ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ, ОСУЩЕСТВЛЯющие СБОР, ОБРАБОТКУ, ХРАНЕНИЕ И ПЕРЕДАЧУ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6 страница
В первой половине 1990-х годов в России по разным причинам наблюдается заметный спад в организации и развитии статистического образования. С 45 до 5 уменьшается число вузов, занимающихся подготовкой студентов по специальности «Статистика», в три раза (с 78 до 26) сокращается число статистических кафедр, в 5 раз – число преподавателей и более, чем в 10 раз - численность студентов и их годовой выпуск (с 19,7 тыс. в 1970 г. до 1,9 тыс. в 1995 г.).
В последние годы общее положение дел в области статистического образования в стране начинает улучшаться. Численность студентов по специальности статистика возрастает и в 2001/2002 учебном году составила 2389 человек (выпуск – 356 человек); студентов по специальности «Экономическая кибернетика» и смежным специальностям – 6355 человек (выпуск – 820 человек), численность студентов в статистических техникумах – 2584 (выпуск – 777 человек), подготовка и особенно переподготовка статистических кадров стала все больше приближаться к международным образовательным стандартам, возросла общая востребованность статистиков (ученых, практиков).
8.3. Организация профессиональной переподготовки и
повышения квалификации работников
государственной статистики
В условиях интенсивного реформирования российской статистики, комплексного совершенствования государственного статистического наблюдения, ускоренного роста спроса на достоверную и качественную информацию вопрос формирования кадрового потенциала, способного профессионально решать стоящие перед российской статистикой задачи, приобретает первостепенное значение. Общий успех напрямую зависит от уровня подготовки и переподготовки кадров, организации их обучения и повышения квалификации на непрерывной основе по профилю решаемых ими задач.
Современная организация подготовки и переподготовки кадров для государственной службы в России регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. № 1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти» и Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 983 «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих», предусматривающими порядок повышения квалификации всех категорий государственных служащих один раз в пять лет, а замещающих руководящие должности – один раз в три года, процедуры ежегодного планирования их подготовки за счет средств федерального бюджета, показатели оценки эффективности использования кадрового потенциала страны и т.д.
За годы реформирования государственной статистики (1991-2003 гг.) накоплен определенный опыт профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов органов государственной статистики, сформирована научно- методическая и материально- техническая база, подготовлен кадровый состав преподавателей. К работе по переподготовке кадров привлекаются ведущие специалисты подразделений центрального аппарата, территориальных органов Госкомстата России.
Обучение ведется раздельно в рамках плана подготовки руководящих кадров и специалистов за счет средств федерального бюджета (первая форма), исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих (вторая форма), обучение за счет бюджетных средств, выделяемых Минфином России (третья форма), за счет средств территориальных органов и подведомственных организаций (четвертая форма), за счет средств программы ТАСIS (пятая форма) и проекта STASYS (шестая форма).
В особой форме организовывается и проводится обучение по отдельно взятым темам, определяемым по профилю решаемых системой текущих задач, например, обучение работников, участвующих в проведении Всероссийской переписи населения 2002 г.
Кроме очной и заочной форм, переподготовка руководящих кадров и специалистов государственной статистики осуществляется в форме дистанционного обучения, организации выездных сессий, инструктивных семинаров и встреч, индивидуальных стажировок, программ и курсов (например, кроме обучения работников, участвующих в проведении Всероссийской переписи населения 2002 г., – обучение по темам «Практика организации экономических переписей», «Комбинированные методы статистических наблюдений», «Методы статистической оценки показателей теневой экономики», «Требования и проблемы перехода России на международные стандарты учета и статистики» и др.).
Переподготовка руководящих кадров и повышение квалификации специалистов государственной статистики в современных условиях организуется и осуществляется на трех различных уровнях – федеральном (первый уровень), субъектов Российской Федерации (второй уровень), районном и городском (третий уровень).
Обучение по всем направлениям профессиональной переподготовки и повышения квалификации проводится по образовательным стандартам и учебно-тематическим планам, разрабатываемым с привлечением ученых-статистиков и специалистов Госкомстата России, которые принимают непосредственное участие в их практической реализации.
Обучение специалистов проводится с оценкой эффективности и качества получаемых знаний и выдачей сертификатов учебных заведений, которые являются победителями соответствующих официально объявляемых тендеров, организуемых Госкомстатом России и его специализированными и спонсорскими организациями, в частности, независимой службой России Фондом «Бюро экономического анализа».
