II) Изучение нового материала
План- конспект урока .
Класс: 9
Дата :18.10.2012
Занятие №
Тема: «Налоги».
Цели урока:
- Обучающая: знакомство учащихся с сущностью, видами налогов.
- Развивающая: формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;
- Воспитывающая: формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.
- Тип урока: урок изучения нового материала элементами игровых технологий.
Методы проведения занятия: Словесные (рассказ, объяснение); наглядные (демонстрация презентации, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся).
Оборудование и учебно- наглядные пособия:
· для учителя: презентация, мультимедийный проектор, компьютер.
· для учащихся: альбомные листы, фломастеры, ручка, карандаш, денежки, жетончики.
· Межпредметные связи:математика, обществование.
Оформление доски:
18 ОКТЯБРЯ Тема «Налоги » Схема «Налоги» |
Литература для учителя: Леонтьев , А.В. Технология предпринимательства 9 класс: Учебн. для общеобр. / А.В. Леонтьев . – М.: Дрофа , 2000. - 192с.
Терминология:
· налоги ;
· косвенные и прямые налоги;
· федеральные и местные налоги;
· НДС;
· Налог на прибыль ;
· Налог на рекламу;
· Земельный налог;
· Подоходный налог;
· Акцизы .
Ход урока
І) Организационный момент
1.1 приветствие;
1.2 проверка посещаемости;
II) Изучение нового материала
Учитель:
Показывает схему.
Налоги– это обязательные сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц с целью финансового обеспечения государства.
Сутью любого налога является принудительное изъятие в пользу государства части дохода самостоятельного экономического субъекта.
Учитель:А для чего необходимы налоговые поступления бюджету государства?
Ученики:???
Игра « Для чего нужны налоги».
Выходят 2 пары. ( ребенок и мама(папа)).
Цель родителей: отвечать на вопросы, тем самым они «платят налоги».
Правила игры: Каждой паре даются смайлики ( веселый и грустный). За каждый правильный ответ, дети получают все необходимое для того, чтобы нарисовать рисунок ( лист бумаги, фломастеры). Если родитель не отвечает, то ребенок ничего не получает. Для одного родителя вопросы спец. тяжелые. Он не отвечает на вопросы, т.е. не платит налоги.
Примерные вопросы:
1 родитель
1. Тема нашего урока? ( налоги)
2. Организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги или сборы (Налогоплательщики).
3. Мой первый слог - в небесном теле.
Второй - большой крутой овраг.
И никакому государству
Не жить без этого никак!
Ответ: НА+ЛОГ=НАЛОГИ
В конце учитель задает вопрос 1 родителю : «Почему вы такие веселые»?
- потому что мы платим налоги!
2 родитель:
1. Где впервые появились бумажные деньги. (Китай)
2. Кто в первые ввел налог за право ношения бороды( Петр 1)
3. Установленная НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае просрочки уплаты причитающихся сумм или сбора.
2 родителю : « А вы почему такие грустные»
- Потому что, мы не платим налоги…но обязательно заплачу!
Через эту игру обучающиеся должны понять суть, того зачем нужно платить налоги и куда они уходят.
Учитель:Бюджет необходим государству для решения:
· социальных задач - систем образования, здравоохранения, науки, культуры; для целей управления государством, то есть фискальных задач - содержания правительства, армии, милиции, судов и других необходимых служб управления;
· для повышения эффективности народного хозяйства с помощью налоговых льгот: льготы по налогам предоставляют тем предпринимателям, тем производствам, которые в данный период наиболее значимы для всего государства. Например, развитие тех или иных отраслей сельского хозяйства или производство учебников для школ.
Налоги, таким образом, выполняют в экономике две важнейшие функции:
- фискальную;
- регулирующую.
Учитель:На какие виды разделяются налоги? (слайд)
Прямой налог –это налог, источником уплаты которого является капитал или имущество конкретного налогоплательщика. Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ. Так, подоходный налог взимается при получении дохода; налог на имущество уплачивают собственники определенных видов имущества (сбережений).
К прямым налогам относятся:
- личный подоходный налог;
- налог на прибыль;
- налог на наследство;
- налог на имущество;
- налог с владельцев транспортных средств и др.
Особенностью прямого налога является то, что агент, чей доход уменьшается, и налогоплательщик, который перечисляет сумму налога государству, – это одно и тоже лицо.
Косвенный налог –это налог, на потребление, уплата которого в конечном итоге производится налогоплательщиком за счет конечного потребителя. Например, налогом на добавленную стоимость облагается продавец, однако он просто включает его в цену и, фактически налог уплачивает покупатель. Продавец же просто переводит полученные средства государству. Косвенный налог взимается в процессе расходования материальных благ.
Как пример косвенных налогов можно указать акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, которые в конечном итоге оплачиваются потребителем товаров, в стоимость которых включаются эти налоги.
К косвенным налогам относятся:
- налог на добавленную стоимость ( НДС).
- налог с оборота;
- налог с продаж;
- акцизный налог;
- таможенная пошлина.
В РФ налоги подразделяются на федеральные и местные.
К федеральным налогам относятся налоги, поступающие в федеральный бюджет, то есть в бюджет всей России.
К местным налогам относятся налоги, поступающие в местный бюджет районов, городов, поселков и т.д. Они устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и местными органами власти; последние определяют и конкретные ставки налогов.
Рассмотрим некоторые виды налогов, наиболее значимых для предпринимателя:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.
Для налогообложения НДФЛ предусматривают следующие налоговые ставки:
1. 35 % - доходы полученные в виде выигрышей свыше 4 т.;
2. 30 % - к доходам физ-х лиц не являющихся резидентами РФ;
3. 9 % - к доходам виде дивидентов;
4. 13 % - ко всем др. видам доходов.
Нало́г на при́быль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.
Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года составлял 24 %): 2 % — зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
НДС- косвенный федеральный налог. Его исчисляют при реализации товаров (работ, услуг). Кроме того, НДС рассчитывают при передаче товаров для собственных нужд (если соответствующие расходы не отражаются в налоговом учете).
Для налогообложения НДС предусматривают 3 основные ставки:
1. Става 0% - товары которые идут на экспорт;
2. Ставка 10 % - продовольственные товары , товары для детей и медицинские товары;
3. Ставка 18% - ко всем остальным товарам, работам и услугам.
Налог на рекламу - косвенный местный налог, это указывает на то, что порядок уплаты и исчисления налога устанавливается местными властями. Налог на рекламу должны платить предприниматели или фирмы, рекламирующие свои услуги или продукцию. Ставка налога, на рекламу устанавливается в размере до 5% от стоимости (величины фактических затрат).
Акцизы –это федеральные косвенные налоги, которые устанавливаются государством в % от отпускной цены на отдельные группы и виды товаров, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета полученной производителями сверхприбыли.
Земельный налог — уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Земельный налог –это прямой местный налог.
Кроме того, существует много других налогов: налог на имущество предприятий, налог на имущество граждан, налоги на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурно сферы и др.
Игра «Плати налоги»
Цель игры: закрепить новый материал.
Участники игры:
· Частный предприниматель
· Покупатели
· Налоговый инспектор.
Ход игры:
1. ЧП должен заплатить налоговому инспектору налоги за рекламу на свои товары. 5% от стоимости товара. Допустим стоимость рекламы 20р. ЧП платит 5%
от 20р. т.е. 10р.
2. Покупатели покупая товар, платят косвенные налог.
3. ЧП платит налог от своего дохода. ( прямые налоги).