Рынок капитала: прибыль и процент. факторы, определяющие прибыль.

Капитал (от лат. capitalis — главный) — одна из важнейших категорий экономической науки, обязательный элемент рыночной экономики, необходимый фактор и ресурс производства, главный объект рынка капитала.

Капитал имеет много значений и может трактоваться как некий запас материальных благ («физический капитал»), как сумма денег, или «финансовый капитал», как нечто, что включает в себя не только материальные предметы (средства производства), но и нематериальные элементы, такие, как знание, образование, квалификация, человеческие способности, используемые в производстве товаров и услуг («человеческий капитал»), как элемент богатства, приносящий его владельцу регулярный доход на протяжении длительного времени («дисконтированный поток дохода»), как сумма прав распоряжаться некоторыми ценностями, дающая их обладателям доход без вложения соответствующего труда («юридический капитал»).

Все эти взгляды едины в одном: капитал— это любой ресурс экономики, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ и способный приносить доход.

По К. Марксу, изначально капитал — это любое благо, стоимость. Но это лишь необходимое условие зарождения (существования) капитала. Далее следует отметить, что капитал — это не просто стоимость, а авансированная стоимость, что подчеркивает и объясняет интерес предпринимателя в авансировании средств на реализацию определенного товара, который может быть связан с риском и потерей авансированной стоимости. Это отказ от удовлетворения ежеминутных желаний, определенное воздержание во имя дела.

Но авансированная стоимость у К. Маркса еще не есть капитал. Таковым он может стать, если создает прибавочную стоимость, которая после реализации принесет прибыль. Капитал — это самовозрастающая стоимость. Но и этого недостаточно. Капитал — это движущаяся стоимость, стоимость, которая находится в постоянном движении, и, чем быстрее оборот авансированной стоимости, тем меньше требуется средств для достижения поставленной цели — получения прибыли.

Капитал существует в различных формах (рис. 9.1). Изначально он выступает в денежной форме. Это денежный капитал, роль (функция) его сводится к созданию необходимых условий для процесса производства материальных благ. Имея деньги, предприниматель приобретает на рынке необходимые факторы производства: рабочую силу, средства производства и земельный участок (возможно, в аренду).

Другой формой капитала является производительный капитал, функция которого — рациональное потребление приобретенных факторов в процессе производства; создание товаров, обладающих общественной потребительной стоимостью и стоимостью, содержащей прибавочную стоимость и прибыль.

Третьей формой капитала выступает товарный капитал, его роль и функция — в реализации произведенных товаров и содержащейся в них стоимости и прибавочной стоимости, т.е. превращение товарного капитала в денежный.

Именно на этой стадии реализованная прибавочная стоимость превращается в прибыль, доход предпринимателя.

Признаки классификации капиатала:

1. Виды и формы капитала

· денежная

2. По форме существования

· товарная

· производительная

3. По способу перенесения стоимости

· основной капитал

· оборотный капитал

4. По форме собственности на капитал

· частная (иднивидуальная, семейная)

· коллективная(кооперативы, товарищества, корпорации)

· государственная (федеральная, республиканская, муниципальная)

· смешанная

· иностранная

5. По источникам формирования

· собственный

· заемный

6. По направлениям использования

· на восстановление,реконструкцию, капитальный ремонт основных фондов

· на строительство новых предприятии, расширение действующих

Кругооборот капитала — это такое движение капитала, при котором, проходя три различные стадии и три функциональные формы, он возвращается в ту форму, с которой начал свое движение.

Прибыль- это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разность между полученным совокупным доходом и совершенными совокупными затратами в процессе этой деятельности.

Предпринимательствопредставляет собой специфическую деятельность по организации производства и распоряжению его результатами. прибыль стала рассматриваться как доход предпринимателя, в трехфакторной же модели прибыль приписывалась капиталу.