В целом за истекшие годы удалось обеспечить профессиональную переподготовку и повышение квалификации более 27,5 тыс. руководящих работников и специалистов системы государственной статистики, то есть охватить практически весь кадровый ее состав. В частности, в 1997 –2002 гг. прошли переподготовку и повышение квалификации 22,9 тыс. человек, в том числе – 75% специалистов территориальных органов Госкомстата России.
Организация подготовки руководящих работников и специалистов государственной статистики за счет средств федерального бюджета. Обучение государственных служащих Госкомстата России по этой форме регламентируется ежегодным распоряжением Администрации Президента Российской Федерации. В соответствии с этим распоряжением служащие системы Госкомстата России проходят подготовку в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС) и подведомственных ей образовательных учреждениях, в Академии народного хозяйства (АНХ) и Финансовой академии при Правительстве России.
Подготовка проводится по ежегодно утверждаемым планам, согласно которым повышение квалификации проходят от 500 до 900 человек, в том числе около 30 специалистов центрального аппарата Госкомстата России, и профессиональную переподготовку – от 30 до 80 человек.
В результате обучения специалисты Госкомстата России приобретают навыки эффективной организации управленческой деятельности, получают предметные рекомендации по использованию статистической информации в практике современного администрирования, знакомятся с зарубежным опытом применения статистических методов в управлении.
Отдельные категории специалистов Госкомстата России проходят стажировку за рубежом. По теме «Государственное регулирование в области статистики» в 1997-2003 гг. прошли стажировку в Японии, Канаде, Франции, Великобритании и ряде других стран около 40 человек, в том числе в 2000 г. – 27 человек.
Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих на основе государственного заказа. Специалисты центрального аппарата и территориальных органов государственной статистики по этой форме обучения проходят профессиональную переподготовку в Российской академии государственной службы по специальности «Государственное и муниципальное управление» (специализация «Социология»), целью которой является повышение уровня и качества статистических обследований населения по вопросам уровня жизни и социально-экономического положения в регионах Российской Федерации.
Повышение квалификации специалистов центрального аппарата Госкомстата России в рамках государственного заказа проводится по профилю их работы в высших учебных заведениях страны. Основными направлениями обучения являются технологии сбора, обработки, анализа, представления и распространения статистической информации с использованием современных средств вычислительной техники, международные статистические стандарты и их использование в реформировании российской статистики, мониторинг социально-экономического развития страны в рыночных условиях хозяйствования и др., осваиваемые по современным образовательным стандартам и программам.
Обучение за счет средств, выделяемых Минфином России,осуществляется в основном на базе МИПК учета и статистики Госкомстата России. Обучение ведется по таким актуальным направлениям, как «Современные направления развития методологии статистики», «Статистическое изучение структурных и институциональных преобразований в экономике», «Статистическое изучение ненаблюдаемой экономики», «Технология сбора, обработки, анализа и представления статистической информации с использованием специализированного программного обеспечения», «Применение стандартных технологических средств в статистике», «Перепись населения и демографическая статистика», «Индексный метод в изучении социально-экономических процессов», «Статистика предприятий», «Экономико-статистические модели прогнозирования и мониторинга социальных и рыночных процессов», «Организация выборочных статистических наблюдений», «Комбинированные методы статистических наблюдений», «Основные направления подготовки и распространения статистической информации» и др.
Обучение по вышеуказанным направлениям способствует повышению уровня реформирования статистики в соответствии с требованиями международных стандартов, эффективному применению современных программно-технологических средств, формированию информационных ресурсов, обеспечивающих решение новых статистических задач.
Обучение за счет средств территориальных органов государственной статистики и подведомственных организаций, осуществляемое на базе МИПК учета и статистики Госкомстата России и региональных учебных заведений, проводится по более чем 30 различным актуальным направлениям, среди которых: «Методы анализа социально-экономического развития региона», «Проблемы реформирования статистики», «Развитие, ведение и статистическое использование ЕГРПО и Генеральной совокупности», «Развитие общероссийских классификаторов и их применение в статистике», «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) и проблемы его внедрения в статистическую практику», «Комбинированные методы статистического наблюдения в обследованиях предприятий», «Выборочное наблюдение в системе Госкомстата России», «Статистическое изучение финансов, цен и инфляции», «Статистика инвестиций и национального богатства», «Методология изучения и прогнозирования рынков товаров, услуг и труда», «Создание и ведение статистических баз данных», «Статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого предпринимательства» и др.
