Региональные межправительственные организации гражданской авиации

Региональные межправительственные организации гражданской авиации решают проблемы воздушного транспорта соответствующих регионов и координируют деятельность соответствующих государств, а также авиакомпаний и аэропортов в этих регионах. Координацию деятельности этих организаций осуществляет ИКАО. Основными региональными организациями являются:

Европейская конференция гражданской авиации, ЕКАК (European Civil Aviation Conference, ECAC). Создана в 1954 г. на Страсбургской конференции по инициативе Совета Европы и при активной поддержке ИКАО. Она явилась первой региональной межправительст­венной организацией, созданной для координации деятельности гражданской авиации в Западной Европе;

Европейская организация по безопасности аэронавигации, Евроконтрол (European Organization for fhe Safety of Air Navigation, Eurokontrol). Создана в 1963 г. с вступлением в силу подписанной в 1960 г. Между­народной конвенции о сотрудничестве в обеспечении безопасности воздушной навигации. Основными целями являются: совместная деятельность в области воздушного сообщения с учетом требований обороны и при одновременном обеспечении большей свободы для пользователей воздушным пространством; разработка согласованной и скоординированной системы контроля воздушной навигации в Европе; реализация Европейской программы гармонизации и инте­грации аэронавигационного контроля (European Air Traffic Control Harmonisation and Integration Programe, EATCHIP) и др.;

Африканская комиссия гражданской авиации (АФКАК). Создана в 1969 г., ее членом может стать любое африканское государство — член Экономической комиссии по Африке (ЕКА) или Организации африканского единства (ОАЕ). Членами АФКАК являются 32 госу­дарства;

Латиноамериканская комиссия гражданской авиации (ЛАКАК). Является региональной группировкой государств Южной и Цент­ральной Америки, созданной в 1973 г. Членами этой организации могут быть только государства Южной и Центральной Америки, а также Карибского бассейна. Членами ЛАКАК являются 19 государств;

Совет гражданской авиации арабских государств (КАКАС). Создан в 1967 г. для координации усилий по решению экономических про­блем воздушного транспорта арабских государств в ИКАО. Членами КАКАС в настоящее время являются 20 государств.

МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА (ИАТА)

ИАТА — это ассоциация авиакомпаний, выполняющих регулярные коммерческие авиаперевозки. ИАТА была основана в 1945 г. в Гаване после подписания Чикагской конвенции 1944 г., учредившей ИКАО. Ассоциация является фактическим правопреемником Международной ассоциации воздушных перевозок, основанной в 1919 г. в Гааге.

Основными задачами ИАТА являются развитие безопасных регу­лярных и экономичных воздушных сообщений, содействие воздуш­ной коммерции и изучение связанных с этим проблем и др.

В соответствии с назначением ИАТА действует как международ­ное агентство, при помощи которого авиакомпании стремятся об­щими усилиями решать те проблемы, которые они не смогли бы решить индивидуально в таких областях, как воздушные перевозки, финансы, юридические и технические вопросы, медицина и пуб­личная информация. Кроме того, ИАТА действует как центральный банк информации и технических знаний для авиакомпаний — чле­нов этой организации, содержит такое предприятие, как Центр меж­дународных расчетов, руководит деятельностью различных комитетов, объединяющих экспертов авиакомпаний, представляет авиаком­пании в международных организациях.

Высшим органом ИАТА является Генеральная ассамблея, которая созывается ежегодно. Кворум Ассамблеи составляют активные чле­ны Ассоциации, при этом каждый из них имеет один голос. В функ­ции Генеральной ассамблеи входят: выборы президента ИАТА и чле­нов Исполнительного комитета; рассмотрение и утверждение отчета Исполнительного комитета и других комитетов Ассоциации; утверж­дение финансовых отчетов и бюджета; утверждение технических и других комиссий, назначенных Исполнительным комитетом и др.

В промежутках между ежегодными генеральными ассамблеями руководство организацией осуществляется Исполнительным комите­том, избираемым Генеральной ассамблеей и состоящим из 21 члена. Исполнительному комитету подчиняются пять постоянных комите­тов: воздушного транспорта, финансовый, юридический, техничес­кий и медицинский. Каждый комитет образует различные подкоми­теты и рабочие группы; часть подкомитетов действует постоянно, другая часть созывается по необходимости. Всеми этими органами ИАТА управляет генеральный директор, назначаемый Исполнитель­ным комитетом и утверждаемый в должности Генеральной ассамб­леей. Рабочим органом при генеральном директоре является секре­тариат ИАТА.

