Региональные межправительственные организации гражданской авиации
Региональные межправительственные организации гражданской авиации решают проблемы воздушного транспорта соответствующих регионов и координируют деятельность соответствующих государств, а также авиакомпаний и аэропортов в этих регионах. Координацию деятельности этих организаций осуществляет ИКАО. Основными региональными организациями являются:
Европейская конференция гражданской авиации, ЕКАК (European Civil Aviation Conference, ECAC). Создана в 1954 г. на Страсбургской конференции по инициативе Совета Европы и при активной поддержке ИКАО. Она явилась первой региональной межправительственной организацией, созданной для координации деятельности гражданской авиации в Западной Европе;
Европейская организация по безопасности аэронавигации, Евроконтрол (European Organization for fhe Safety of Air Navigation, Eurokontrol). Создана в 1963 г. с вступлением в силу подписанной в 1960 г. Международной конвенции о сотрудничестве в обеспечении безопасности воздушной навигации. Основными целями являются: совместная деятельность в области воздушного сообщения с учетом требований обороны и при одновременном обеспечении большей свободы для пользователей воздушным пространством; разработка согласованной и скоординированной системы контроля воздушной навигации в Европе; реализация Европейской программы гармонизации и интеграции аэронавигационного контроля (European Air Traffic Control Harmonisation and Integration Programe, EATCHIP) и др.;
Африканская комиссия гражданской авиации (АФКАК). Создана в 1969 г., ее членом может стать любое африканское государство — член Экономической комиссии по Африке (ЕКА) или Организации африканского единства (ОАЕ). Членами АФКАК являются 32 государства;
Латиноамериканская комиссия гражданской авиации (ЛАКАК). Является региональной группировкой государств Южной и Центральной Америки, созданной в 1973 г. Членами этой организации могут быть только государства Южной и Центральной Америки, а также Карибского бассейна. Членами ЛАКАК являются 19 государств;
Совет гражданской авиации арабских государств (КАКАС). Создан в 1967 г. для координации усилий по решению экономических проблем воздушного транспорта арабских государств в ИКАО. Членами КАКАС в настоящее время являются 20 государств.
МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА (ИАТА)
ИАТА — это ассоциация авиакомпаний, выполняющих регулярные коммерческие авиаперевозки. ИАТА была основана в 1945 г. в Гаване после подписания Чикагской конвенции 1944 г., учредившей ИКАО. Ассоциация является фактическим правопреемником Международной ассоциации воздушных перевозок, основанной в 1919 г. в Гааге.
Основными задачами ИАТА являются развитие безопасных регулярных и экономичных воздушных сообщений, содействие воздушной коммерции и изучение связанных с этим проблем и др.
В соответствии с назначением ИАТА действует как международное агентство, при помощи которого авиакомпании стремятся общими усилиями решать те проблемы, которые они не смогли бы решить индивидуально в таких областях, как воздушные перевозки, финансы, юридические и технические вопросы, медицина и публичная информация. Кроме того, ИАТА действует как центральный банк информации и технических знаний для авиакомпаний — членов этой организации, содержит такое предприятие, как Центр международных расчетов, руководит деятельностью различных комитетов, объединяющих экспертов авиакомпаний, представляет авиакомпании в международных организациях.
Высшим органом ИАТА является Генеральная ассамблея, которая созывается ежегодно. Кворум Ассамблеи составляют активные члены Ассоциации, при этом каждый из них имеет один голос. В функции Генеральной ассамблеи входят: выборы президента ИАТА и членов Исполнительного комитета; рассмотрение и утверждение отчета Исполнительного комитета и других комитетов Ассоциации; утверждение финансовых отчетов и бюджета; утверждение технических и других комиссий, назначенных Исполнительным комитетом и др.
В промежутках между ежегодными генеральными ассамблеями руководство организацией осуществляется Исполнительным комитетом, избираемым Генеральной ассамблеей и состоящим из 21 члена. Исполнительному комитету подчиняются пять постоянных комитетов: воздушного транспорта, финансовый, юридический, технический и медицинский. Каждый комитет образует различные подкомитеты и рабочие группы; часть подкомитетов действует постоянно, другая часть созывается по необходимости. Всеми этими органами ИАТА управляет генеральный директор, назначаемый Исполнительным комитетом и утверждаемый в должности Генеральной ассамблеей. Рабочим органом при генеральном директоре является секретариат ИАТА.
