Прогнозирование — это процесс предвидения, построенный на вероятностных, научно обоснованных суждениях о перспективе развития региона или определенной отрасли экономики в будущем.
ТЕМА № 9 ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ - ОСНОВА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Планирование — центральная функция управления. Сущность понятия планирования.
2. Теоретические основы планирования развития региональных социально-экономических процессов.
3. Характеристика программ социально-экономического развития региона.
1. Планирование — центральная функция управления. Сущность понятия планирования.
В управлении экономическим и социальным развитием региона планирования занимает основное место, являет собой организационное начало процесса реализации обоснованных решений.
Планирование — это процесс формирования цели региональной социально-экономической деятельности, определения приоритетов, средств, методов достижения цели, а также ресурсов, необходимых для выполнения конкретных заданий в установленные сроки.
План — это конкретное задание с определенными выходными данными, ожидаемыми результатами(целью), обусловленным способом его решения.
В плане отображают комплекс заданий, работ, методов, способов их выполнения, необходимые финансовые, материальные, трудовые, другие ресурсы, размеры и направления использования инвестиций, а также управленческие решения и мероприятия для их реализации.
Принятые в плане решения должны обеспечить достижение цели в запланированные сроки при минимальных затратах.
В соответствии с Законами Украины «О государственном прогнозировании и разрабатывании программ экономического и социального развития Украины» (в 2000 г.) и «О государственных целевых программах» (в 2004г.) объектами прогнозирования и планирования являются такие виды деятельности :
- экономическая;
- научно-техническая;
- социальная;
- экологическая.
Экономическая деятельность. Главное задание планирования экономической деятельности заключается в планировании деятельности предприятий, расположенных на определенной территории, определение объемов производства и реализации продукции, предоставления услуг, повышения эффективности производства и его качественных характеристик, обеспечения ресурсосбережения.
Научно-техническая деятельность. Планирование научно-технической деятельности охватывает фундаментальные научные исследования для народнохозяйственных научно-технических проблем, создания принципиально новых технологий, средств производства, материалов и т. д.
Социальная деятельность. Планирование социальной деятельности обеспечивает решение проблем повышения уровня и качества жизни людей, улучшения бытовых условий, обеспечения образовательных, культурных и семейных потребностей каждого человека.
Экологическая деятельность в регионе направлена на снижение и компенсацию негативного влияния производства на окружающую среду.
Эта деятельность направлена на осуществление контроля за деятельностью предприятий, которые не придерживаются установленных норм рационального использования водных, земельных, лесных ресурсов, направлена на обеспечение возмещений убытков предприятиями, нанесенных природе и обществу в результате их противоправной деятельности.
Формы планирования. Виды платежей.
В период перехода экономики к рыночным отношениям розвиваются научные основы планирования, совершенствуются его формы и методы, изменяется состав и содержание плановых документов.
На практике используют следующие системы планирования:
1. По содержанию:
- директивное;
- индикативное.
Директивное планирование — это процесс разработки планов, которые имеют силу закона, являются обязательными к выполнению и вмещают комплекс мероприятий относительно обеспечения их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, должностные лица несут ответственность за выполнение плановых заданий.
Индикативное планирование являет собой распространенную во всем мире форму государственного планирования, является средством реализации социально-экономической политики государства, основным методом ее влияния на ход функционирования рыночной экономики.
Индикативный план не имеет обязательного для выполнения характера. Основу индикативного плана составляют обязательные задания, но их число ограничено и в целом план носит рекомендательный, направляющий характер.
Как инструмент регионального управления, индикативное планирование чаще всего используется на макроуровне. Задания индикативного плана называются индикаторами.
Индикаторы — это параметры, которые характеризуют состояние и направления развития экономики, разработанные органами государственного управления в ходе формирования социально-экономической политики.
Индикаторы отображают виды и направления государственного влияния на экономические и социальные процессы с целью достижения указанных параметров. В качестве индикаторов используют показатели, которые характеризуют структуру, динамику, эффективность экономики, состояние финансов, денежный оборот, занятость и качество жизни населения.
2. По содержанию плановых решений и в зависимости от сроков, на которые разрабатывается план, различают:
- стратегическое планирование;
- текущее (тактическое) планирование.
Стратегическое планирование — это процесс осуществления совокупности систематизированных и взаимоувязанных мероприятий относительно определения долгосрочной цели, направление деятельности отдельных отраслей экономики.
Суть стратегического планирования заключается в выборе главных приоритетов развития экономики, определении путей развития той или другой отрасли и сроков достижения долгосрочной цели. Стратегическое планирование осуществляется в процессе разработки долгосрочных и среднесрочных планов.