Членство в ИАТА подразделяется на две категории: активное и ассоциированное. Ассоциированное членство предоставляется регу­лярным внутренним авиакомпаниям. Это членство не дает права голоса на конференциях или других собраниях ИАТА. Активное членство предоставляется только тем авиакомпаниям, которые вы­полняют регулярные международные полеты, и тем государствам, которые являются членами ИКАО.

Тарифные конференции ИАТА. Земной шар поделен ИАТА на три тарифные зоны, внутри каждой из которых устанавливается тариф­ная конференция.

Конференция (тарифная зона) 1 включает континент Северной и Южной Америки и прилегающие к нему острова.

Конференция (тарифная зона) 2 охватывает всю Европу (вклю­чая Европейскую часть России), всю Африку и прилегающие к ним острова, часть Азии к западу от Ирана (включая Иран).

Конференция (тарифная зона) 3 включает всю Азию и прилегаю­щие к ней острова, за исключением той части, которая относится к зоне 2, Австралию, Новую Зеландию и острова Тихого океана (за исключением островов, входящих в зону 1).

Конференции ИАТА занимаются проблемами, касающимися международных воздушных сообщений в соответствующих зонах, в частности анализом эксплуатационных расходов, тарифов, ставок и сборов за перевозки пассажиров и грузов, расписаниями полетов, на­значением агентов и контролем за их деятельностью и др. Задачи кон­ференций чрезвычайно сложны. Особенно это касается разработки уровня тарифов и условий их применения. Поэтому все принимаемые конференциями резолюции требуют единодушного одобрения и со­гласования со всеми перевозчиками данной конференции.

Прочие виды транспорта

Международные железнодорожные перевозки осуществляются на основании двусторонних и многосторонних соглашений, которые заключаются соответствующими министерствами государств — участ­ников соглашения. Основным документом, которым оформляется железнодорожная перевозка грузов, является железнодорожная на­кладная. Тарифы на железнодорожные перевозки регулируются со­ответствующими национальными органами и отличаются большим разнообразием (табл. 11.1).

Таблица 11.1

Средние доходные ставки по грузовым перевозкам на железных дорогах*

Страна дол./10 т-км
Япония 0,595
Германия 0,572
Франция 0,496
Венгрия 0,366
Испания 0,352
Польша 0,205
США 0,164
Канада 0,154
Китай 0,043
Россия 0,036

*РЖД-Партнер. 1999. № 4. С. 9.

Крупнейшими по объемам перевозок грузов являются железные дороги Китая, США и России, по грузообороту — США, Китая и России, по перевозкам пассажиров — Япо­нии, Индии и России, по эксплуатацион­ной длине железных дорог — США и Рос­сия, по протяженности электрифицирован­ных магистралей — Россия.

В настоящее время грузооборот желез­ных дорог несколько сокращается в пользу автомобильного транспорта, а пассажирооборот — в пользу авиатранспорта.

Регулированием международных желез­нодорожных перевозок и согласованием тарифов занимается Центральное бюро международного железнодорожного транс­порта (Central Office of International Railway Transport) со штаб-квартирой в Берне (Швейцария). Наиболее универсальными многосторонними соглашениями о между­народных железнодорожных сообщениях являются Бернские конвенции о перевозке

грузов и пассажиров, первоначально заключенные в конце прошлого века. В дальнейшем они неоднократно пересматривались. В настоя­щее время действует единая Конвенция о международных железно­дорожных перевозках в редакции 1980 г., содержащая объединенный текст Бернских конвенций.

Автомобильные перевозки обладают наибольшей эксплуатацион­ной эластичностью по сравнению с другими видами транспорта, так как возможна доставка товара «от двери до двери».

Основным документом, которым оформляется международная автомобильная перевозка, является автомобильная накладная, со­ставляемая в трех экземплярах (грузовладельцу, перевозчику и покупателю).

Тарифы на автомобильные перевозки аналогично железнодорожным тарифам регулируются соответствующими национальными органами и отличаются разнообразием в каждой стране. Автомобильные тарифы устанавливаются в расчете за перевозку 1 т груза в зависимости от расстояния и предусматривают определенные надбавки, скидки и штрафы с установленной суммы.

Международные автомобильные сообщения регулируются Кон­венцией о договоре международной перевозки грузов автомобиль­ным транспортом и Европейским соглашением о международных автомобильных перевозках опасных грузов, вступившими в силу соответственно в 1961 и 1968 гг.

