Внеаудиторная самостоятельная работа

Введение

Методические материалы по изучению дисциплины «Деньги, кредит, банки» разработаны в соответствии с рабочей программой данной дисциплины и документации основной образовательной программы по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» (профили «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика предприятий и организаций», «Региональная и муниципальная экономики», «Экономика учреждений и организаций социальной сферы», «Статистика»).

Цель настоящих методических материалов помочь студентам успешно освоить дисциплину «Деньги, кредит, банки». Целями освоения данной дисциплины являются: формирование у будущих бакалавров современных фундаментальных знаний в области теории денег, кредита, банков, раскрытие исторических и дискуссионных теоретических аспектов их сущности, функций, законов, роли в современной рыночной экономике.

Выполнение предусмотренных методическими материалами заданий по данной дисциплине позволит обучающимся получить необходимые знания, умения и навыки и на их базе сформировать соответствующие компетенции:

-готовность применять знания современного законодательства, нормативных и методических документов, регулирующих денежный оборот, систему расчетов, в том числе в сфере международных экономических отношений, деятельность кредитных организаций, знать практику использования указанных документов;

-способность анализировать проблемы функционирования денег, кредит, банков и процессы, происходящие в сфере денежно-кредитных отношений общества, и прогнозировать их дальнейшее развитие;

-готовность осуществлять сбор и обработку статистической, бухгалтерской и иной информации по денежному обращению, расчетам, состоянию денежной сферы, банковской системы;

-способность владеть методами экономического анализа денежно-кредитной сферы, монетарных процессов в современной экономике;

-готовность проводить расчеты основных макроэкономических показателей денежно-кредитной сферы;

-способность интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о состоянии денежного обращения, платежной системы, кредитования, банковского сектора, выявлять тенденции происходящих в них изменений.

Для выполнения предусмотренных методическими материалами заданий по данной дисциплине необходимо иметь знания, полученные в результате освоения предшествующей дисциплины: «Микроэкономика».

Успешное выполнение заданий, предусмотренных методическими материалами по данной дисциплине, будет способствовать успешному освоению последующих дисциплин: «Статистика», «Эконометрика»,

«Институциональная экономика», «Корпоративные финансы», «Теория отраслевых рынков».

Методические материалы содержат по каждому разделу: перечень теоретических вопросов, самостоятельно подготавливаемых во внеаудиторное время и обсуждаемых на практических занятиях; перечень основных понятий, которыми должны овладеть обучающиеся; вопросы для самоконтроля; темы докладов и эссе, задания и задачи, выполняемые во внеаудиторное время и на практических занятиях; подготовку к тестированию и выполнению контрольной работы.

Изучение дисциплины предусматривается в 3 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 часов (5 зачетных единиц), в том числе на аудиторные занятия 68 часов, на самостоятельную работу 112 часов.

Форма итоговой промежуточной аттестации – экзамен.

Тема 1. Необходимость, сущность и функции денег

Практические занятия – 4 часа,

Внеаудиторная самостоятельная работа – 8 часов

Внеаудиторная самостоятельная работа

1. Изучение теоретических вопросов:

1. Причины необходимости появления денег и исторические этапы становления товарно-денежных отношений.

2. Роль и развитие денег в условиях рыночной экономики.

3. Современное представление о сущности денег.

4. Взаимодействие денег с другими экономическими категориями и макроэкономическими параметрами.

5. Понятие функций денег и их значение для определения сущности денег.

6. Деньги как мера стоимости.

7. Функция денег как средства обращения.

8. Деньги как средство сохранения стоимости (средство накопления).

9. Функция денег как средства платежа.

10. Функция мировых денег.

Основные понятия:

Бартерный обмен Определение денег Эволюция форм стоимости Потребительная стоимость денег Стоимость денег Реальная стоимость денег Представительная стоимость денег Номинальная стоимость денег   Сеньораж Покупательная способность денег Функции денег Цена Масштаб цен Тезаврация Суррогатные деньги  

2. Подготовка ответов на контрольные вопросы:

1. Назовите причины необходимости использования денег.

2. Выделите и обоснуйте непосредственные экономические предпосылки появления денег.

3. Что такое эволюция форм стоимости? Чем обусловлен переход от одной формы стоимости к другой?

4. Охарактеризуйте свойства денег как всеобщего эквивалента и как экономической категории.

5. Почему драгоценные металлы (золото и серебро) вытеснили товарные деньги?

6. Что представляют собой функции денег?

7. Перечислите функции денег? Какая из них является исходной и почему?