Изучение этих тем позволяет специалистам системы государственной статистики применить на практике новейшие методы исчисления и анализа статистических показателей, выработать практические навыки решения конкретных экономических задач, повысить достоверность оценок социально-экономического развития регионов и страны в целом.
Большинство специалистов Госкомстата России, прошедших обучение, дают положительную оценку качеству повышения квалификации и профессиональной переподготовки, учебным планам и программам, методическому обеспечению, использованию наглядных и активных методов обучения, профессиональной подготовке профессорско-преподавательского состава.
Профессиональное обучение специалистов системы государственной статистики в рамках ТАСIS осуществляется путем организации учебных семинаров по вопросам повышения уровня государственного и муниципального управления, совершенствования статистического анализа и использования компьютерных технологий в профессиональной деятельности государственных служащих.
Переподготовка статистических кадров в рамках проекта STASYS. Начало повышения квалификации работников центрального аппарата и территориальных органов Госкомстата России в рамках проекта STASYS было положено в 2001 г. Обучение проводится как в России, так и за рубежом.
Обучение в России проводится по следующим темам: «Обследование занятости населения: обследование рабочей силы, ведение баз данных, анализ и публикация итогов», «Использование миникомпьютеров для сбора информации о потребительских ценах», «Региональная статистика (организация, методология и распространение данных»), «Построение таблиц «Затраты–Выпуск» методом товарных потоков», «Развитие Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) и его статистическое применение», «Управление распределенными информационными ресурсами в корпоративных сетях», «Основы построения и функционирования информационно-вычислительных сетей. Безопасность информационных ресурсов», «Сетевые технологии и операционная система Microsoft Windows», «Защита информационных ресурсов» и др.
Обучение за рубежом проводится по таким актуальным направлениям, как «Использование данных экономических переписей, административных регистров и баз данных, других подобных источников для повышения точности и достоверности результатов выборочных обследований», «Организация, проведение и публикация результатов экономических переписей», «Методы статистического наблюдения по вопросам заработной платы и затрат на рабочую силу», «Обследование рабочей силы», «Методология построения балансов активов и пассивов», «Методология определения стоимости промышленной и строительной продукции, расчетов индексов физического объема по указанным отраслям», «Методология оценки инвестиций», «Статистическое наблюдение за розничной торговлей на вещевых, смешанных и продовольственных рынках», «Методология построения продовольственных балансов в странах Европейского союза», «Официальная статистика и экономическая система. Стратегия и навыки управления», «Организация и проведение сельскохозяйственной переписи с учетом рекомендаций ФАО ООН», «Управление проектами создания информационно-вычислительных систем», «Сетевые информационные технологии» и др.
В дальнейшем предполагается продолжить практику повышения квалификации отечественных статистиков за рубежом. Предусматривается проведение обучения по следующим темам: «Официальная статистика и экономическая система. Стратегия и навыки управления», «Организация, проведение и публикация результатов экономических переписей» и др.
Предполагается в рамках проекта STASYS создать компьютеризированный учебный центр Госкомстата России, в котором будут работать 7 учебных классов: головной учебный класс в центральном аппарате и 6 учебных классов в территориальных органах, расположенных в центрах федеральных округов страны.
Повышение квалификации работников государственной службы статистики в форме дистанционного обучения.Начало этой формы профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников государственной статистики было положено совместно принятым постановлением коллегии Госкомстата России и Ученого совета МЭСИ от 20 ноября 2001 г. № 26 «О профессиональной переподготовке и повышении квалификации специалистов системы Госкомстата России с использованием дистанционной формы обучения». В соответствии с этим постановлением, в 2002 г., по курсам «Основы автоматизированного офиса (Word, Microsoft Office)» и «Социальная статистика» осуществлен соответствующий пилотный проект.
Подготовка и переподготовка статистических кадров по отдельно взятым целевым программам. Программой такой переподготовки предусматривается повышение квалификации лиц, привлекаемых к выполнению отдельных (обычно разовых) работ в системе органов государственной статистики. Так, в 2002 г. в связи с проведением Всероссийской переписи населения такую переподготовку прошли свыше 600 тыс. работников, привлеченных к переписи.
В соответствии с утвержденной программой были разработаны специальные обучающие инструкции и указания для каждой категории переписных работников, пособия для проведения обучения и тесты для проверки знаний переписных работников (по тестам определялась степень восприятия материала и возможность выполнения функций той или иной категории переписных работников) по категориям работников и по трем уровням обучения (федеральном, в центрах субъектов Российской Федерации, в районах и городах), изданы планы 3-5 - дневного обучения специалистов всех категорий.