Перспективное планирование охватывает период в 5, 10, 15, 20 лет. Такиепланы определяют долгосрочную стратегию научно-технического, экономического и социального развития. Перспективный план разрабатывают на основе предыдущего прогнозирования.
Прогнозирование — это процесс предвидения, построенный на вероятностных, научно обоснованных суждениях о перспективе развития региона или определенной отрасли экономики в будущем.
На этапе прогнозирования обнаруживают альтернативные варианты развития определенной социально-экономической системы и обосновывают выбор наиболее оптимального. В таком понимании прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования, может выступать как самостоятельная функция управления.
Среднесрочное планирование проводится на период от 1 до 5 лет. Показатели первого года разрабатывают более детально, обосновывают ряд мероприятий, направленных на рациональное использование всех видов ресурсов, развитие производства, улучшение работы организаций и учреждений социального направления, получения максимальных социально-экономических результатов.
Текущее (тактическое) планирование предусматривает разработку программ економической и социальной деятельности, направленных на выполнение заданий стратегического плана при обеспечении рационального использования всех видов ресурсов и высоких качественных характеристик деятельности.
Теоретические основы планирования развития региональных социально-экономических процессов
Согласно теории управления перспективы развития каждого региона определяются
обоснованным прогнозом и на его основе конкретными планами, направленными на обязательное выполнение. Позитивное влияние на общую систему планирования экономического и социального развития имеют методологические и методические положения, которые освещены в Законе Украины «О государственном прогнозировании и разрабатывании программ экономического и социального развития Украины». В законе определены правовые, экономические и организационные принципы формирования целостной системы прогнозных и программных документов экономического и социального развития Украины, отдельных отраслей экономики и отдельных административно-территориальных единиц.
Законом установлен общий порядок разрабатывания, утверждения и выполнения отмеченных прогнозных и программных документов, а также права и ответственность участников государственного прогнозирования и разрабатывания программ экономического и социального развития. Законом определены такие понятия как «государственное прогнозирование экономического и социального развития» и «программа экономического и социального развития».
Прогноз экономического и социального развития является средством обоснования выбора той или другой стратегии и принятия конкретных решений органами законодательной власти, органами местного самоуправления относительно регулирования социально-экономических процессов.
Государственное прогнозирование экономического и социального развития — научно обоснованное предвидение направлений развития страны, отдельных отраслей экономики или отдельных административно-территориальных единиц, возможного состояния экономики и социальной сферы в будущем, а также альтернативных путей и сроков достижения параметров экономического и социального развития.
Программа экономического и социального развития Украины — документ, в котором определяются цели и приоритеты экономического и социального развития, средства и пути их достижения, формируется взаимосогласованная и комплексная система мероприятий органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, направленных на эффективное решение проблем экономического и социального развития, достижения стабильного экономического роста, а также характеризуются ожидаемые изменения в состоянии экономики и социальной сферы.
Следует заметить, что в последнее время в официальных документах стали использовать слово «программа», избегая слов «план». С учетом указанной замены система прогнозных и программных документов экономического и социального развития состоит из:
- прогнозов экономического и социального развития Украины, Автономной Республики Крым, областей, районов и городов на долгосрочный (на 10-15 лет), среднесрочный (на 5 лет) на краткосрочный (на следующий год) периоды;
- Государственной программы экономического и социального развития Украины на краткосрочный период;
- прогнозов развития отдельных отраслей экономики на долгосрочный и среднесрочный периоды;
- программ экономического и социального развития Автономной Республики Крым, областей, районов и городов на краткосрочный период;
- программ развития отдельных отраслей экономики на краткосрочный период. Государственное прогнозирование и разрабатывание программ
экономического и социального развития региона базируются на таких основных принципах:
- эволюция экономического и социального развития предусматривает - учитывание того, что производственно-экономические и социальные процессы не происходят внезапно, немедленно. Для осознания новых устремлений, приемов, изменений общественных отношений, воплощения их в жизнь необходимо изменение психологии людей и человеческих отношений, а для этого нужен определенный период времени. К нежелательным негативным результатам приводят решения, которые направлены на негативные внедрения принципиально новых изменений в человеческих отношениях;
- целостность — обеспечивается разрабатывание взаимосогласованных прогнозных и программных документов экономического и социального развития Украины, отдельных отраслей экономики и отдельных административно-территориальных единиц на кратко - и среднесрочный периоды;
- объективность — прогнозные и программные документы экономического и социального развития Украины разрабатываются на основе данных органов государственной статистики, уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экономической политики, других центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также отчетных данных из официальных изданий Национального банка Украины;
