Инфраструктура и структура рынка
Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.
Первым и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производители и потребители. Они формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие - потребляют его Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения. Производительное потребление выступает как продолжение процесса производства, когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями, В этом случае взаимодействие между производителями и потребителями устанавливается в качестве обмена результатами деятельности, В рыночном хозяйстве оно отличается постоянством, строится на основе специализации и проявляется в форме оптовых рыночных сделок.
Вторым элементом рыночной экономики выступает экономическая обособленность, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности на базе корпоративного управления производственными единицами.
Третий важнейший элемент рыночной экономики - цены. Они складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры. Цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются трансакционными издержками, т. е. издержками обращения, связанными с обменом.
Четвертым центральным звеном рыночной экономики являются две составляющие - спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности в товарах. Потребители могут купить эти товары при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос выступает в качестве стимула к применению наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями благ.
Пятый элемент рыночного механизма - конкуренция. Она обеспечивает максимизацию прибыли и на этой основе расширение масштабов производства. Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. Конкуренция - это «невидимая рука» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т. д.
Кроме этого, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура..
Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, государственных и частных фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений.
Различают инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда.
Инфраструктура товарного рынкапредставлена товарными биржами,предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами небиржевого характера.
Инфраструктура финансового рынкавключает в себя фондовые и валютные биржи, банки,страховые компании и фонды.
Инфраструктура рынка трудавключает в себя биржи труда,службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы.
Успешное функционирование рынка невозможно также без рекламы, информатизационных и консультативных служб, без учреждений контроля и ревизии.
Реклама - это распространениеинформации о товарах или услугах с целью увеличения спроса на них. Она возникла на заре развития товарного производства. Так, в Древней Греции и Риме сообщения коммерческого характера писались на деревянных, медных или костяных досках и громко зачитывались городскими глашатаями. В начале XX в. реклама становится одним из основных средств конкурентной борьбы. С середины 70-х годов утверждается индустрия рекламного бизнеса с широкой сетью рекламных агентств, а сама реклама рассматривается как элемент новой системы управления, как составная часть маркетинга.
Информация- это сведения,используемые для анализа и прогноза состояния рынка. Любая фирма нуждается в информации о спросе и предложении, о норме прибыли, о том, где можно дороже продать и дешевле купить. На базе полученных данных фирма вырабатывает стратегию своего поведения. Для современного этапа рыночной инфраструктуры характерен переход от разрозненной информации к созданию информационных систем автоматической обработки данных.
Консалтинг - управленческое консультирование, осуществляемое специализированными фирмами на коммерческих началах. Услуги оказываются по исследованию и прогнозированию рынка товаров, услуг, лицензий, ноу-хау и т.д. Предоставляются также юридические услуги. Фирмы широко пользуются консалтингом, т.к. оплата таких консультаций чаще обходится дешевле, чем содержание собственных специалистов.
Аудиторские компании- это организации, осуществляющие комплексную ревизию финансово-хозяйственной деятельности фирмы с целью оценить ее возможности в сфере бизнеса. Аудиторские компании обычно получают специальные полномочия от государственных органов, наблюдающих за деятельностью акционерных компаний.
Инфраструктура рынка порождена самими рыночными отношениями, она призвана облегчить участникам рыночных отношений реализацию их интересов и обеспечить цивилизованный характер их деятельности.
Структура рынка.Рынок представляет собой сложное, многоаспектное образование, что обусловливает необходимость его классификации. Это можно сделать по разным критериям.
По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
- рынки благ и услуг;
- рынки средств производства;
- рынки научно-технических разработок;
- рынки ценных бумаг;
- рынки рабочей силы.
По товарным группам:
- рынки товаров производственного назначения;
- товаров народного потребления; продовольственных товаров;
- рынки сырья и материалов и т. д.
По пространственному признаку рынки бывают:
- местные;
- региональные;
- межрегиональные;
- национальные;
- международные (мировые).
По степени ограничения конкуренции различают:
- монопольные;
- олигопольные;
- межотраслевые рынки.
По видам субъектов рыночных отношений:
- рынки оптовой торговли;
- рынки розничной торговли;
- рынки государственных закупок.
С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:
- легальные, официальные;
- нелегальные «теневые», «черные» и т. д.
Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков.
Рынки товаров и услуг включают рынки:
- товаров потребительского назначения - продовольственные и непродовольственные товары;
- рынки услуг - бытовые, транспортные, коммунальные;
- рынки жилья и зданий непроизводственного назначения.
Рынки факторов производства:
- рынки недвижимости;
- орудий труда;
- сырья и материалов;
- энергетических ресурсов;
- полезных ископаемых.
Финансовые рынки:
- денежные рынки;
- рынки капиталов (инвестиций);
- кредитные рынки;
-рынки ценных бумаг;
- валютные рынки.
Рынки интеллектуального продукта - инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
Рынки рабочей силы представляют собой экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с законами рыночной экономики.
Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка - это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков): географических, демографических, психографических, поведенческих.