Тема 1. Методологическая и организационно-правовая
У.Ю. Пащенко, И.В. Пивоваров
Прогнозирование и планирование: Учебно-методический комплекс. – Ростов н/Д: Изд-во ЮРИФ РАНХ и ГС, 2014. – 40 с.
Рекомендуется для подготовки бакалавров по направлению 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» по следующим профилям подготовки: «Государственное и муниципальное управление в социальной сфере», «Государственные и муниципальные финансы», «Управление персоналом государственной и муниципальной службы» 2012, 2013 года начала подготовки для очной, заочной, заочно-сокращенной форм обучения (на базе ВПО и СПО).
Печатается по решению кафедры.
Протокол № от
Содержание
Общие сведения о курсе | |
Учебно-тематический план | |
Программа курса | |
Планы семинарских (практических) занятий | |
Сценарии деловых игр | |
Рекомендуемая литература (основная и дополнительная) | |
Темы рефератов, курсовых работ | |
Контрольные вопросы по курсу | |
Тесты | |
Глоссарий |
Общие сведения о курсе
Прогнозирование и планирование являются одними из первичных этапов принятия управленческих решений на всех уровнях государственного и муниципального управления и во многом определяют эффективность достижения поставленных целей и эффективность функционирования организации.
Предметом дисциплины«Прогнозирование и планирование» являются фундаментальные категории и технология разработки, социально-экономических прогнозов и упреждающего выявления возникающих проблем.
Цели дисциплины - подготовка бакалавра в соответствии с квалификационными требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 081100.62 «Государственное муниципальное управление» по направлениям: Государственное и муниципальное управление в социальной сфере, Государственные и муниципальные финансы, Управление персоналом государственной и муниципальной службы.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
стремлением работать на благо общества (ОК-1);
знанием требований профессиональной этики и готовностью поступать в соответствии с этими требованиями; обладанием нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладанием гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2);
пониманием содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5);
способностью представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения (ОК-7);
владением основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);
владением основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-12);
способностью и готовностью к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умением использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-13);
умением критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способностью к критическому анализу своих возможностей (ОК-14);
способностью принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений (ОК-15);
владением навыками самостоятельной, творческой работы; умением организовать свой труд; способностью порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-16);
способностью к формированию, поддержанию и использованию конструктивных общефизических и социально-психологических ресурсов, необходимых для здорового образа жизни (ОК-17).
умением определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения (ПК-2);
умением выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3);
способностью принимать решения в условиях неопределенности и рисков (ПК-4);
способностью свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9);
умением правильно применять нормы права (ПК-10);
способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-11);
умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-12);
наличием навыков составления, учета, хранения, защиты, передачи служебной документации в соответствии с требованиями документооборота (ПК-14);
умением разрабатывать методические и справочные материалы по вопросам деятельности лиц, на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (муниципальной службы), на должностях в государственных и муниципальных организациях и учреждениях, на административных должностях в государственных и муниципальных предприятиях, в научно-исследовательских и образовательных организациях в сфере государственного и муниципального управления, в политических партиях, общественно-политических и некоммерческих организациях (ПК-19);
способностью анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой (ПК-20);
муниципального управления к своей профессиональной деятельности (ПК-21);
оперированием информацией о ключевых вопросах и технологиях государственного регулирования для четкого и убедительного публичного изложения (ПК-22);
умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации (ПК-25);
умением общаться четко, сжато, убедительно; выбирая подходящие для аудитории стиль и содержание (ПК-30);
способностью представлять интересы и официальную информацию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственного или муниципального предприятия, учреждения при взаимодействии с иными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, предприятиями и учреждениями, политическими партиями, общественно-политическими и некоммерческими организациями, институтами гражданского общества, средствами массовой коммуникации, гражданами (ПК-32);