- социальная направленность — означает, что в прогнозных и программных документах главное внимание уделяется необходимости учитывания интересов людей, обеспечения социальных потребностей;
- научность, оптимальность — прогнозные и плановые документы разрабатывают на основе использования экономических законов развития общества и в планах отображаются научно обоснованные, оптимальные решения на уровне предприятия, отдельной территории, государства в целом, которые обеспечивают достижение максимального социально-экономического эффекта. Применение научного метода позволяет объективно оценить тенденции, обосновать перспективы развития региона, разработать прогнозы и технико-экономическое обоснование темпов и пропорций роста, определить приоритетность в реализации отдельных решений, которая обусловлена государственными и региональными интересами;
- пропорциональность и сбалансированность экономического развития — обеспечение потребностей населения в производстве продукции, предоставления услуг, которое может быть реализовано в результате общегосударственного и регионального в о планирования. Реализация этого прнципу предусматривает: эквивалентный обмен результатов производственной деятельности во всех сферах народного хозяйства; равновесие спроса и предложения, которое касается всех отраслей производства; рациональное соотношение между минимально необходимыми потребностями и имеющимися ресурсами;
- самостоятельность — региональные органы власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий отвечают за разрабатывание, утверждение и выполнение прогнозных и программных документов экономического и социального развития соответствующих административно-территориальных единиц. Прогнозирование и разрабатывание этих программ обеспечивает координацию деятельности органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления;
- гласность — прогнозные и программные документы являются доступными для общественности. Информирование о целях и показателях этих документов обеспечивает субъектов предпринимательской деятельности необходимыми ориентирами для планирования собственной производственной деятельности;
- соблюдение общегосударственных интересов — органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления должны осуществлять разрабатывание прогнозных и программных документов экономического и социального развития исходя из необходимости обеспечения реализации общегосударственной социально-экономической политики и экономической безопасности государства.
Прогнозные и программные документы разрабатываются на основе комплексного анализа демографической ситуации, которая сложилась на определенной административно-территориальной единице, состоянию использования природного, производственного, научно-технического и трудового потенциала, конкурентоспособности отечественной экономики, анализа достигнутого уровня развития экономики и социальной сферы и с учетом влияния внешних политических, экономических и других факторов.
Показатели прогнозных и программных документов экономического и социального развития являются ориентиром для разрабатывания субъектами предпринимательской деятельности собственных прогнозов, планов и других документов.
Программы экономического и социального развития на краткосрочный период разрабатываются на основе соответствующих прогнозов. Программы должны быть комплексными, разрабатываться на научной основе, определять цели и приоритеты экономического и социального развития, учитывать местные особенности деятельности предприятий каждой отрасли, предусматривать для выполнения программ использование необходимых природных, трудовых, материальных, финансовых ресурсов, предусматривать также обоснование необходимых резервов в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте для избежания возможных социальных и природно-климатических неурядиц, должны учитывать достижение конкретных позитивных сдвигов в экономической деятельности и социальном обеспечении людей. Такие программы должны быть обнародованы и положительно восприняты населением определенной территории, тогда будут поддержаны; выполнение будет направлено на обеспечение реального экономического роста в результате конкретных действий органов регионального управления, местного самоуправления и руководителей предприятий. Таким образом, в программах отображается относительная самостоятельность регионов при решении экономических, социальных, экологических проблем, как элемента государственной региональной политики.
Прогнозы и программы экономического и социального развития разрабатывают Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и органы местного самоуправления. Эти органы также контролируют выполнение соответствующих показателей программ экономического и социального развития соответствующей административно-территориальной единицы.
Методы планирования являют собой совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование плановых документов.
К основным методам планирования относятся: системный, балансовый, нормативный, программно-целевой, математические методы.
Системный метод.Понятие «система» определяется как упорядоченная совокупность взаимоувязанных и взаимодействующих элементов, которые образуют единое целое. Система являет собой одно из основных понятий кибернетики — науки об управлении сложными динамическими системами. К системе принадлежит любое целое, которое состоит из связанных между собой отдельных элементов. Свойством динамической системы является то, что отдельные элементы образуют единое целое с качественно новыми свойствами.
Распределение системы на отдельные подсистемы и элементы осуществляется таким образом, что хранится общая целенаправленность в функционировании системы. Элементы в системе объединены причинно-следственными связями. Изменение состояния отдельных элементов или связей в течение определенного времени приводит к изменению состояния самой системы. Это значит, что система функционирует.
Применение системного метода позволяет рассматривать регион как сложную динамическую систему, исследовать на этапе планирования и предусмотреть влияние на развитие экономических и социальных процессов внешних и внутренних факторов.
