Некоммерческие организации
· Потребительские кооперативы
· Общественные объединения (в том числе религиозные объединения)
· Общественные организации
· Общественные движения
· Органы общественной самодеятельности
· Политические партии
· Фонды (в том числе общественные фонды)
· Учреждения (в том числе общественные учреждения)
· Государственные корпорации
· Некоммерческие партнерства
· Автономные некоммерческие организации
· Общины коренных малочисленных народов
· Казачьи общества
· Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
· Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств
· Территориальные общественные самоуправления
· Товарищества собственников жилья
· Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества
Хозяйствующие субъекты без прав юридического лица:
· Паевые инвестиционные фонды
· Простые товарищества
· Представительства и филиалы
· Индивидуальные предприниматели
· Крестьянские (фермерские) хозяйства (с 1 января 2010 г.)
Наименования организационно-правовых форм
Государственные и муниципальные учреждения могут иметь собственные наименования:
· Федеральное государственное учреждение (ФГУ)
· Федеральное государственное автономное учреждение (ФГАУ)
· Областное государственное учреждение или Государственное областное учреждение (ОГУ, ГОУ)
· Государственное учреждение
· Федеральное государственное бюджетное учреждение (ФГБУ)
· Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
· Областное государственное бюджетное учреждение
· Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области
· Государственное бюджетное учреждение города Москвы
· Государственное бюджетное учреждение
· Государственное (муниципальное) казенное учреждение
Учреждения образования, здравоохранения и культуры имеют свои собственные наименования ОПФ:
· Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
· Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
· Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
· Государственное образовательное учреждение
· Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
· Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
· Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования
· Государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования
· Федеральное государственное учреждение здравоохранения
· Государственное учреждение здравоохранения
· Муниципальное учреждение здравоохранения
· Федеральное государственное учреждение культуры
· Государственное бюджетное учреждение культуры Свердловской области
· Государственное учреждение культуры города Москвы
«Необычные» ОПФ:
· Областное государственное образовательное учреждение для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
· Государственное специальное реабилитационное образовательное учреждение среднего профессионального образования – техникум для инвалидов
· Федеральное государственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования «Астраханское суворовское училище Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Государственные и муниципальные унитарные предприятия:
· Федеральное государственное унитарное предприятие
· Государственное областное унитарное предприятие
· Государственное унитарное предприятие
· Муниципальное унитарное предприятие
КОРПОРАЦИИ. МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Корпорации
Корпорация - организация, созданная несколькими людьми на базе соединения капиталов. В общем случае корпорация воспринимается как акционерное общество, компания, неважно открытое оно или закрытое (Эго: компания, что в переводе на русский - коллектив). Что заставляет людей соединять свои капиталы и усилия? Очевидно, бизнес и желание разбогатеть. Каждый понимает, что сложив вместе капиталы, все они будут иметь больше возможностей для получения прибыли. Но каждый боится, что остальные его обманут. Поэтому в учредительных документах очень четко должны быть прописаны все процедуры по распределению прибыли и наступающая в случае неудачи ответственность.
Существует такое понятие как корпоративное управление. Некоторые авторы учебников считают, что это не что иное, как управление корпорацией. Однако это не так.
Корпоративное управление (corporategovernance) – система взаимоотношений и взаимодействия между менеджерами компании и ее владельцами (акционерами/инвесторами) по вопросам обеспечения эффективности деятельности компании и защите интересов владельцев, а также других заинтересованных сторон (кредиторов, партнеров, клиентов, персонала, региональных властей и т.п., то есть стейкхолдеров)
Система корпоративного управления включает правила и методы контроля за корпорацией. Контроль необходим для того, чтобы акционеры были уверены в том, что их деньги работают так, как надо и приносят доход не меньше альтернативного (например, дохода по депозиту). Кроме того, на определенном этапе развития корпорации могут стать опасными обществу (монополия со всеми вытекающими последствиями).
Основные принципы корпоративного управления:
· Прозрачность.Структура общества и хозяйственные операции должны быть понятны всем, а не только основным акционерам, причем в любой момент.
· Ответственность.Менеджеры должны нести ответственность и быть подотчетны акционерам.
· Равенство групп акционеров.Держатели контрольного пакета и миноритарии
· Этика.Нельзя «заказывать» конкурента налоговой полиции, инициировать судебные решения от лица обиженной гражданки, не опечатывать руками судебного пристава кабинет генерального директора, не вдохновлять трудовой коллектив на восстание против акционеров и т.п.
· Механизмы защиты интересов всех вовлеченных сторон.Речь идет как о внутрикорпоративных механизмах, так и о судебной защите.
Система корпоративного управления – это всегда и везде плод кропотливого труда по созданию правил и методов контроля над корпорацией, чтобы она учитывала интересы всех акционеров и соблюдала этику поведения по отношению к внешней среде (конкуренты, поставщики, партнеры, потребители, общество).
Модели корпоративного управления
Англо-американская модель – Великобритания, США, Канада, Австралия. Предполагает жесткое разграничение собственности и управления. Круг участников корпоративных отношенийдостаточно узкий: собственники, менеджеры и Совет директоров. Вмешательство государства в дела компаний весьма ограничено. В основном капитал привлекается на фондовом рынке, а финансовые институты не могут владеть крупными пакетами акций компаний. Такие инвесторы крайне чувствительны к доступности информации, к внешним проявлениям неблагополучия. Вкладывают деньги только в акции той компании, которая докажет свое дружественное расположение к ним.
Континентальная (европейская, немецкая) модель ограничивает в правах собственников компании, ставит общественные и государственные интересы выше интересов собственников, вовлекает в корпоративные отношения различные группы стейкхолдеров (заинтересованных кругов) – банки, кредиторы, трудовые коллективы, профсоюзы и общественные организации. Предполагает строгую финансовую отчетность перед кредитными институтами. Государственное вмешательство достаточно велико. Имеет место вовлечение различных групп стейкхолдеров в структуру управления компании. Банки не ограничены в приобретении контрольных пакетов акций, а источником инвестиционного капитала является банк. Континентальная (европейская, немецкая) модель корпоративного управления предполагает двухпалатный совет директоров.
Японская модель предусматривает взаимное проникновение капитала и ориентацию на корпоративные и государственные интересы. Менеджеры контролируют эти интересы и являются единственными участниками однопалатного совета директоров.
Предпринимательская модель.Характерна для стран с переходной экономикой. Присутствуют все необходимые элементы корпоративного управления, но ни один из них в реальности не работает. Государственное регулирование и экономическая политика не системны, зависят от политических интересов различных групп чиновников, олигархов. Основное в этой модели – отсутствие разделения права собственности и контроля, управления. Класс собственников нескоро отойдет от управления компаниями хотя бы потому, что не сложились объективные факторы, позволяющие им это сделать – административный ресурс по-прежнему неизмеримо более важный инструмент достижения успешности бизнеса, чем эффективное ведение хозяйства вообще.
В России пока не существует модели корпоративного поведения как таковой. Есть лишь отдельные ее элементы, не складывающиеся в целостную систему.
Де-юре российская модель корпоративного управления получена сложением всего лучшего из трех основных моделей - англо-американской, немецкой и японской моделей. Де-факто попытки применить эту формальную модель на практике не всегда успешны.