История административно-территориального устройства Российской империи и СССР.
Огромная территория России еще в дореволюционные годы требовала изучения ее территориальных особенностей, природно-ресурсного потенциала, создания административных органов для сбора налогов и управления всеми социально-экономическими процессами. Поэтому на первых этапах становления Российского государства возникла необходимость деления России на отдельные административные единицы. Еще в XVIII в., при Петре I, Россия была разделена на 8 губерний: Петербургскую, Московскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Киевскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую. Во главе каждой губернии стоял губернатор. Губернии в свою очередь первоначально делились на провинции, управляемые воеводами, а провинции делились на дистрикты, управляемые земскими комиссарами. Под руководством губернатора создавался разветвленный административно-бюрократический аппарат, выполнявший в основном фискальные функции, поддержание порядка, сбор налогов, рекрутский набор. Позднее, в царствование Екатерины II, число губерний сначала возросло до 40, а к концу ее царствования – до 60. Были изменены и низовые звенья административного деления. Губернии подразделялись на уезды, а уезды – на волости. Для поддержания порядка в такой огромной империи, как Российская, и особенно на завоеванных окраинных территориях, были созданы военизированные органы управления – генерал-губернаторства: Варшавское, Иркутское, Киевское, Приамурское, Степное, Туркестанское, Финляндское. Московская губерния также была преобразована в Московское генерал-губернаторство, а на Кавказе было создано наместничество. Генерал-губернаторы и наместник назначались царем.
Административно-территориальное деление дореволюционной России не учитывало условия компактного проживания нерусских народностей на территории России. Например, в дореволюционное время территория современного Татарстана принадлежала пяти губерниям: Казанской, Вятской, Уфимский, Самарской и Симбирской; территория Мордовии – четырем губерниям: Пензенской, Тамбовской, Симбирской и Нижегородской. Бюрократический характер административно-территориального деления дореволюционной России и стихийность образования экономических районов страны привели к резкому несоответствию административного деления особенностям и уровню хозяйства различных районов государства. Так, несмотря на изменения, обусловленные экономическим развитием, согласно административно-территориальному делению крупнейший промышленный центр Иваново был на положении малозначащего города Шуйского уезда Владимирской губернии; значительный уже в то время населенный пункт Орехово-Зуево был разделен на две части, одна из которых входила в состав Московской губернии, другая – Владимирской; Нижний Тагил на Урале, насчитывавший в дореволюционное время до 30 тыс. чел., считался не городом, а селом.
Административно-территориальное деление России в дореволюционный период преследовало прежде всего цель укрепления строя и служило главным образом для регулярного взыскания налогов с населения.
Территории царской России делилась на губернии и уезды исключительно по признаку численности населения. Екатерининские губернии просуществовали почти без изменений до Октябрьской революции, правда, в 1861 г. к прежнему двухчисленному делению территории государства на губернии и уезды добавилось третье подразделение – волость. При районировании в досоветский период недостаточно учитывались народно-хозяйственные нужды страны и не учитывались национальные интересы народов, населяющих Россию. Дореволюционное административно-территориальное деление противоречило предпосылкам развития рыночной капиталистической экономики, образованию внутреннего рынка и свободы капиталистического оборота, а следовательно, оно не соответствовало интересам капитализма того времени.
К революции 1917 г. в России насчитывалось 68 губерний, 8 генерал-губернаторств и одно наместничество.
Созданное в Екатерининский период административное устройство практически оставалось неизменным не только в предреволюционный период, но и вплоть до конца 1920-х годов. Ликвидация губернского деления происходила в период с 1924 по 1929 г. Был ликвидирован старый государственный губернский аппарат и началось новое административно-территориальное устройство страны. Новыми органами власти стали Советы. Губернии были заменены областями, а уезды – районами.
В национальных районах на окраинных территориях были созданы союзные республики: Украинская, Белорусская, республики Закавказья, Казахстан, Средняя Азия, а затем Молдавская и республики Прибалтики. Союзной республикой стала Россия, ей бы придан статус федеральной республики, так как на ее территории районах компактного проживания отдельных национальностей был образованы автономные республики, а в ряде областей и краев автономные области и автономные национальные округа.
В советский период административно-территориальное деление осуществлялось с учетом специфики районов, их экономических, национальных, природных, исторических и других условий.
К концу 1930-х годов сформировалось современнее политике административное деление СССР, просуществовавшее вплоть до 1990-х годов. В этот период существовали 15 союзник республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Эстонская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР, Туркменская ССР, Таджикская ССР, Киргизская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР. В составе союзных республик находились 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных (национальных) округов.
Сложившаяся во второй половине 1980-х годов политическая и экономическая обстановка в стране привела в 1991 г. к распаду Советского Союза. Союзные республики заявили суверенитет и стали самостоятельными независимыми государствами.