Членство в ИАТА подразделяется на две категории: активное и ассоциированное. Ассоциированное членство предоставляется регулярным внутренним авиакомпаниям. Это членство не дает права голоса на конференциях или других собраниях ИАТА. Активное членство предоставляется только тем авиакомпаниям, которые выполняют регулярные международные полеты, и тем государствам, которые являются членами ИКАО.
Тарифные конференции ИАТА. Земной шар поделен ИАТА на три тарифные зоны, внутри каждой из которых устанавливается тарифная конференция.
Конференция (тарифная зона) 1 включает континент Северной и Южной Америки и прилегающие к нему острова.
Конференция (тарифная зона) 2 охватывает всю Европу (включая Европейскую часть России), всю Африку и прилегающие к ним острова, часть Азии к западу от Ирана (включая Иран).
Конференция (тарифная зона) 3 включает всю Азию и прилегающие к ней острова, за исключением той части, которая относится к зоне 2, Австралию, Новую Зеландию и острова Тихого океана (за исключением островов, входящих в зону 1).
Конференции ИАТА занимаются проблемами, касающимися международных воздушных сообщений в соответствующих зонах, в частности анализом эксплуатационных расходов, тарифов, ставок и сборов за перевозки пассажиров и грузов, расписаниями полетов, назначением агентов и контролем за их деятельностью и др. Задачи конференций чрезвычайно сложны. Особенно это касается разработки уровня тарифов и условий их применения. Поэтому все принимаемые конференциями резолюции требуют единодушного одобрения и согласования со всеми перевозчиками данной конференции.
Прочие виды транспорта
Международные железнодорожные перевозки осуществляются на основании двусторонних и многосторонних соглашений, которые заключаются соответствующими министерствами государств — участников соглашения. Основным документом, которым оформляется железнодорожная перевозка грузов, является железнодорожная накладная. Тарифы на железнодорожные перевозки регулируются соответствующими национальными органами и отличаются большим разнообразием (табл. 11.1).
Таблица 11.1
Средние доходные ставки по грузовым перевозкам на железных дорогах*
Страна | дол./10 т-км |
Япония | 0,595 |
Германия | 0,572 |
Франция | 0,496 |
Венгрия | 0,366 |
Испания | 0,352 |
Польша | 0,205 |
США | 0,164 |
Канада | 0,154 |
Китай | 0,043 |
Россия | 0,036 |
*РЖД-Партнер. 1999. № 4. С. 9.
Крупнейшими по объемам перевозок грузов являются железные дороги Китая, США и России, по грузообороту — США, Китая и России, по перевозкам пассажиров — Японии, Индии и России, по эксплуатационной длине железных дорог — США и Россия, по протяженности электрифицированных магистралей — Россия.
В настоящее время грузооборот железных дорог несколько сокращается в пользу автомобильного транспорта, а пассажирооборот — в пользу авиатранспорта.
Регулированием международных железнодорожных перевозок и согласованием тарифов занимается Центральное бюро международного железнодорожного транспорта (Central Office of International Railway Transport) со штаб-квартирой в Берне (Швейцария). Наиболее универсальными многосторонними соглашениями о международных железнодорожных сообщениях являются Бернские конвенции о перевозке
грузов и пассажиров, первоначально заключенные в конце прошлого века. В дальнейшем они неоднократно пересматривались. В настоящее время действует единая Конвенция о международных железнодорожных перевозках в редакции 1980 г., содержащая объединенный текст Бернских конвенций.
Автомобильные перевозки обладают наибольшей эксплуатационной эластичностью по сравнению с другими видами транспорта, так как возможна доставка товара «от двери до двери».
Основным документом, которым оформляется международная автомобильная перевозка, является автомобильная накладная, составляемая в трех экземплярах (грузовладельцу, перевозчику и покупателю).
