Методы расчета N критического
1. Метод уравнения.
Пример 2:
FC=2000 руб./мес.; VC1=120 руб./шт.; P1=200 руб./шт.
200хN-120N-2000=0; N=25 шт.
2. Метод маржинального дохода:
где P1-VC1 – маржинальный доход на ед. продукции(величина покрытия).
(шт.).
3. Графический (рис. 6.4).
Рис. 6.4. Графический метод расчета критического объема продаж
Анализ различных ситуаций показывает, что изменение различных видов затрат по-разному влияет на изменение величины прибыли предприятия.
Пример 4.
Таблица 6.2
Данные по работе предприятия за определенный период
Показатель | А | В | Всего |
1. Объем продаж (тыс. шт.) | |||
2. Выручка от продаж TR (PA=5p; PB=10p) (тыс. р.) | |||
3. VC (VCA=4p; VCB=3p) (тыс. р) | |||
4. ДМ (тыс. р) | |||
5. FC (тыс. р) | – | – | |
6. PF (тыс. р) | – | – |
Необходимо определить Nкр в натуральных показателях, если бы мы выпускали только товар А.
Следовательно,
NА = 300000 /(5-4)=300 (тыс. шт.); NB = 300000/(10-3)=42860 (шт.).
При одновременном выпуске товаров А и В Nкр зависит от структуры производства (продаж), т.е. Nкр будет изменяться от NА до NВ в зависимости от удельного веса товаров.
А:В=3:1 ; А=3В
В=30 ; А=90
При выпуске нескольких видов продукции для определения объема безубыточности можно использовать следующую формулу:
,
где К – доля отдельного вида продукции в общем объеме продаж.
Пример 5. Сколько необходимо реализовать изделий для получения прибыли от продаж в размере 1200 р. Если Нставки=40%, FC=2000 руб/мес, VC1=120 руб/шт; Р1=200 руб/шт.
(шт),
(шт).
Пример 6.Предприятие имеет следующие данные о финансовых результатах деятельности предприятия (за месяц). Затраты делим на постоянные и переменные.
TR=120 т.р. VC=48 т.р. ДМ=72 т.р. FC=60 т.р. PF=12 т.р.
TR=120 т.р=100%=1,0
VC=48 т.р=40%=0,4
ДМ=72 т.р.=60 %=0,6
FC=60 т.р
PF=12 т.р.
,
где S – критический объем продаж в стоимостном выражении.
(т.р.).
Разность (ВП–S) называется запасом финансовой прочности и характеризует финансовую устойчивость предприятия.
ЗФП=120-100=20 (т.р.),
ЗФП= .
В мировой экономической практике запас финансовой прочности менее 30% является признаком повышенного риска деятельности предприятия.
Пример 7. Имеются следующие данные по работе предприятия за отчетный период: Р1=6 р; VC1=4p; FC=200 p; N=150 шт. изд. Необходимо проанализировать изменение прибыли в следующей ситуации (таблица 6.3):
1. Цена увеличилась на 25 %.
2. Снижение переменных затрат на 25 %.
3. Снижение постоянных затрат на 25 %.
4. Увеличение объема продаж на 25 %.
Таблица 6.3
Данные о работе предприятия
TR | |||||
VC | |||||
ДМ | |||||
FC | |||||
PF | |||||
Nкр |
Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.
,
где TR - выручка от реализации продукции, руб.
TC - общие затраты на производство и реализацию продукции, руб.
– цена единицы продукции, руб.
- полная себестоимость единицы продукции, руб.
Q - выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральных выражениях.
Рентабельность– это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.
Коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании:
1. Рентабельность отдельных видов продукции:
.
2. Рентабельность реализации (оборота):
;
-прибыль от реализации.
3. Рентабельность активов (капитала):
;
А- совокупные / текущие / чистые активы.
4. Рентабельность собственного капитала:
,
чPF – чистая прибыль; СК – собственный капитал.
6.2. Тест
1. Какая статья себестоимости относится к прямым расходам:
а) топливо и энергия на технологические цели;
б) цеховые расходы;
в) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
г) дополнительная заработная плата;
д) внепроизводственные расходы.
2. К себестоимости продукции относятся:
а) текущие затраты на производство;
б) капитальные затраты;
в) выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции;
г) затраты на сырье, материалы, заработную плату работающих;
д) затраты на оборудование.
4. Какова цель классификации затрат на производство по экономическим элементам затрат:
а) расчет себестоимости единицы конкретного вида продукции;
б) основание для составления сметы затрат на производство;
в) исчисление затрат на материалы;
г) определение затрат на заработную плату;
д) установление цены изделия.
5. По отношению к объему производства выделяют затраты:
а) основные:
б) производственные;
в) постоянные;
г) по статьям калькуляции;
д) простые;
е) косвенные.
6. В группировку затрат по статьям калькуляции входят затраты:
а) на оплату труда;
б) амортизацию основных производственных фондов;
в) вспомогательные материалы;
г) эксплуатацию оборудования.
7. Переменные расходы предприятия:
а) обратно пропорциональны объему производства;
б) связаны с производством нескольких видов продукции;
в) прямо пропорциональны объему производства;
г) включаются в себестоимость определенных видов продукции путем условного распределения пропорционально установленной на предприятии базе.
8. Косвенные расходы предприятия:
а) обратно пропорциональны объему производства;
б) связаны с производством однородного вида продукции;
в) прямо пропорциональны объему производства;
г) включаются в себестоимость определенных видов продукции путем условного распределения пропорционально установленной на предприятии базе.
9. В состав общепроизводственных расходов включаются:
а) коммерческие расходы на улучшение качества продукции;
б) командировочные расходы;
в) налоги, сборы, отчисления;
г) затраты на гарантийное обслуживание.