8. Приведите примеры использования денег в каждой из функций.

9. В чем заключается содержание и особенности выполнения деньгами функции меры стоимости?

10. Какие факторы учитываются в рыночных условиях при формировании уровня цен?

11. Для какой функции денег характерна одновременная передача продавцом товара покупателю и оплата данного товара продавцу?

12. В чем состоят отличия функций денег как средства платежа и средства обращения? В чем их сходство?

13. Каковы тенденции сферы использования денег в функции средства платежа в современных условиях?

14. В чем состоят различия выполнения функции денег как средства накопления в условиях существования полноценных денег и при кредитных деньгах?

15. Какие условия необходимы для того, чтобы деньги правильно выполняли функцию средства накопления?

16. Почему функцию мировых денег можно назвать производной от других функций денег?

17. Чем характеризуется роль денег?

18. Каковы основные направления проявления роли денег?

19. Возможно ли негативная роль денег в экономике? Приведите примеры.

20. В чем выражается роль денег в каждой из функций?

21. Какую роль выполняют деньги во внешнеэкономических отношениях?

Выполнение заданий

1. Установите соответствие обозначенных характеристик формам стоимости товара:

Форма стоимости Характеристика
1. Простая (случайная) А) Связана с выделением в результате дальнейшего обмена одного товара в качестве претендента на роль всеобщего эквивалента
2. Развернутая Б) Вызвана первым крупным разделением труда, в результате которого в процесс обмена включаются множество предметов общественного труда. Это приводит к тому, что в связи с наличием множества товаров-эквивалентов стоимость каждого товара не получает законченного выражения
3. Всеобщая В) Соответствует ранней ступени развития обмена. Обмен носил случайный характер: один товар выражал свою стоимость в другом противостоящем ему товаре
4.Денежная Г) Дальнейшее развитие обмена привело к выделению из множества товаров отдельных товаров, играющих на местных рынках роль главных предметов обмена

2. Установите соответствие перечисленных характеристик конкретным функциям денег:

Функции денег Характеристика
Функция денег как меры стоимости (1) А)Означает использование денег для оплаты приобретаемых товаров или оказанных услуг, при которой передача товара покупателю и его оплата происходят одновременно
Функция денег как средства обращения (2) Б) Заключается в оценке стоимости товаров путем установления мировых цен. Проявляется во взаимоотношениях между странами или между юридическими и физическими лицами, находящимися в различных странах
Функция денег как средства накопления (3) В) Базируется на абсолютной ликвидности денег
Функция денег как средства платежа (4) Г) Заключается в оценке стоимости товара путем установления цен
Функция мировых денег (5) Д)Означает использование денег для оплаты приобретаемых товаров или оказанных услуг, при которой передача товара покупателю и его оплата происходят не одновременно

3. Ниже представлены ситуации, иллюстрирующие различные функции денег. Назовите функцию денег в каждом из приведенных случаев:

- Вы вносите 20 000 руб., заработанные летом, на сберегательный счет в коммерческом банке для того, чтобы была возможность расплачиваться за обучение в следующем учебном году;

- Через год после получения банковского кредита вы должны оплатить сумму основного долга и проценты;

- Вы заплатили 800 руб. за запасные части для автомобиля;

- Ваш друг узнал, что билет в театр стоимостью 200 рублей;

- Вы идете в магазин и покупаете за 70 руб. записную книжку;

- Родители дали 5 000 руб. для поездки на спортивную базу;

- Вас поощрили премией в 1 500 руб. за участие в конкурсе студенческих работ.

4. Приведите примеры, иллюстрирующие выполнение деньгами различных функций.

5. В 70-е годы прошлого века в нашей стране можно было сдать старый телевизор (или несколько) в счет оплаты нового телевизора. Можно ли данный порядок обмена старых телевизоров на новый считать бартерной сделкой? Какую функцию денег выполнял в данном случае старый телевизор.

Подготовка к тестированию

5. Проверка самостоятельной работыво время консультаций по организации и контролю за ее выполнением.

Аудиторная работа

Практические занятия

1. Участие в обсуждении ответов на вопросы, подготовленные во внеаудиторное время.

2. Участие в обсуждении заданий, выполненных во внеаудиторное время.

3. Выполнение заданий.

Раскройте и покажите на примерах взаимосвязь функций денег:

- меры стоимости и средства обращения;

- меры стоимости и средства накопления;

- меры стоимости и средства платежа;

- средства обращения и средства накопления;

- средства обращения и средства платежа;

- функции мировых денег и четырех остальных функций.

4. Тестирование.

Наши рекомендации