Тарифы на автомобильные перевозки аналогично железнодорожным тарифам регулируются соответствующими национальными органами и отличаются разнообразием в каждой стране. Автомобильные тарифы устанавливаются в расчете за перевозку 1 т груза в зависимости от расстояния и предусматривают определенные надбавки, скидки и штрафы с установленной суммы.
Международные автомобильные сообщения регулируются Конвенцией о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом и Европейским соглашением о международных автомобильных перевозках опасных грузов, вступившими в силу соответственно в 1961 и 1968 гг.
В целях упрощения таможенных процедур в международных автомобильных сообщениях европейских стран в 1959 г. была заключена Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки. В 1975 г. была принята ее новая редакция. Участниками данной Конвенции являются практически все европейские страны. На основе этой Конвенции международные автомобильные перевозки осуществляются по системе TIR (Transport International Routine), в соответствии с которой транспорт с книжками международной дорожной перевозки TIR пересекает транзитные границы без проверки грузов. Книжки TIR выдают национальные объединения Международного союза дорожных перевозчиков.
Международные речные сообщения развиты в основном в Европе, где существует сеть рек и каналов с развитой транспортной инфраструктурой.
Международные речные сообщения по р. Дунай регулируются Братиславскими соглашениями, заключенными речными пароходствами придунайских стран. В 1955 г. было заключено Соглашение об общих условиях перевозки грузов по р. Дунай, в 1978 г. —
Международное соглашение об общих условиях перевозки контейнеров по р. Дунай, в 1979 г. — Соглашение о международных грузовых тарифах.
В результате бомбардировок НАТО в Югославии в 1999 г. транспортное сообщение по р. Дунай практически прекратилось.
Некоторые товары попадают в международный торговый оборот с помощью иных средств доставки, например нефть и газ — посредством трубопроводного транспорта (но не только), электроэнергия — посредством электросетей, информационные товары и услуги — посредством телекоммуникации и электронных средств связи. Процесс торговли, в том числе и розничной, многими товарами осуществляется через Internet. В этом случае доставка товаров, имеющих материально-вещественную форму производится традиционными способами.
Литература
1. Афанасьев В. Г. Международный воздушный транспорт: экономика, политика, внешнеэкономические связи. — М.: Междунар. отношения, 1992.
2. Могилевкин И. М. Морское судоходство в мировой экономике и международных отношениях. — М.: Наука, 1992.
3. Оберг P.P., Фафурин Н.А. Коммерческая практика заграничного плавания. — М.: Транспорт, 1973.
4. Петров А.А. Международное торговое мореплавание. — Владивосток:. Изд-во Дальневосточного ун-та, 1991.
5. Петров А.А. Торговое мореплавание и международные механизмы его регулирования. — М., 1992.
6. Рылов С.И., Мимха А.А., Березов П.Н. Внешнеторговые операции морского транспорта. — М.: Транспорт, 1994.
7. Шреплер Х.-А. Международные организации: Справочник. — М.: Междунар. отношения, 1995.
8. РЖД-Партнер. 1999. № 4.
Глава 12
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ
Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики.
Однако информация о развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных между странами.
Кроме того, понятие «туризм» имеет несколько расплывчатый характер. Во-первых, туризмом считается временное перемещение людей из мест, где они обычно проживают и работают, в другие места. Под «временным перемещением» условно понимается период до одного года. Во-вторых, согласно международной статистике к иностранным туристам относятся лица, посещающие другую страну (как минимум с одним ночлегом) с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране.
В настоящее, время туризм классифицируется:
по целям: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровительный; самодеятельный, в том числе с активными способами передвижения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; религиозный; учебный и др.;
по степени мобильности: передвижной; стационарный; смешанный;
по форме участия: индивидуальный; групповой; семейный;
по возрасту: зрелый; молодежный; детский; смешанный;
по продолжительности: однодневный; многодневный; транзитный;
по использованию транспортных средств: автомобильный; железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; комбинированный;
по сезонности: активный туристский сезон; межсезон (полусезон); несезон;
по географии: межконтинентальный; международный (межрегиональный); региональный; местный; приграничный;
по способу передвижения: пешеходный; с использованием традиционных транспортных средств; с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан).
Международный туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться.