Земельные отношения в России после 1917 года.
Революция 1917 года установила основные земельные преобразо-вания, которые сводились:
а) к отмене права частной собственности;
б) к объявлению земли всенародным достоянием;
в) к изъятию земли из гражданского оборота и включению ее в чисто административный оборот путем перераспределения между гражданами и юридическими лицами только на основе решений соответствующих органов;
г) к закреплению в законодательстве единственного субъективного права, на котором осуществлялось хозяйственное использование земли, – права пользования.
Отметим, что в начальный период Советской власти община сохраня-лась. Она рассматривалась как союз свободных равноправных пользо-вателей национализированной земли. Выбор форм землепользования был предоставлен самим крестьянам-общинникам, которые в массе придержи-вались традиционных правил переделов земли.
Первая Конституция СССР, 1924 г., закрепив право исключительной государственной собственности на землю, отнесла к ведению Союза ССР установление общих начал землепользования и землеустройства, а равно пользования недрами, лесами и водами на всей территории СССР и земля, согласно Примерному уставу как общенародное достояние передается колхозам в бесплатное и бессрочное пользование, навечно. Этот принцип был закреплен затем в ст.8 Конституции СССР 1936 г. Колхозы – коллективные хозяйства, в СССР кооперативные организации добровольно объединившихся крестьян для совместного ведения крупного социалисти-ческого сельскохозяйственного производства на основе общественных средств производства и коллективного труда [114]. В 1990 г. в сельской местности жили 38,8 млн человек, что составляло 26,2% всего населения РСФСР. До начала «рыночных реформ» 90-х, в 1989 г., в РСФСР действовало 12,9 тыс. государственных предприятий – совхозов – и 12,5 тыс. кооперативных предприятий - колхозов (без рыболовецких). В совхозах работало 5,6 млн человек, в колхозах – 4 млн человек [115].
Совхозы в 1989 г. произвели продукции сельского хозяйства (в ценах 1983г.) на 48,8 млрд руб., а колхозы (с межхозяйственными предприятиями) – на 33,4 млрд руб.
К концу XX века в нашей стране уже была создана мощная база материального производства, в том числе и сельскохозяйственного, были созданы и отлажена система общественных отношений, здоровая, творчес-кая духовная жизнь народов, населяющих страну. За годы функциони-рования крупных сельскохозяйственных предприятий была создана вся социальная инфраструктура села (школьные, дошкольные учреждения, дома культуры, дороги с твердым покрытием, мосты, система общественных транспортных перевозок и др.).
Сравнительный анализ колхозно-совхозного землепользования с общинной формой показывает, что при формировании в советское время использования земель были учтены безусловные преимущества коллек-тивных форм организации сельскохозяйственного производства. История развития коллективных форм доказала жизнеспособность и в тяжелые для страны период индустриализации и в годы Великой отечественной войны.
В ходе реформ 90-х годов, следуя общей идеологии перевода всей экономики на частнокапиталистические рельсы, не предпринимая меры по обсуждению путей дальнейшего развития страны, снова, как и в начале века, авторы реформ объявили, что «наиболее адекватной рынку формой сельхозпредприятий является семейная частная фирма» и в соответствии с указом Президента Б. Ельцина от 27 декабря 1991 г. [116] колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям предписывалось в двухмесячный срок (например, коллективизация осуществлялась в течение 4-5 лет) «принять решение о переходе к частной форме собственности».
Только 12 декабря 1993 г. всенародным референдумом принимается Конституция, которая в ст. 9 установила, что «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Крупные сельскохозяйственные предприятия, оснащенные современной техникой, наукой, кадрами, были заменены мелкими организационными структурами (личные подсобные хозяйства (ЛПХ), крестьянские фермерские хозяйства, семейные фермерские хозяйства и малые предпринимательские предприятия, сельские производственные кооперативы (СПК)).
Таким образом, произошло раздробление и изменение организа-ционных форм бывших крупных предприятий – колхозов и совхозов.
Значительная часть и ресурсов, и производственной деятельности (в нарушение Устава колхозов) переместилась из предприятий в мелкое производство – в хозяйства населения и фермерские хозяйства.
Академик РАН, д. э. н. Д. Львов по этому поводу пишет: «Природные богатства должны принадлежать всем, т.е. обществу в целом. Именно это противоречие и не позволяет разрешить проблему справедливости по существу в нашей стране. Менее чем 100 семей современных олигархов, владеют сегодня 92% доходов от природных богатств страны, а 8% – приходится на более чем 140 миллионный народ России» [117].
Сравнение колхозно-совхозного землепользования с общинной формой [118] показывает, что при формировании в советское время использования земель, очевидно, были учтены безусловные преимущества коллективных форм организации сельскохозяйственного производства.
На наш взгляд исследование последствий, принятых решений 90-х годов в России, важно тем, что население столетиями, тысячелетиями вырабатывает историческую память, которую не всегда возможно оценить экономическими и другими измерителями. Эта историческая память ложится на культуру, искусство, литературу этого народа, выделяя его среди народов мира. Изучение исторической памяти народа помогает лучше понять историю развития народа. В начале реформ 90-х годов все ли было изучено и учтено для начала реформ?
История развития коллективных форм доказала жизнеспособность и в напряженный для страны период индустриализации и в тяжелые годы Великой отечественной войны.
Объясняя причины резкого сокращения объемов сельхозпродукции в России после реформ 90-х годов, профессор А.Зельднер пишет: Основными причинами, очевидно, следует считать – отсутствие собственных средств в сельхозпредприятиях на закупку семян, горючего, техники, дорогие кредиты, очень слабая бюджетная поддержка и серьезное нарушение ценового паритета. Относительно всех капвложений в основной капитал в РФ инвестиции в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство с самого начала реформы упали более чем втрое и уже с 1995 г. их доля не превышала 5% – это меньше, чем в годы Великой Отечественной войны, 17% – в 1990 г. 3,5% – в 2013 г.), что привело к разрушению материально-технической базы сельского хозяйства, ввод в действие основных фондов в 1995 г. упал до 0,6%, а в 1998 г. до 0,5%, и оставался менее 1% до 2005 г. Но, стартовым условием послужило неподготовленное реформирование аграрной сферы – преждевременная реорганизация колхозов и совхозов, наделение селян паями без господдержки как финансовой, так и правовой. Эти причины стали тем спусковым крючком [119], который и заложил долголетнюю тенденцию ухудшения использования земельных ресурсов.