Заключается в том, что приходится рисковать. Риск — это часть
Нашей жизни. Неудивительно, что будущее далеко не всегда развивается
В соответствии с нашими прогнозами. Принятые решения
Часто оказываются ошибочными, выгоды — скромнее, а затраты —
Большими, чем мы ожидали. За ошибки приходится платить. Кроме
Того, приходится платить и за то, чтобы застраховать себя от ошибок.
Это касается всех: потребителей и производителей, покупателей
И продавцов. Неопределенность становится серьезным барьером
На пути к эффективному рынку, приводит к значительным
Расходам сил, средств, времени и энергии, неоптимальному распределению
Товаров и ресурсов.
Выбор в условиях неопределенности
„ Одним из первых ученых, обративших вни-
Неопределенность м а н и е н а проблему неопределенности в рам-
И риск ках СОВременной экономической теории, был
Американский экономист Фрэнк Найт (1885—1974). Он различал
два типа вероятности: 1) математическую, или априорную, и 2) статистическую.
Вероятность первого типа определяется общими заранее заданными
Принципами. Например, вероятность выпадения цифры,
обозначенной на игральной кости, равна одной шестой. "Априорная
Вероятность, — пишет Ф. Найт, — это абсолютно однородная
классификация случаев, во всем идентичнъкс"1.
Вероятность второго типа можно определить лишь эмпирически.
Например, вероятность возникновения пожара в данном конкретном
Здании. Конечно, имеется определенная статистика, однако
Она относится к другим зданиям города, каждое из которых имеет
Свою специфику. Здесь трудно отделить случайное от необходимого
И практически невозможно устранить все случайные факторы.
Здесь нет полной однородности внутри выделяемого класса,
Knight Г. Risk, Uncertainty and Profit Boston. Houghton Miffin Co 1921. P. 210—235
(Русский перевод: THESIS, 1994. Вып. 5 С 12—28)
Выбор в условиях неопределенности 387
Отсутствуют равновероятные альтернативы и поэтому нельзя точно
Определить вероятность с помощью априорных математических
Вычислений. Статистическая вероятность, считает Ф.Найт, это
"эмпирическая оценка частоты проявления связи между утверждениями,
Неразложимыми на изменчивые комбинации одинаково
вероятных альтернатив"1.
Первый тип вероятности очень редко встречается в бизнесе,
Второй типичен для деловой сферы. Первый тип поддается однозначному
Измерению, для измерения второго требуются субъективные
Оценки. Риск — э т о оцененная любым способом вероятность,
А неопределенность — это то, что не поддается оценке.
В данной теме мы прежде всего будем рассматривать риск. Хотя
Такой подход не отражает всю сложность проблемы выбора в условиях
Неопределенности, он тем не менее помогает подойти к ее пониманию.
„ Вероятность (probability) — возможность получе-
Измерение =. г*
Е ния определенного результата. Следует различать
™ объективную и субъективную вероятность. Объективная
Вероятность — э т о вероятность, базирующаяся на расчете
Частоты, с которой происходит данный процесс или явление.
Объективная вероятность определяет среднее значение вероятности.
Субъективная вероятность — это вероятность, основанная
На предположении о возможности получения данного результата.
Ожидаемое значение (expected value) — э т о средневзвешенное
Значение всех возможных результатов.
Е(х) = л,х, + я,х, +... + % х = я х , (12.1)
v / 1 1 2 2 n n i i ' v/
Где х — возможный результат, п
я —вероятность соответствующего результата, Z n ( = l.
1 1 = 1
Допустим, билет в автобусе стоит 10 руб., а штраф за безбилетный
проезд — 100 руб. Если вероятность проверки билета 1/10, то
Ожидаемое значение результата от безбилетного проезда
Е(х) = 0,9 х 10 - 0,1 х 100 = -Груб.
Таким образом, ездить "зайцем" в данных условиях нерационально
— убытки, скорее всего, превысят выгоду.
Отклонение — э т о разница между действительным результатом
И ожидаемым. Если мы не располагаем необходимой информацией,