Анализ организационной структуры управления предприятием
Во время прохождения практики я изучила организационную структуру предприятия, должностные обязанности сотрудников турфирмы.
Под организационной структурой управления предприятием понимается состав (перечень) отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии.
Тип организационной структуры ТОО «Круиз-Тур» является линейным.
Сущность линейной (иерархической) структуры управления состоит в том, что управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним доминантным лицом – руководителем, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц. Он принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность за его работу перед вышестоящим руководителем. Преимущества линейной структуры объясняются простотой применения. Все обязанности и полномочия здесь четко распределены, и поэтому создаются условия для оперативного процесса принятия решений, для поддержания необходимой дисциплины в коллективе. В числе недостатков линейного построения организации обычно отмечается жесткость, негибкость, неприспособленность к дальнейшему росту и развитию предприятия. Линейная структура ориентирована на большой объем информации, передаваемой от одного уровня управления к другому, ограничение инициативы у работников низших уровней управления. Она предъявляет высокие требования к квалификации руководителей и их компетенции по всем вопросам производства и управления подчиненными.
Рисунок 1 Линейная структура туристской фирмы.
В должностные обязанности директора входят разработка имиджа фирмы, маркетинг, представительские функции, взаимодействие с партнерами, получение необходимых лицензий, набор и обучение персонала. А также директор Товарищества:
- действует без доверенности от имени Товарищества, представляет интересы Товарищества во всех отечественных и иностранных предприятиях, фирмах и организациях;
- осуществляет оперативное руководство деятельностью Товарищества;
- распоряжается имуществом Товарищества в пределах полномочий, переданных ему участников;
- заключает договоры, в том числе трудовые;
- выдает доверенности;
- открывает в банках расчетные и иные счета;
- самостоятельно принимает и увольняет служащих Товарищества, определяет системы оплаты труда, устанавливает размеры должностных окладов и персональных надбавок, решает вопросы премирования, принимает меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
- в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников Товарищества;
- решает вопросы, отнесенные настоящим Уставом, документами Товарищества и индивидуальным трудовым договором к своей компетенции.
Менеджер-консультант №1 осуществляет функции: работа с клиентами, прием заявок у клиентов, проработка плана индивидуального тура, связь с операторами и средствами размещения, бронирование туров, оформление виз, страховок, проведение социологических опросов.
Менеджер-консультант №2 осуществляет функции:
- бухгалтерии, ведет учет фирмы, составляет отчетности, производит отчетность перед государственными органами учета;
- разработка и внедрение рекламы (печатной продукции, внешнее оформление фирмы, реклама на радио и в печатных средствах);
- работа с клиентами, прием заявок у клиентов, проработка плана индивидуального тура, связь с операторами и средствами размещения, бронирование туров, оформление виз, страховок.
Менеджерам-консультантам данной турфирмы характерна вежливость, которая является выражением уважительного отношения к клиенту, корректность и умение держать себя всегда в рамках приличий, даже в конфликтной ситуации.