Признак "правового и организационного обеспечения".
Признак "ограниченной во времени цели".
Вещественные цели стоят, несомненно, и перед всем предприятием в целом, в рамках которого осуществляется проект. Но цели проекта имеют временную ограниченность. При успешном завершении проекта целевая установка, данная руководителю проекта внутренним или внешним для предприятия заказчиком, отпадает.
Признак "временной ограниченности".
Этот признак не является той характеристикой, которая бы одна уже выделила мероприятие с характером проекта среди мероприятий другого характера, например, серийного производства. Но при идентификации проектов исследования и развития это свойство оказывает определенную помощь: в промышленном исследовании и развитии часто имеются долговременные задачи, для которых ежегодно выделяется бюджет и определяются текущие расходы. Подобные темы, для которых, как правило, не определено окончание, не носят характер проектов, хотя для их контроля порой и используются те же методы, что и для проектов. Такой же долговременный характер часто носят социальные и экономические программы.
В отличие от них инвестиционные и организационные проекты требуют соблюдения установленной для них продолжительности.
Признак "относящегося к проекту бюджета".
На практике для большинства проектов составляются отдельные бюджеты, соблюдение которых контролируется специальными методами. Наряду с этим существуют проекты, для которых утверждаются только рамки бюджета.
Признак "ограниченности требуемых ресурсов".
Каждый проект помимо установленного бюджета требует использования различных ресурсов: люди, техника, оборудование, материалы и др. Объем выделяемых на проект ресурсов тесно связан с бюджетом и всегда конечен. Он в ряде случаев может быть изначально жестко лимитирован, и тогда при заданных ограничениях на ресурсы могут быть определены сроки и продолжительность проекта. В случае жестко заданных сроков может быть определено необходимое количество требуемых ресурсов. Суть этого признака в том, что во всех случаях утвержденный вариант реализации проектов имеет спецификацию и график потребления ресурсов.
Признак "неповторимости".
Неповторимость относится не к отдельным составляющим частям проекта, а к проекту в целом. Даже в проектах с высокой степенью новизны, несомненно, имеются процессы, которые характерны не только для данного проекта, но и используются во многих других проектах. В проекте также может встретиться мероприятие повторного характера, например, мелкосерийное производство, входящее в него.
Признак "новизны".
Эта часто упоминаемая характеристика является лишь эмпирическим признаком определенного класса проектов. Конечно же, этот признак является признаком проектов исследования и развития, но и для таких проектов часто имеется лишь "относительная новизна" (новизна для предприятия, которое реализует проект).
Заметим, что почти все организационные проекты характеризуются высокой степенью "новизны", то же самое относится к экономическим и социальным проектам.
Признак "комплексности ".
Это понятие очень часто используют, чтобы охарактеризовать проект. В первом приближении комплексность можно определить по числу учитываемых в проекте факторов окружения проекта и числу участников проекта, прямо или косвенно влияющих на прогресс и результаты проекта.
Признак "правового и организационного обеспечения".
Правовое обеспечение может быть связано с различными интересами многих участников проектов и необходимостью регулирования их отношений. В условиях переходной экономики и становления правового государства эти аспекты требуют большого внимания, т.к. в проекте могут возникнуть сложные правовые проблемы.
Аспект организационного обеспечения проекта выделен в определении DIN как "специфическая для проекта организация", причем имеется в виду, как правило, организация структуры, а не выполнения. Но на практике часто встречаются проекты без специальной организации проекта (в смысле организационной структуры). Так, в области промышленного исследования и развития реализуются многочисленные проекты, обладающие всеми относительными признаками проекта, кроме одного - а именно специфической для проекта организации. Большинство же крупных проектов не может быть выполнено в рамках существующих организационных структур и требует создания "специфической для проекта организационной структуры" на время реализации проекта. В то же время для отдельных мелких или относительно простых проектов создание специальной организации не требуетсяи /или не оправдано.