Требования к содержанию ВКР. Являясь законченной самостоятельной комплексной научно-практической разработкой студента, ВКР должна отвечать следующим основным требованиям:
Являясь законченной самостоятельной комплексной научно-практической разработкой студента, ВКР должна отвечать следующим основным требованиям:
1. Реальная целевая направленность результатов проектных разработок на совершенствование и оптимизацию организации государственного или муниципального управления в рамках конкретной сферы, отрасли, территории, деятельности органа государственного (муниципального) управления;
2. Соответствие предлагаемых проектных решений проблемам и тенденциям развития системы государственного и муниципального управления;
3. Предметность, действенность и конкретность выводов о состоянии системы и предложений, направленных на ее совершенствование и развитие;
4. Соответствие уровня разработки темы ВКР современному уровню научных разработок, методическим положениям и рекомендациям, отраженным в соответствующей литературе.
ВКР — самостоятельная творческая работа студента. Независимо от избранной темы рекомендуется придерживаться приведенной ниже структуры ВКР:
Введение.
Глава 1. Теоретическая часть.
Глава 2. Аналитическая часть.
Глава 3. Проектная часть.
Заключение.
Библиографический список.
Приложения.
Исходя из рекомендуемой структуры ВКР, объем ее расчетно-пояснительной записки (без учета приложений) должен составлять примерно 70- 80 страниц печатного текста.
Краткое содержание составных частей ВКР
Введение. Это вступительная часть ВКР, в которой обосновывается теоретическая и практическая актуальность выбранной темы, обозначается проблематика, формулируются объект и предмет исследования, цель и задачи ВКР. Во Введении также указываются методы исследования и степень изученности вопроса в научно-практической литературе. Объем введения не должен превышать 10% от общего объема ВКР.
Глава 1. Теоретическая часть(в конкретной работе должна иметь свое название и содержать три-четыре параграфа).В разделе теоретических и методических основ изучения проблемы необходимо:
-определить сущность исследуемой проблемы и дать характеристику степени ее проработанности в литературных источниках (монографиях, журнальных и газетных статьях, материалах конференций и т. п.);
- указать, какое место занимает и какую роль играет рассматриваемая проблема в практике организации управления в рамках конкретной сферы, отрасли, территории, деятельности органа государственного (муниципального) управления;
- обобщить опыт (как положительный, так и негативный) реализации рассматриваемой проблемы в отечественной (по необходимости зарубежной) практике, например, по методическому обеспечению, степени проработки организационного, экономического, правового механизма реализации проблемы;
- изучить нормативно-правовую базу и основные проблемы правового обеспечения по данному вопросу (сфера, отрасль, деятельность, орган);
- определить, какие процессы (организационные, экономические, социальные, политические) составляют основу рассматриваемой проблемы;
- выделить состав и краткое содержание принципов и методов решения изучаемой проблемы на практике.
В разделе на основе обзора литературы по проблеме, формируется концепция, обосновывается методика анализа проблемы.
В процессе изучения научно-практической литературы очень важно обосновать свою позицию по данному вопросу.
Разработка теоретической части ВКР предполагает также подготовку форм сбора первичной информации, методики ее обработки и анализа.
Глава 2. Аналитическая часть(в конкретной ВКР должна иметь свое название и содержать три-четыре параграфа).Раздел должен включать анализ состояния вопроса напримере конкретной сферы, отрасли, территории, деятельности органа государственного (муниципального) управления в РФ.В разделе необходимо:
-собрать и обобщить информацию о состоянии исследуемого вопроса в сфере государственного и муниципального управления на современном этапе.
- дать характеристику сферы, отрасли, территории, системы органов государственного и муниципального управления применительно к исследуемой проблеме.
- обозначить и проанализировать нормативно-правовую базу регламентирующую организацию государственного (местного) управления в конкретной сфере или отрасли.
- проанализировать отечественную (по необходимости зарубежную) практику решения рассматриваемой проблемы.
- проанализировать подходы и методы, используемые на практике при решении исследуемой проблемы в рамках конкретной сферы, отрасли, территории, органа государственного (местного) управления, государственного (муниципального) учреждения.
- дать оценку реализации мероприятий на современном этапе.
Это необходимо для того, чтобы студент мог представлять, и свободно ориентироваться в процессах, мероприятиях и изменениях происходящих в системе государственного и муниципального управления при реализации стратегических целей и задач развития на современном этапе.
