Себестоимость продукции. Виды калькуляции
Себестоимость продукциипредставляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на производство и реализацию продукции.
Снижениесебестоимости продукции является важнейшим фактором развития экономики предприятия.
Затраты, входящие в себестоимость продукции:
1. материальные затраты (стоимость приобретаемых сырья, материалов, полуфабрикатов);
2. амортизация, которая отражает сумму отчислений на полное восстановление;
3. затраты на оплату труда (з\пл основного и вспомогательного персонала, премии, доплаты, надбавки, обязательные отчисления в Пенсионный фонд, государственному фонду занятости, органам медицинского страхования);
4. накладные расходы (расходы на хранение, транспортировку, упаковку, рекламу, з/пл управленческого персонала);
5. прочие (арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, командировочные расходы).
Таким образом, себестоимость продукции является одним из важнейших показателей, который отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятия, и показывает, во что обходится производство продукции предприятию. На предприятии различают себестоимость:
Производственную: включаются затраты, связанные с процессом производства продукции – начиная с момента запуска сырья в производство и кончая сдачей готовой продукции на склад.
Внепроизводственную (коммерческую):включаются затраты, необходимые для реализации продукции.
Сумма этих затрат составляет Полную себестоимость.
В себестоимости не отражаются пени, штрафы, убытки от списания безнадёжных долгов, судебные издержки.
При определении затрат на производство и реализацию продукции используют калькуляцию себестоимости, состав затрат, включаемый в себестоимость, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования самим предприятием.
Калькуляция – определяет себестоимость единицы продукции или выполненных работ и представляется в виде бухгалтерского расчёта (в денежном выражении).
Виды калькуляции:
1. прогнозная калькуляция (прогноз себестоимости на будущее)
2. плановая калькуляция (себестоимость перед выпуском продукции)
3. отчетная калькуляция (то, что получилось по факту).
Расчет критического объема продаж и определение
Точки безубыточности.
Для каждого предприятия (особенно нового) чрезвычайно важно знать с какого момента оно начнет получать прибыль. Критический объем продаж – это такой выпуск продукции, при котором доходы предприятия равны его расходам. Критический объем продаж определяется по следующим формулам:
– цена единицы продукции. – критический объем продаж.
– постоянные затраты. – переменные затраты на единицу продукции.
Выручка
Затраты от реализации
Выручка продукции
Доход
Переменные
затраты
Себестоимость
продукции
Постоянные
затраты
Vпродаж
Снижение себестоимости достигается за счет разнообразных факторов. К важнейшим из них можно отнести:
1) увеличение выпуска продукции (за счет экономии на постоянных расходах).
B1 – выпуск до увеличения;
B2 – новый размер выпуска продукции.
2) снижение материалоемкости (достигается экономия по сырью и материалам).
3) за счет опережающего роста по сравнению с ростом зарплаты (достигается экономия по зарплате).
4) за счет внедрения новой техники автоматизации и механизации производства.
С1 – себестоимость единицы продукции до внедрения мероприятия.
С2 – себестоимость единицы продукции после внедрения мероприятия.
В2 – выпуск продукции после внедрения мероприятия.
5) снижение фондоемкости продукции (достигается экономия на амортизации).
6) внедрение мероприятий по уменьшению отходов и потерь.
На практике используются следующие показатели себестоимости:
1) Смета затрат на производство.
2) Себестоимость единицы и всей товарной продукции.
3) Показатели снижения себестоимости.
4) Показатели затрат на рубль товарной продукции.