В целях упрощения таможенных процедур в международных авто­мобильных сообщениях европейских стран в 1959 г. была заключена Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с приме­нением книжки международной дорожной перевозки. В 1975 г. была принята ее новая редакция. Участниками данной Конвенции явля­ются практически все европейские страны. На основе этой Конвен­ции международные автомобильные перевозки осуществляются по системе TIR (Transport International Routine), в соответствии с кото­рой транспорт с книжками международной дорожной перевозки TIR пересекает транзитные границы без проверки грузов. Книжки TIR выдают национальные объединения Международного союза дорож­ных перевозчиков.

Международные речные сообщения развиты в основном в Европе, где существует сеть рек и каналов с развитой транспортной инфра­структурой.

Международные речные сообщения по р. Дунай регулируются Братиславскими соглашениями, заключенными речными пароходствами придунайских стран. В 1955 г. было заключено Соглаше­ние об общих условиях перевозки грузов по р. Дунай, в 1978 г. —

Международное соглашение об общих условиях перевозки контей­неров по р. Дунай, в 1979 г. — Соглашение о международных грузовых тарифах.

В результате бомбардировок НАТО в Югославии в 1999 г. транс­портное сообщение по р. Дунай практически прекратилось.

Некоторые товары попадают в международный торговый оборот с помощью иных средств доставки, например нефть и газ — посредст­вом трубопроводного транспорта (но не только), электроэнергия — посредством электросетей, информационные товары и услуги — по­средством телекоммуникации и электронных средств связи. Процесс торговли, в том числе и розничной, многими товарами осуществля­ется через Internet. В этом случае доставка товаров, имеющих ма­териально-вещественную форму производится традиционными способами.

Литература

1. Афанасьев В. Г. Международный воздушный транспорт: эконо­мика, политика, внешнеэкономические связи. — М.: Междунар. отно­шения, 1992.

2. Могилевкин И. М. Морское судоходство в мировой экономике и международных отношениях. — М.: Наука, 1992.

3. Оберг P.P., Фафурин Н.А. Коммерческая практика загранич­ного плавания. — М.: Транспорт, 1973.

4. Петров А.А. Международное торговое мореплавание. — Вла­дивосток:. Изд-во Дальневосточного ун-та, 1991.

5. Петров А.А. Торговое мореплавание и международные меха­низмы его регулирования. — М., 1992.

6. Рылов С.И., Мимха А.А., Березов П.Н. Внешнеторговые операции морского транспорта. — М.: Транспорт, 1994.

7. Шреплер Х.-А. Международные организации: Справочник. — М.: Междунар. отношения, 1995.

8. РЖД-Партнер. 1999. № 4.

Глава 12

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ

Туризм занимает значительное место в международных отноше­ниях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики.

Однако информация о развитии международного туризма не яв­ляется абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных меж­ду странами.

Кроме того, понятие «туризм» имеет несколько расплывчатый ха­рактер. Во-первых, туризмом считается временное перемещение людей из мест, где они обычно проживают и работают, в другие места. Под «временным перемещением» условно понимается период до одного года. Во-вторых, согласно международной статистике к ино­странным туристам относятся лица, посещающие другую страну (как минимум с одним ночлегом) с любой целью, кроме профессиональ­ной деятельности, оплачиваемой в этой стране.

В настоящее, время туризм классифицируется:

по целям: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровитель­ный; самодеятельный, в том числе с активными способами передви­жения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыж­ный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; рели­гиозный; учебный и др.;

по степени мобильности: передвижной; стационарный; смешан­ный;

по форме участия: индивидуальный; групповой; семейный;

по возрасту: зрелый; молодежный; детский; смешанный;

по продолжительности: однодневный; многодневный; транзитный;

по использованию транспортных средств: автомобильный; желез­нодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; ком­бинированный;

по сезонности: активный туристский сезон; межсезон (полусезон); несезон;

по географии: межконтинентальный; международный (межрегио­нальный); региональный; местный; приграничный;

по способу передвижения: пешеходный; с использованием тради­ционных транспортных средств; с использованием экзотических ви­дов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздуш­ный шар, дельтаплан).

Международный туризм оказывает влияние на развитие как от­дельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расши­рения международной торговли и иных форм международных эко­номических отношений, повышения уровня культуры и образова­ния международный туризм также будет развиваться.

Наши рекомендации