умением предупреждать и разрешать конфликтные ситуации при взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, институтов гражданского общества, средств массовой коммуникации (ПК-33);
способностью выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении "обратной связи" в профессиональной деятельности (ПК-34);
пониманием основных закономерностей и владением базовыми технологиями формирования общественного мнения (ПК-36);
владением медиативными технологиями, умением организовывать, проводить и оценивать эффективность переговоров и примирительных процедур (ПК-37);
умением выявлять и оценивать проектные возможности в профессиональной деятельности и формулировать проектные цели (ПК-39);
способностью использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков и управление бюджетом (ПК-40);
готовностью участвовать в реализации программ организационных изменений (ПК-41);
Задачи дисциплины:
· ознакомить обучающихся с фундаментальными вопросами, касающимися сущности и методологии исследования социо-экономических систем;
· познакомить с теорией и методологией прогнозирования и планирования;
· дать представление об основных категориях, принципах и методах исследовния, прогнозирования и планирования развития организаций;
· обучить методам анализа и тенденций развития состояния организации; привить навыки разработки административной и контрольной документации, регламентирующей деятельность организаций;
· обучить приемам решения практических задач и проблем в области организации проектного менеджмента на предприятии.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
· критерии целесообразности организации проектной деятельности на предприятии;
· сущность, цели и задачи мероприятий организационной диагностики;
· достоинства и недостатки организационных структур управления проектами;
· сущность и содержание стандартов управления проектами на предприятии;
· сущность и содержание процедур управления проектами на предприятии;
· порядок и методы внедрения стандартов управления проектами на предприятии.
Уметь:
· уметь формулировать задачи и порядок проведения организационной диагностики;
· выявлять и идентифицировать проблемы в сфере реализации проектов;
· классифицировать проекты предприятия;
· осуществлять формализацию управления проектами для конкретного предприятия;
· количественно оценивать, рассчитывать, анализировать и интерпретировать основные процессы социально-экономической и оперативно-хозяйственной деятельности организаций;
· выявлять факторы и резервы социально-экономического развития организаций и находить резервы повышения их эффективности;
· разрабатывать положения о подразделениях и должностные инструкции, распределять функции управления проектами между подразделениями и должностными лицами.
Демонстрировать способность и готовность владеть:
· информацией о порядке организации проектного менеджмента на предприятии.
Связь с другими дисциплинами:
Курс «Прогнозирование и планирование» в наибольшей степени связан с такими дисциплинами как: «Менеджмент», «Управление персоналом», «Инвестиции», «Теория организации», «Разработка управленческих решений». Кроме того, настоящий курс позволяет студентам обобщить и применить при разборе проблемных ситуаций и решении задач ранее полученные знания в области экономической теории, статистики, прикладной математики, психологии и права.
Уровень освоения студентами материалов настоящего курса определяется необходимостью прогнозной оценки социальной ситуации и принятия управленческих решений в ходе их будущей профессиональной деятельности.
В рамках дисциплины предусмотрены: лекции, практические занятия, во время которых обсуждаются вопросы лекций, домашних заданий, проводятся контрольные и аудиторные самостоятельные работы, делаются устные сообщения по теме занятия, проводятся деловые игры и т.д. Самостоятельная работа студентов, включает усвоение теоретического материала, подготовку к практическим занятиям, выполнение индивидуальных заданий, рефератов, работу с учебниками, иной учебной и учебно-методической литературой, подготовку к текущему контролю успеваемости, к зачету и экзамену; тестированию по отдельным темам дисциплины; НИРС; написание тезисов, статей, докладов на конференции.
Реализация программы предполагает использование интерактивных форм проведения лекционных и практических занятий. Проведение практических занятий подразумевает обучение, построенное на групповой совместной деятельности студентов, в том числе с использованием систем компьютерной техники.
Освоение дисциплины предполагает две основные формы контроля – текущий и итоговый.
Текущий контроль знаний студентов осуществляется на практических занятиях в форме устного опроса, проверочных работ по основным разделам дисциплины. В конце лекций для контроля усвоения лекционного материала возможно проведение письменных блиц - опросов.
Итоговый контроль. Оценка полученных знаний производится в форме экзамена в конце процесса изучения. Экзамен проводится в устно-письменной форме с учетом результатов текущего контроля, а также показанных общих знаний и умений по всем разделам дисциплины.
