Целевое управление и технологии организационного

Порядка

Одним из важнейших средств реализации социальной политики является целевое управление — процесс, состоящий следующих из целенаправленных действий:

• выработку ясной сжатой формулировки целей управления;

• разработку реалистических планов их достижения;

• систематический контроль качества работы и ее результатов, а также воздействие на них;

• принятие корректирующих мер для достижения результатов.

Управление осуществляется путем воздействия одной компоненты системы (одной подсистемы) — управляющей на другую — управляемую, на протекающие в ней процессы посредством информационных сигналов или управленческих действий. Это воздействие осуществляется по следующим направлениям:

1. Целенаправленное управляющее воздействиевключает целеполагание (определение цели через средство ее достижения в процессе конкретной деятельности) и целеосуществление. Такое воздействие бывает внешним (орган управления находится за рамками самих объектов), а также — самоуправлением (воздействие осуществляется подразделением или субъектом, входящим в состав самого объекта управления).

Определение цели управления подразумевает формирование образа управленческого взаимодействия субъекта и объекта управления, его оптимального функционирования и развития. Управление всегда целенаправлено как вид специально организованной, целеполагающей деятельности, что обозначает активное преобразование окружающей среды. Выбор, формирование, обоснование цели — исходные пункты процесса управления. Постановка цели управления имеет исключительно важное значение, так как обуславливает формирование определенного механизма управления, содержание и принципы, стиль управленческой деятельности, выбор методов, средств и приемов технологий управления, набор и расстановку управленческих кадров и т.п.

Целеосуществление включает:

• разработку алгоритма управленческих решений, а также их формализацию (определение последовательности, субординационной преемственности, типизацию форм и содержания организационных решений);

• разработку алгоритма формирования и определения статуса управленческих команд;

• формирование мотиваций участников программы к активной работе, осознанным, целенаправленным действиям (за счет прояснения перспектив реализации общественных и личных интересов);

• оценку социального потенциала конкретных технологий, предусмотренных для реализации в рамках социальной программы.

Это предусматривает выявление максимальных возможностей тех или иных социальных организаций, явлений, процессов, отношений для их воспроизводства либо инновационного изменения с последующим воспроизводством при применении соответствующей технологии. Социальный потенциал используемой технологии должен быть конкретным, рассчитанным на определенные параметры воспроизводства качества, отношений, состояний (эксклюзивность должна предусматриваться заранее, на стадии предпрограммной работы и быть ясно обозначенной в программе). Используемая социальная технология не должна приводить к появлению или возрастанию диспропорций между техническим, экономическим, социальным потенциалами преобразуемых в ее рамках систем. В этой связи, социальные технологии, применяемые в социальной политике, должны быть ориентированы на преобразование социальных процессов из состояния спонтанности, диспропорций, неустойчивости к оптимальности, устойчивости, стабильности, на качественный уровень, отвечающий требованиям новаций — экономических, социальных, правовых, нравственных, социально-психологических и других.

2 Самоорганизация социальная— проявление спонтанного, самосовершающегося процесса социального регулирования — осуществляется на всех уровнях социальной сферы. Отличительный ее признак — спонтанность, т.е. самопроизвольность, отсутствие единого субъективного начала. То, что на уровне индивида есть целевое поведение, на более общем уровне выступает как самоорганизация соответствующей системы. В свете рассматриваемого вопроса управления социальны ми процессами и явлениями имеют значение следующие факторы, обуславливающие социальную самоорганизацию.

Экономические факторы — стабильность по объемам и времени поступления финансовых потоков, определенных на решение тех или иных социальных проблем, колебания цен на социальные товары и услуги, а также иные товары и услуги, например, запланированные в целевой социальной программе.

Юридические факторы — изменения в нормативно правовом регулировании (например, изменение объемов и видов минимальных социальных гарантий, базовых программ, перечней социальных оснований для тех или иных льготных видов помощи и т.п.).

Социально-психологические факторы — традиции, обычаи, общественное мнение. Самоорганизация социальная есть продукт социального взаимодействия в массовом, коллективном или групповом масштабах. В современных условиях самоорганизация социальная как особый процесс социального управления все более сочетается с целенаправленным управляющим воздействием и социальным порядком, которые постоянно расширяют сферу своего контроля в обществе, организациях, по месту жительства людей и т.д. Процессы самоорганизации социальной могут играть конструктивную, и деструктивную роль. Это преимущественно происходит при внутри коллективном регулировании социальной деятельности (лидерство, «шкала престижа», неформальное группообразование, социальные нормы).