Чистой прибылью, по Й. Шумпетеру, является не вся ценность продукта, а только ее превышение над ценностью того продукта, который был бы произведен в противном случае.

Прибыль предпринимателя равна разности между доходом и издержками.

Источники возникновения прибыли могут быть самыми разнообразными:

— связанная с риском деятельность предпринимателя;

— предвидение;

— умелое сочетание предпринимателем в процессе изготов­ления продукции факторов производства;

— монополизация рынка;

— тайный сговор между предпринимателями;

— умелая дифференциация выпускаемого продукта;

— инновации;

— ценовая дискриминация потребителей и т. д.

Стремление к получению прибыли ориентирует предприятияна увеличение объема производства и снижение затрат.

Предприятие всегда определяет в качестве своей главной стратегической цели - получение максимальной прибыли и формирует в соответствии с этим критерием финансовую стратегию, пакет заказов, производственную программу, учетную политику, перспективные, годовые и оперативные планы.

Виды прибыли:

Валовая прибыль определяется как разница между суммой выручки от продажи продукции и ее себестоимостью.

Валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов, составляет прибыль от продаж.

Коммерческие расходы включают транспортные расходы, оплату погрузочно-разгрузочных работ, расходы на тару и упаковку, амортизацию по оборудо­ванию, которое используется для продажи, заработную плату продавцов, расходы на рекламу и др.

К управленческим расходам относятся затраты на оплату труда административного персонала, на подготовку и переподготовку кадров, представительские, на оплату аудиторских, консультационных и информационных услуг, на содержание имущества общехозяйственного назначения (ремонт, амортизация, арендная плата) и др.

Операционные доходы, в частности, включают доходы от продажи основных средств и другого имущества организации; проценты, полученные по проценты за использование банком денежных средств организации, находящихся на счетах.

Внереализационные доходы — это активы, полученные безвозмездно; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; курсовые разницы; штрафы, пени, неустойки за нарушения договоров, которые признаны должником или присуждены судом; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности; сумма дооценки активов; прочие внереализационные доходы.

После уплаты налога на прибыль у предприятия остается прибыль от обычной деятельности. В случае возникновения чрезвычайных доходов и расходов эта прибыль корректируется на величину разницы между чрезвычайными доходами и расходами. В результате формируется чистая прибыль отчетного года.

По источникам формирования прибыли выделяют прибыль от реализации продукции, прибыль от реализации имущества и прибыль от внереализационных операций.

В разрезе основных видов деятельности предприятия выделяют прибыль от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Операционная прибыль является результатом операционной (производственно-сбытовой или основной для данного предприятия) деятельности.

По периодичности получения выделяют прибыль, которая формируется предприятием регулярно, и так называемую «чрезвычайную» прибыль. Термин «чрезвычайная» прибыль характеризует необычный для данного предприятия источник ее формирования или очень редкий характер ее формирования.

По характеру использования в составе прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей (чистой прибыли), выделяют капитализируемую и потребляемую ее части. Капитализированная прибыль характеризует ту ее сумму, которая направлена на финансирование прироста активов предприятия, а потребленная прибыль - ту ее часть, которая израсходована на выплаты собственникам (акционерам), персоналу или на социальные программы предприятия.

В целом прибыль от реализации зависит от четырех факторов: объем реализации, структура реализованной продукции, цена и себестоимость единицы продукции.

Каждый из факторов может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Рост объемов реализации рентабельной продукции ведет к росту прибыли от продаж. Если продукция убыточна, то рост объемов реализации ведет к снижению прибыли. Увеличение доли более рентабельной продукции в структуре реализации приводит к росту прибыли и наоборот. Снижение себестоимости продукции имеет обратное влияние на прибыль - приводит к росту прибыли и, соответственно, следствием роста себестоимости будет снижение прибыли от реализации. Изменение уровня среднереализационных цен пропорционально прибыли – при росте уровня цен растет прибыль.

Наши рекомендации