Информационные технологии в системах организационного управления

Применение компьютерных информационных технологий позволяет в ряде случаев при сравнительно небольших затратах получать ценные управленческие решения. Составление экономико-математических моделей и проведение расчетов с помощью компьютера позволяют быстро и относительно недорого проводить разработку и сравнение многочисленных вариантов планов и управленческих решений.

Многовариантность выбора - одно из ценнейших качеств рассматриваемых методов. Однако в настоящее время практическоеприменение экономико-математических методов в управление и планировании производственной деятельностью, несмотря на оснащение управленческих служб средствами вычислительной техники, далеко не соответствует имеющемуся в этой области научному запасу.

Трудности практического внедрения экономико-математических методов связаны со многими объективными и субъективными причинами, но прежде всего обусловлены сложностью экономических процессов и явлений, невозможностью расчленения больших систем на обозримые части с целью их автономного рассмотрения, а также необходимостью учитывать наряду с технологическими аспектами и поведение людей.

Поэтому практически приемлемым путем является включение компьютерных решений конкретных типовых задач в процесс принятия управленческих решений руководителем. При этом необходимо сочетать опыт и трудноформализуемые знания руководителя, хорошо знающего производственную и хозяйственную стороны управленческой деятельности, с производительностью и многовариантностью компьютерно-математических методов.

В настоящее время имеются отработанные методы решения ряда типовых задач по организации и планированию производства, для которых могут быть применены компьютерные технологии. Все эти задачи могут быть классифицированы следующим образом.

1) Задачи в области организации производства. К ним относятся, например, задачи организации проектирования, ремонта машин, транспорта и складского хозяйства, задачи управления качеством, расчета потребности в ресурсах (трудовых, материальных, технических) с распределением во времени на основе календарного плана производства и т.п.

2) Задачи планирования производства. К ним относятся, например, задачи планирования производства товарной продукции, технического развития и повышения эффективности производства, труда и заработной платы, механизации и материально-технического обеспечения производства, задачи анализа производственно-хозяйственной деятельности и т. п.

Такие отработанные решения определенных типовых задач базируются на методах имитационного моделирования, линейного программирования, вероятностного моделирования и других методах.

Возможность практического решения указанных задач в настоящее .время расширяется в связи с компьютеризацией всех звеньев управленческого аппарата, созданием локальных и объединенных вычислительных сетей, организацией локальных и централизованных информационных баз данных и обеспечением к ним оперативного доступа.

Режимы обработки информации

Разнообразие операционных систем породило многообразие режимов обра-

ботки данных. Выделяют однопрограммные, многозадачные и многопользо-

вательские операционные системы.

К однопрограммным операционным системам относятся SCP, MS-DOS и др.

Они работают в пакетном или диалоговом режимах.

Многозадачные операционные системы, например Unix, Windows, DOS 7.0,

OS/2, Linux и другие, предусматривают одновременное выполнение несколь-

ких приложений в пакетном и диалоговом режимах.

Многопользовательские системы отвечают требованиям пользователей раз-

личных категорий (неквалифицированных пользователей, прикладных и сис-

темных программистов) и профессий. Они реализуются сетевыми операци-

онными системами Novell NetWare, Windows NT, Linux и др. и обеспечивают

сетевые технологии, а также пакетные и диалоговые технологии обработки

данных.

В пакетном режиме программы, обрабатываемые ими данные и управляю-

щая информация объединяются в задание, задания объединяются в пакет.

Управляющая информация представляет собой команды операционной сис-

темы в виде языка управления заданиями и содержит сведения об именах за-

дания, программ, данных, их местонахождении, порядке следования, приори-

теты и др.

В настоящее время пакетный режим обработки данных (пакетная техноло-

гия) используется в качестве фонового режима в многозадачных или много-

пользовательских операционных системах, для загрузки и запуска операци-

онной системы.

Диалоговая технология, или диалоговый режим обработки данных означа-

ет обмен сообщениями между пользователем и приложением, приложением

и операционной системой в реальном времени или в режиме разделения вре-

мени.

В режиме реального времени (синонимы: интерактивный режим, online) опе-

рационная система следит за появлением прерывания, приходящего по кана-

лам связи (от датчиков, спутников, аудио – видео сигналы и т.д.), и сразу же

передаёт управление программе его обработки. То есть обработка данных

происходит без задержки в реальном времени, что обеспечивает работу при-

ложений реального времени, в которых любая задержка может привести к

«заиканию» аудио – видео информации. Режим реального времени использу-

ется в системах продаж железнодорожных и авиа билетов, управления «зёле-

ной волной» на дорогах, а приложения обработки аудио– и видеоинформа-

ции и т.д.