3. Порядок организационный создаваемый на основе вышеуказанных компонент, это система долговременных, относительно стабильных целей, связей и норм, регулирующих социальные отношения, возникающие между их участниками (а также подразделениями и людьми как членами конкретных организаций) по поводу осуществления их функций. Различают отношения межорганизационные и внутриорганизационные, официальные и неофициальные, запланированные и спонтанные, «вертикальные» и горизонтальные» и т.д. Они варьируют в зависимости от конкретной социокультурной среды по степени и характеру формализации, стилю руководства и т.п. Порядок организационный образуется из двух источников. Первый — продукция «прошлого» управленческого труда, т.е. зафиксированные в постоянных элементах организации ранее принятые решения. Развитие управления приводит к значительному накоплению элементов организационного порядка. Последствия такого накопления не однозначны. С одной стороны, возникает угроза бюрократизма и стагнации организации, с другой — управление полу чает в свое распоряжение более развитый организационный механизм, создается система алгоритмов и унификации решений, руководители разгружаются от многих наиболее повторяющихся стереотипных решений. В этом смысле порядок организационный образует организацию формальную, обеспечивающую стабиль ность и устойчивость социальной системы, ее элементов. Организация формальная — способ организованности, построенный на формализации социальной, т.е. целенаправленном формировании стандартных, безличных образцов поведения в правовых, организационных и социокультурных формах. Формализация социальная охватывает контролируемые связи, статусы и нормы. Важнейшим признаком этого способа организованности служит всякого рода фиксация его элементов, т.е. договорное, документальное закрепление их в единой системе правовых, технологических, экономических и других норм и зависимостей. Результативный эффект формализации проявляется, в частности, в рациональной координации деятельности участников программы, определении круга централизованных и децентрализованных действий. Это обеспечивает устойчивость, стабильность функционирования программы, возможность более или менее длительного прогнозирования функциональных процессов, позволяет экономить организационные усилия за счет сокращения амплитуды поисков управленческих решений в каждой конкретной ситуации и т.д. Существуют два пути формализации. Первый путь — через оформление естественно сложившегося состояния, основанный на осмыслении предшествующего опыта. При этом анализ сложившейся практики функциональных отношений, фиксируемой в сознании как данное, приводит к поиску и вычленению из нее наиболее повторяющихся, постоянных, непреходящих элементов. Формальная организация здесь как бы выводится из опыта. Такого рода формализацию можно на звать «рефлексивной». Например, длительно складывающиеся межведомственные или внутриведомственные отношения закрепляются административным распорядком разграничения полномочий по тому или иному вопросу, виду деятельности. Второй путь формализации — это «конструирование» организационных отношений и действий. Прошлый опыт здесь также присутствует, но лишь как прецедент, урок.

Формализация социальная, естественно, означает сужение диапазона выбора, ограничение, даже подчинение субъективной воли участников программы безличному порядку. Однако это неизбежная форма стабилизации всякой длительной кооперации людей.

Второй источник формирования порядка организационного — спонтанное взаимодействие, традиции и т.п. принятия в данной среде нормы взаимодействия, служебного поведения, что составляет неформальное содержание организационно го порядка. В единстве с целенаправленным управляющим воздействием и социальной самоорганизацией организационный порядок образует механизм социального управления.

Таким образом, порядок организационный включает в себя как продукты «прошлого» управленческого труда (решения, объективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке, межведомственном и внутриведомственном разграничении полномочий и др.), так и систему складывающихся и/или сложившихся в ходе реализации конкретных социально ориентированных решений, программ норм и правил отношений. Оптимальное соотношение этих компонент предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и учета границ каждой из них, снятия возможных противоречий. Необходимо сочетать действия по переводу решений (приказов, заданий) из фор мы разовых воздействий в форму долговременного порядка с «подключением» спонтанных регуляторов к целям, поставленным перед участниками социальных процессов, исполнителями программ, социальных технологий и т.п. В этом смысле актуальными являются такие проблемы, как взаимосвязь формальной и неформальной структур, отношения руководства — подчинения, участие исполнителей в выработке общих решений, соединение личных, групповых и общеорганизационных целей, оценка руководителей, адаптация персонала и др.

Для социальной политики весьма важно решение проблем управления техническими и организационными нововведениями, формирования гибких организационных структур, управленческого консультирования, проведения деловых игр в процессе обучения специалистов, задействованных в реализации ее технологий.

Следует отметить субъектно-объектных характер социальной политики, а соответственно, обусловленную этим специфику, прежде всего, этическую сторону, всех управленческих действий.

Наши рекомендации