Фискальная политика государства. Фискальная политика – это совокупность финн мероприятий гос-ва по регулированию бюдж расходов и доходов с целью решения соц эк задач страны
Фискальная политика – это совокупность финн мероприятий гос-ва по регулированию бюдж расходов и доходов с целью решения соц эк задач страны
Виды фискальной политики :
1.Дискреционная (одномоментная фискальная политика) – цене направл манипуляция расходами и доходами гос бюджета при помощи прав-х решений. Установление налог нормативы и суммы гос закупок. При этом влияние на экономику стабильно
2.Вмонтирование стабильности – эл-ты изменчивости стабильные кот измен в процессе эк развития. Например в периоды эк спадов выплаты по безработица увеличиваются т к увелич-ся безработица и при этом возникает дефицит гос бюджета. Автоматически уменьшаются колебания совокупного спроса, он стабилизируется на уровне достаточном для поддержания производства.
Эти виды политики не противоречат друг другу а дополняют и являются взаимосвязанными
Установл ставки налога это ф-и дискрицион политики, а конкретные суммы налог поступл – это смонтиров стабилизатор
Налоги – это инструмент фискальной политики гос-ва
Различ стимулирующ фиск политику – направл на поддержание общественного производства путем уменьшения налогов и увеличения гос расходов
Сдерживающая фиск политика – направл на уменьш роста общего произв-ва через увелич налогов
Основные принципы налог политики :
- соц справедливость
- одинаковая отв-ть перед законом
- эк эффективность
- стабильность
-гибкость
Способы влияния государства на экономику – экономические, административные, правовые; методы – прямые и непрямые; функции государственного регулирования НЭ.
Механизм регулирования НЭ состоит из соотношения гос-го, общественного регулирования и саморегулирования.
Решающая роль отводится гос. регулированию.
Гос-во – это общий институт, который обеспечивает реализацию общенациональных интересов не ограничиваясь при этом только сферой экономики.
Участие государства предполагает выполнение им определенных функций:
1.Противостояние «хроническим болезням» рынка (инфляция, безработица, цикличность).
2.Стимулирование развития фундаментальных научных исследований.
3.Создание законов и правил регулирующих экономическую деятельность.
4.Реализация национальных интересов на мировом уровне.
Выделяют три вида способов влияния гос-ва на эк-ку:
1.Экономические регуляторы – являются основными; отсутствует прямое вмешательство гос-ва; создается такая экономическая среда при которой все субъекты действуют в нужном направлении.
2.Административные регуляторы – являются второстепенными; действуют опосредованно по сравнению с экономическими (разрешение, запрет, принуждение).
3.Правовые регуляторы – основаны на создании законодательной базы и осуществлением контроля за их использованием.
Методы применяемые государством:
1.Метод прямого вмешательства – отражается в принятии законодательных актов, системы гос. закупок, целевое финансирование.
2.Метод непрямого вмешательства – проведение гос-вом определенной экономической политики: бюджетной, налоговой, валютной, таможенной.
Гос. регулирование НЭ – управление социально-экономическими и эколого-хозяйственными процессами в гос-ве с целью их сбалансированного развития.
Основные функции гос. регулирования экономики:
1.Целевая – определение целей и приоритетов развития НЭ.
2.Стимулирующая – формирование регуляторов способных эффективно влиять на деятельность экономических субъектов.
3.Нормативная – при помощи законов устанавливаются правила хоз. деятельности.
4.Распределительная – распределение ресурсов в экономике.
5.Контрольная – контроль за выполнением законов, экономических, экологических и социальных стандартов.
6.Социальная – регулирование социально-экономических отношений.