В режиме разделения времени процессорное время предоставляется различ-

ным пользователям (задачам) последовательными квантами. Размер кванта

невелик (например, одна десятая секунды), и у пользователя создаётся иллю-

зия непрерывной работы на компьютере. Современные многозадачные опе-

рационные системы различаются алгоритмом разделения времени. В режи-

мах реального и разделения времени возможны простои центрального про-

цессора, устройств ввода - вывода и других ресурсов.

Фоновый режим обеспечивает выполнение программ с более низким при-

оритетом для использования простаивающих ресурсов. Тем самым фоновый

режим минимизирует простои процессора и обеспечивает более рациональ-

ное использование всех ресурсов компьютера и операционной системы.

Сетевая технология обеспечивает удалённую диалоговую и пакетную тех-

нологии.

5. Технологии общения с компьютером

Способы общения с компьютером и режимы обработки информации оп-

ределяются операционной системой. Технологию общения с компьютером

определяет интерфейс операционной системы. Современные операцион-

ные системы поддерживают командный, WIMP-, SILK-интерфейсы (рисунок

4).

Рисунок 4 – Типы интерфейсов

Информационные технологии в системах организационного управления - student2.ru

Командный интерфейс означает выдачу на экран системного приглашения

для ввода команды.

WIMP-интерфейс является графическим и расшифровывается как Windows

(окно), Image (образ, пиктограмма, иконка), Menu (меню), Pointer (указатель),

т.е. на экране высвечивается окно, содержащее образы программ и меню дей-

ствий. Для выбора одного из них используется указатель.

SILK-интерфейс означает Speech (речь), Image (образ), Language (язык),

Knowledge (знание), т. е. на экране по речевой команде происходит выбор ис-

комого образа.

Графическая система Windows использует WIMP-интерфейс, удовлетворяю-

щий стандарту CUA. Приложения, написанные под Windows, используют тот

же интерфейс, поэтому его единообразие сводит к минимуму процесс обуче-

ния работе с любым приложением Windows

Свойствами интерфейса являются конкретность и наглядность. Его назначе-

ние – формирование у пользователя одинаковой реакции на одинаковые дей-

ствия операционной системы и приложений, их согласованность. Согласова-

ние должно выполнено в трёх аспектах:

• физическом, который относится к техническим средствам;

• синтаксическом, который относится к последовательности и порядку

появления элементов на экране (язык общения) и последовательности

запросов (язык действий);

• семантическом, который относится к значениям элементов, состав-

ляющих интерфейс.

Согласованность интерфейса экономит время пользователя и разработчика.

Для пользователя уменьшается время изучения, а затем использования при-

ложения, сокращается число ошибок, появляется чувство комфортности и

уверенности. Разработчику согласованный интерфейс позволяет выделить

общие блоки, стандартизировать отдельные элементы и правила взаимодей-

ствия с ними, сократить время проектирования новой системы.

Набор приёмов взаимодействия пользователя с приложением называют

пользовательским интерфейсом. Под приложениемпонимается пакет при-

кладных программ для определённой области применения и потребления

информации.

Пользовательский интерфейс включает три понятия: общение приложения с

пользователем, общение пользователя с приложением, язык общения. Язык

общения определяется разработчиком программного приложения.

Свойствами интерфейса являются конкретность и наглядность. Пользова-

тельский интерфейс зависит от интерфейса, обеспечиваемого операционной

системой.

Когда пользователь и приложение обмениваются сообщениями, диалог дви-

жется по одному из путей приложения, т.е. пользователь движется по прило-

жению, которое выполняет конкретные действия. При этом действие не обя-

зательно требует от приложения обработки информации. Оно может обеспе-

чивать переход от одной панели к другой, от одного приложения к другому.

Диалоговые действия должны контролировать операции пользователя с ин-

формацией. Если пользователь перешёл к другой панели и его действия мо-

гут привести к потере информации, приложение должно потребовать под-

тверждения о том, следует ли её сохранить. При этом пользователю может

предоставляться шанс сохранить информацию, отменить последний запрос,

вернуться на один шаг назад.

Путь, по которому движется диалог, называют навигацией. Он может быть

изображён в виде сети или графа, где узлы – действия, дуги – переходы. При-

мером изображения диалога служит меню.

Диалог состоит из двух частей: запросов на обработку информации и нави-

гации по приложению. Часть запросов на обработку и навигацию является

унифицированной.

Унифицированные действия диалога– это действия, имеющие одинако-

вый смысл во всех приложениях. Некоторые унифицированные действия мо-

гут быть запрошены из выпадающего меню, посредством действия «коман-

да», функциональной клавишей. К унифицированным действиям диалога от-

носят отказ, ввод, выход, справка, копировать, сохранение, удаление и т.д.

Запросы выполняются приложением посредством языка запросов, зависящим

от используемой системы управления базой данных.

Наши рекомендации