде всего - от моды. Мода в науке и в писательском ремесле - главная тормозящая сила, И тогда, когда ученый следует за ней, за модой, и тогда, когда он противостоит ей, во что бы то ни стоило хочет с ней бороться, сопротивляться. И в том, и в другом случае зависит от моды.
(8) Сейчас трудно даже себе представить, в какой мере литературоведение в первой половине 20-х годов было во власти формальной школы. Одни яростно сопротивлялись формализму, другие ему яростно же следовали.
(9) А Тынянов был спокоен. Он лично дружил со всеми формалистами, посещал заседания, где господствовали формалисты, читал лекции в цитадели формализма - в Институте истории искусств, но был независим от теории формализма, хотя принимал иногда его конкретные наблюдения отдельных обобщений. И в конечном счете он создал не теорию, а практику научного исследования, которая сменила собой формализм и не утратила своего значения до сих пор. Благодаря этой научной практике работы Тынянова читаются и сейчас - нашим современником.
(10) Что же это за практика? В полной мере Тынянов не изложил свои методологические приемы исследования в виде теоретических работ, но его образ мышления сейчас совершенно ясен - ясен потому, что у него был большой открытый лоб и большой открытый разум.
(11) Сущность его подхода к литературе состояла в последовательном и конкретном историзме. Историзм может быть декларированным и абстрактным, а у Тынянова он был конкретным, фактичным, отчетливо представимым.
(12) Он хотел, стремился ясно представить себе людей, социальную обстановку. Все для него было слитным - история, история литературы, жизнь писателя. Поэтому его подход был прямо противоположен и формализму, и абстрактному социологизму, вульгарному социологизму. Для него были важны промежуточные явления.
(13) Эта открытость восприятия, конкретность восприятия делала его как историка литературы писателем, а как писателя - историком культуры.
(14) Принято было видеть в писателях-архаистах революционеров, а Юрий Николаевич очень ясно увидел, что архаисты разные и что есть архаисты – декабристы-поэты, есть другая архаичность - у Пушкина, а есть еще действительная реакционность архаистов - у Шишкова.
(15) Принято было противопоставлять классицистов и романтиков, а Юрий Николаевич показал, что романтики частью были классицистами, напримep, Карамзин.
(16) Во всех явлениях литературы, в том числе и в самых, казалось бы, формальных, он искал прежде всего смысл, значение, историческую обусловленность. Форма для него существовала только постольку, поскольку это была форма.
(17) Он не спорил с формалистами, но делал свое дело, будучи совершенно независимым в своих суждениях, и ,прежде всего, был историком, ищущим связи явлений. В широком смысле он добился этого в своих историко-биографических романах.
(18) Благодаря независимости Юрия Николаевича, его открытому уму, способности не подчиняться, а самому искать ответа и находить, его историко-литературные работы воспринимаются как написанные сейчас. Он ни в чем не устарел, продолжает будить мысль и нашу наблюдательность.
(19) Открытый ум - так бы я определил важнейшую особенность Ю.Н. Тынянова - и как историка литературы, и как писателя.
Практическое занятие № 5.