Балансовый метод в планировании значит, что план производства материальных ресурсов, машин, оборудования, предметов потребления обосновывают в результате разработки балансов, в которых определяют потребности и источники удовлетворения этих потребностей.
Макроэкономическая сбалансированность в обществе выступает как совокупность пропорций между производством и потреблением, ресурсами и их использованием, предложением и спросом, факторами производства и его результатами, материальными и финансовыми потоками. Совокупные потребности, как правило, больше возможных объемов ресурсов.
В процессе разработки конкретных балансов проводят ранжировку потребностей — распределяют их по рангам на первоочередные и менее важные. Соответственно определяют объем ресурсов, которые удовлетворяют сначала первоочередные потребности, а после — прочие потребности.
Нормативный метод основан на определении и использовании в планировании деятельности предприятия прогрессивных норм и нормативов, которые отображают достижение научно-технического прогресса, задания относительно развития отдельных отраслей экономики, которые имеют важное значение для государства.
Использование прогрессивных норм и нормативов выступает в качестве основы для обеспечения международных стандартов уровня экономического и социального развития, достижения оптимальной сбалансированности производства и потребления, своевременного поиска резервов, их эффективного использования, внедрения прогрессивной организации труда.
Достоверность нормативной базы особенно необходима в условиях формирования новых экономических отношений в Украине в связи с осуществлением рыночных превращений.
Необходимо отличать такие понятия как «норма» и «норматив».
Норма — это научно обоснованная максимально допустимая велчина абсолютных расходов сырья, материалов, топлива, электроэнергии, трудовых затрат, других ресурсов, необходимых для изготовления единицы продукции, выполнения работ, предоставления услуги заданного качества в течение планового периода.
Норматив— относительный показатель, который характеризует поэлементные составляющие норм расходов сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда на единицу работы, степень эффективного использования ресурсов(например, расходы заработной платы на 1 грн. готовой продукции). Норматив устанавливает величину параметров, которые определяют, регламентируют значения конкретной нормы или определенного задания на выполнение конкретной работы.
Программно-целевой метод предусматривает разработку целевых комплексных программ и предназначен для обоснования решения крупных народнохозяйственных проблем, определения путей развития ведущих предприятий отраслей экономики, которые имеют общегосударственное значение.
Сущность метода заключается в выборе основной цели научно-технического, экономического и социального развития, разработке основных мероприятий для их достижения в определенные сроки при сбалансированном обеспечении производства ресурсами.
Целевая комплексная программа — документ, в котором определенная цель и комплекс производственных, организационно-хозяйственных, социально-экономических и других мероприятий, направленных на решение конкретной народнохозяйственной проблемы с учетом имеющихся трудовых и материально-технических ресурсов. По содержанию целевые комплексные программы разделяют на научно-технические, экономические, территориальные, социальные, экологические.
Научно-технические программы предусматривают решение научных и технических проблем, использования достижений науки в народном хозяйстве, внедрение инновационных программ.
Экономические программы направлены на решение важных отраслевых и межотраслевых проблем в производстве, повышение его эффективности, развитие новых видов производства продукции, технологических процессов, внедрения новых транспортно-технологических связей.
Территориальные программы предусматривают комплексное хозяйственное развитие производственной сферы отдельных регионов, формирования новых производств и на этой основе утверждения условий для занятости населения и покрашення условий жизни людей.
Социальные программынаправлены на создание благоприятных социальных условий для населения, покрашення материальной и культурной жизни населения, на развитие науки, образования, культуры, искусств, націнальних традиций и тому подобное.
Экологические программы включают комплекс мероприятий природоохранного характера, которые направлены на обеспечение рационального использования и охрану земельных, водных, лесных ресурсов, ликвидацию негативного влияния вредных производств на здоровье людей.
Математические методы дают возможность использовать в планировании экономико-математические модели с целью обеспечения научной обоснованности и оптимизации планов.
Процесс планирования производства на региональном уровне требует систематического решения большого количества вопросов технико-технологического, организационного, экономического, социального и правового характера. Оптимальное решение этих вопросов может быть достигнуто на основе использования экономико-математических моделей, учитывая сложность процесса планирования и наличие значительного количества факторов, которые влияют на конечные результаты.
В зависимости от содержания технико-технологических, организационных и социально-экономических задач для получения оптимального плана применяют экономико-математические методы, в состав которых входят методы математического моделирования, линейного, динамического, стохастического и других видов программирования, стохастического моделирования, модели, которые построены на использовании теории очередей (массового обслуживания), теории управления запасами, теории игр и других математических теорий.