Учебно-тематический план курса
(для очной формы обучения)
№ | Наименование темы | Всего часов по учебному плану | В том числе | |||
Аудиторных | Лекции | Семинары, практические занятия | Самостоятельная работа | |||
Методологическая и организационно-правовая база государственного прогнозирования | ||||||
Обусловленность прогнозирования и планирования системой законов социально-экономического развития общества. | ||||||
Система методов прогнозирования и планирования | ||||||
Система методов прогнозирования и планирования | ||||||
Формализованные методы прогнозирования | ||||||
Научно-технический прогресс как объект прогнозирования и фактор инновационного социального развития | ||||||
Прогнозирование социально-экономической ситуации на макроуровне | ||||||
Глобальный аспект прогнозирования основных социальных проблем человеческого сообщества | ||||||
Актуальность бизнес-планирования и проектирования в организации | ||||||
Экзамен | ||||||
ИТОГО: | ||||||
Форма контроля: | ЭКЗАМЕН |
Учебно-тематический план курса
(заочной формы обучения)
№ | Наименование темы | Всего часов по учебному плану | В том числе | |||
Аудиторных | Лекции | Семинары, практические занятия | Самостоятельная работа | |||
Методологическая и организационно-правовая база государственного прогнозирования | ||||||
Обусловленность прогнозирования и планирования системой законов социально-экономического развития общества. | ||||||
Система методов прогнозирования и планирования | ||||||
Система методов прогнозирования и планирования | ||||||
Формализованные методы прогнозирования | ||||||
Научно-технический прогресс как объект прогнозирования и фактор инновационного социального развития | ||||||
Прогнозирование социально-экономической ситуации на макроуровне | ||||||
Глобальный аспект прогнозирования основных социальных проблем человеческого сообщества | ||||||
Актуальность бизнес-планирования и проектирования в организации | ||||||
ИТОГО: | ||||||
Форма контроля: | ЗАЧЕТ |
Учебно-тематический план курса
(заочной сокращенной формы обучения на базе ВПО)
№ | Наименование темы | Всего часов по учебному плану | В том числе | |||
Аудиторных | Лекции | Семинары, практические занятия | Самостоятельная работа | |||
Методологическая и организационно-правовая база государственного прогнозирования | ||||||
Обусловленность прогнозирования и планирования системой законов социально-экономического развития общества. | ||||||
Система методов прогнозирования и планирования | ||||||
Система методов прогнозирования и планирования | ||||||
Формализованные методы прогнозирования | ||||||
Научно-технический прогресс как объект прогнозирования и фактор инновационного социального развития | ||||||
Прогнозирование социально-экономической ситуации на макроуровне | ||||||
Глобальный аспект прогнозирования основных социальных проблем человеческого сообщества | ||||||
Актуальность бизнес-планирования и проектирования в организации | ||||||
ИТОГО: | ||||||
Форма контроля: | ЗАЧЕТ |
Учебно-тематический план курса
(заочной сокращенной формы обучения на базе СПО)
№ | Наименование темы | Всего часов по учебному плану | В том числе | |||
Аудиторных | Лекции | Семинары, практические занятия | Самостоятельная работа | |||
Методологическая и организационно-правовая база государственного прогнозирования | ||||||
Обусловленность прогнозирования и планирования системой законов социально-экономического развития общества. | ||||||
Система методов прогнозирования и планирования | ||||||
Система методов прогнозирования и планирования | ||||||
Формализованные методы прогнозирования | ||||||
Научно-технический прогресс как объект прогнозирования и фактор инновационного социального развития | ||||||
Прогнозирование социально-экономической ситуации на макроуровне | ||||||
Глобальный аспект прогнозирования основных социальных проблем человеческого сообщества | ||||||
Актуальность бизнес-планирования и проектирования в организации | ||||||
Зачет | ||||||
ИТОГО: | ||||||
Форма контроля: | ЗАЧЕТ |
Программа курса
Тема 1. Методологическая и организационно-правовая