Студент должен хорошо представлять себе основные проблемы развития сферы, отрасли, территории, деятельности органа государственного (муниципального) управления в РФ. Должен знать нормативно-правовую базу и отслеживать изменение законодательства, регламентирующего организацию управленческой деятельности в рамках темы исследования.
Студент должен знать современные подходы и методы реализации задач и функций государственного и муниципального управления, владеть умениями и навыками для их анализа и оценки применительно:
- к конкретной территории,
- к отдельной сфере или отрасли управления,
- к конкретному органу государственного или муниципального управления.
При этом необходимо учитывать специфику и особенности организации управленческого процесса в рамках конкретной территории, сферы, отрасли или органа управления.
Студент также должен разработать методику проведения анализа, из которой должно быть ясно, в виде чего представлена информация для анализа, какие показатели исследуются, каким способом анализируется состояние показателей.
Глава 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы (проектная часть) -в конкретной ВКР должна иметь свое название и содержать три – четыре параграфа.
Раздел должен включать разработку рекомендаций и предложений по совершенствованию процесса управления для органа государственного или муниципального управления (территориального управления федерального органа исполнительной власти в конкретном субъекте РФ, органа государственной власти и управления конкретного субъекта РФ, органа местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании субъекта РФ) В разделе необходимо:
- дать оценку результатов практики решения проблемы, реализации управленческих мероприятий в субъекте РФ на примере органа государственного или муниципального управления (территориального управления федерального органа исполнительной власти в конкретном субъекте РФ, органа государственной власти и управления конкретного субъекта РФ, органа местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании субъекта РФ);
- проанализировать причины, препятствующие решению проблемы;
- оценить условия и возможности для устранения причин препятствующих решению проблемы;
- разработать проект по совершенствованию процесса управления на основе рекомендаций и предложений для органа государственного или муниципального управления (территориального управления федерального органа исполнительной власти в конкретном субъекте РФ, органа государственной власти и управления конкретного субъекта РФ, органа местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании субъекта РФ);
- обосновать предложения и рекомендации по оптимизации управленческой деятельности органа государственного или муниципального управления в субъекте РФ.
Проектная часть представляет собой взаимосвязанный комплекс проектных мероприятий, состав которых определяется темой ВКР, результатами проведенного анализа. Исследуются и оцениваются результаты реализации управленческих мероприятий в субъекте РФ на примере конкретного органа государственного или муниципального управления, территории (субъекта РФ, муниципального образования), сферы или отрасли государственного или муниципального управления, деятельности. Происходит обработка полученной информации, дается оценка показателей. Намечаются пути использования резервов, устранения недостатков в работе, планируются, обосновываются и принимаются решения, обеспечивающие реализацию цели и задач работы.
Опираясь на выводы по результатам анализа, обосновываются рекомендации и мероприятия по решению поставленной проблемы. Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы, студент приводит достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации для органа государственного или муниципального управления в конкретном субъекте РФ.
Проектные мероприятия должны обязательно вытекать из результатов анализа и быть направлены на устранение выявленных недостатков. При необходимости рассматриваетсяправовое обеспечение проекта,которое предусматривает разработку или поправки законодательной базы по теме ВКР.
Заключение. В Заключении следует сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования. Объем заключения должен составлять 5—10 % от общего объема ВКР.
Библиографический список.После заключения приводится перечень использованной литературы.
Работа с литературой является неотъемлемой составной частью как научных исследований, так и практических разработок. Литературные источники располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов. По каждому литературному источнику указываются: его автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место издания и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указываются наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указываются автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
Подбирая литературу (монографии, брошюры, журнальные статьи и т. д.), необходимо учитывать время ее издания. В первую очередь следует использовать литературу последних лет.
В тексте ВКР обязательны ссылки на указанные в перечне источники.
Приложения.Здесь приводятся расчетные материалы
(при значительном объеме вычислительных работ по проекту); формы документов, отражающих анализ сферы, отрасли управления, нормативно-правовая база регламентирующая деятельность органа управления; рабочая проектная документация (положения, отчеты, инструкции, статистическая информация, формы документов и т. д.), а также другие материалы, использование которых в тексте расчетно-пояснительной записки перегружает ее и нарушает логическую стройность изложения.