9. Какой показатель характеризует прибыль:
а) выручка от реализации продукции;
б) часть стоимости (цена) прибавочного продукта, созданного трудом работников материального производства;
в) стоимость товарной продукции, уменьшенная на величину плановых отчислений в бюджет;
г) стоимость товарной продукции, уменьшенная на стоимость остатков на конец года;
д) стоимость единицы продукции, уменьшенная на затраты по заработной плате и цеховые расходы.
10. Рентабельность продукции определяется:
а) отношением балансовой прибыли к объему реализованной продукции;
б) отношением прибыли от реализации к выручке от реализации (без НДС и акциза);
в) отношением балансовой прибыли к средней стоимости имущества предприятия;
г) отношением балансовой прибыли к средней стоимости основных фондов и материальных оборотных средств.
Задачи
Задача 1. Предприятие производит продукцию одного наименования по цене 230 руб. за единицу, удельные переменные расходы составляют – 180 руб., общая величина постоянных расходов – 550 тыс. руб. В результате роста арендной платы общие постоянные расходы увеличились на 8%. Каким образом увеличение постоянных расходов повлияет на величину критического объема?
Задача 2. В 1 квартале предприятие реализовало 5 000 изд. по цене 80 руб. за единицу, что покрыло расходы и дало прибыль. Постоянные расходы составляют 70 000руб., удельные переменные издержки – 60 руб. Во втором квартале было изготовлено и реализовано 6 000 изд. В третьем квартале планируется увеличить прибыль на 10% по сравнению со вторым кварталом. Сколько надо реализовать дополнительной продукции, чтобы увеличить прибыль на 10 %?
Задача 3. В таблице имеются данные по нескольким вариантам введения бизнеса на предприятие. Постоянные издержки для всех вариантов остаются неизменными. Объем реализации равен объему производства. Заполните таблицу и определите, какой вариант даст наибольшую прибыль.
Номер варианта | Цена, руб.шт. | Выпуск и реализация | Выручка, руб. | Удельные пер. издержки | Общие пер. издержки | Удельные пост. издержки | Общие пост. издержки | Удельные сов. издержки | Сов. издержки | Прибыль на ед. | Прибыль руб. шт. |
Задача 4. В первом квартале удельные переменные расходы составили 95 руб., цена единицы продукции – 1 125 руб., общие постоянные расходы 100 000 руб. Во втором квартале цены на сырье выросли , что привело к росту переменных расходов на 10 %.
Определите, как изменение цены на сырье повлияло на критический объем продукции?
Задача 5. Критический объем продукции в 1 квартале составил 1 429 шт., во 2 квартале уменьшился на 12,5 %. Постоянные издержки составляют 200 000 руб. Удельные переменные издержки 60 руб.
Рассчитайте, как изменение критического объема продукции повлияет на изменение цены (в % и в денежном выражение).
Задача 6. В отчетном периоде по сравнению с базисным затраты на сырье снизились на 10 % (что привело к снижению переменных издержек также на 10 %) и был изменен объем производства продукции. Другие составляющие переменных издержек и общие постоянные издержки остались неизменными, но удельные совокупные издержки снизились на 8 400 руб. Определите, на сколько процентов был изменен выпуск продукции, если в базисном периоде удельные совокупные издержки составили 84 600 руб., а удельные постоянные издержки 24 200 руб.
Задача 7. В таблице приведены исходные данные об объеме производства и затрат за анализируемый период (по месяцам). Постройте уравнение общих затрат с разделением их на постоянную и переменную части по методу высшей и низшей точки.
Задача 8. Рыночная цена на товар предприятия составляет 6 000, объем продукции – 40 шт., полная себестоимость единицы товара – 4 500 руб. Коммерческие расходы предприятия составляют 8 000 руб., сумма уплаченных штрафов 1000 руб. доход от участия в деятельности других организаций 6 000 руб.
Определить:
1) Валовую прибыль предприятия (тыс. руб.);
2) рентабельность продукции (%);
3) прибыль от продаж (тыс. руб.);
4) прибыль до налогообложения (тыс. руб.);
5) чистую прибыль (тыс. руб.).
Месяц (момент наблюдения отчета) | Объем производства (количество изделий, шт.) | Затраты на производство (тыс. руб.) |
Задача 9.
Сравните рентабельность продукции за 3 квартала на основе следующих данных:
Показатели | Ед. измерения | Квартал года | ||
1 | 2 | 3 | ||
Количество выпущенной продукции | шт. | |||
Цена одного изделия | руб. | |||
Стоимость одного изделия | руб. |
Задача 10. Рыночная цена товара – 495 руб., розничная надбавка к цене – 25%, наценка сбытовой организации –10%, налог на добавленную стоимость – 18%, полная себестоимость продукции предприятия – 250 руб. Определить: а) прибыль предприятия (руб.); б) рентабельность продукции (%).
Контрольные вопросы
1. Финансовые ресурсы предприятия, их источники.
2. Структура финансовых ресурсов предприятия.
3. Понятие себестоимости и классификация затрат.
4. Классификация затрат по экономическим элементам.
5. Классификация затрат по статьям калькуляции.
6. Постоянные и переменные затраты и их поведение.
7. Определение критического объема продаж.
8. Влияние изменения отдельных видов затрат на прибыль.
9. Структурное изменение в ассортименте продукции.
10. Общепроизводственные расходы.
11. Общехозяйственные расходы.
12. Коммерческие расходы.
13. Порядок распределения косвенных расходов.
14. Понятие прибыли.
15. Методика определения прибыли предприятия.
16. Рентабельность и ее показатели.