В этих целях разработана система дистанционного обучения специалистов Госкомстата России и определен курс обучения специалистов территориальных органов статистики как участников пилотного проекта.
Направления дальнейшего совершенствования профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов Госкомстата России. На основе накопленного опыта переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов государственной статистики могут быть сформулированы следующие конкретные рекомендации и предложения:
- организовать и осуществлять на системной основе подготовку всех специалистов государственной статистики по профилю решаемых задач с использованием международных стандартов статистического образования, разработанных и принятых Международным статистическим институтом;
- ввести обязательную стажировку преподавателей обучающих заведений в Госкомстате России и других федеральных органах исполнительной власти;
- активнее привлекать к преподавательской работе квалифицированных специалистов федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
- распространить систему государственного заказа федеральных органов исполнительной власти на обучение государственных служащих территориальных органов;
- особое внимание уделить организации учебного процесса по индивидуальным учебным планам с привлечением опыта дистанционного обучения, практике использования компьютерных версий в проведении практических занятий, подготовке методических материалов, ориентирующих слушателей на индивидуальное освоение учебного материала;
- улучшить работу по охвату профессиональной переподготовкой и повышением квалификации кадров в территориальных органах государственной статистики России лиц, впервые поступивших на государственную службу, установив периодичность повышения их квалификации 3-4 года.
В целях повышения эффективности и качества дополнительного обучения специалистов системы государственной статистики соответствующим службам профессиональных учебных заведений и Госкомстату России рекомендуется на систематической основе организовывать и осуществлять входные и выходные анкетирования слушателей, а также периодическое тестирование и анкетирование преподавателей соответствующих обучающих заведений.
Из вышеизложенного вытекают задачи дальнейшего совершенствования подготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов государственной статистики, решение которых столь же актуально, как и решение вопросов обеспечения и всеобщего охвата повышением квалификации всех руководящих работников и специалистов современной системы государственной статистики России.
глава 9. Перспективы развития
российской государственной статистики
Перспективы развития российской статистики – это перспективы ее дальнейшего реформирования на началах освоения и внедрения передовых организационных, методологических, информационных и технологических достижений, повсеместного перехода на международные стандарты учета и отчетности, в том числе электронные информационные стандарты, углубления системы показателей, совершенствования методов и расширения областей статистических наблюдений, повышения уровня открытости и доступности статистических данных для всех групп и категорий пользователей, включая все слои гражданского населения России, и наконец, это перспективы дальнейшего повышения качества статистических работ, снижения их удельной себестоимости, наращивания показателей полезности и эффективности использования статистической информации, дальнейшего расширения и умножения ее объемов и потоков.
Цели, направления и рубежи прогресса государственной статистики в Российской Федерации определяются долгосрочными и годовыми программами ее развития, разрабатываемыми Госкомстатом России.
Общие цели, направления и рубежи, представляемые в указанных программах, конкретизируются в ежегодно составляемых планах научно-методологических работ и производственных планах работ Госкомстата России, а также в ежегодно составляемых отчетах о выполнении этих планов.
Отдельные перспективные направления развития государственной статистики в Российской Федерации разрабатываются в нашей стране независимыми организациями при содействии Международного банка реконструкции и развития на основе программы «Развитие системы российской государственной статистики» (проект STASYS); Программы оказания технической помощи странам СНГ (программа ТАСIS, реализуется в нашей стране на основе соглашения о партнерстве и сотрудничестве ЕС и России) и др.
В истекшие десять лет реформирования российской государственной статистики было разработано и реализовано две долгосрочные программы – «Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики» и федеральная целевая программа «Реформирование статистики в 1997-2000 годах», продленная впоследствии Правительством Российской Федерации на 2001 г., и десять го-
довых федеральных программ статистических работ (программы на 1993-2002 гг.), в ходе выполнения которых удалось не только реформировать, но и создать целые новые направления развития в российской государственной статистике, обеспечить в преимущественной части ее соответствие основным принципам официальной статистики, одобренным Статистической комиссией ООН.
Исходя из результатов, достигнутых за истекшие 10 лет развития российской государственной статистики, и ориентируясь на ускоренное решение задач дальнейшего ее всестороннего, оперативного и эффективного реформирования, принята долгосрочная «Программа развития государственной статистической системы до 2005 года». Важнейшими направлениями развития российской государственной статистики, предусмотренными в этой Программе на долгосрочную перспективу, являются:
- завершение работ по формированию в России общего множества стандартов учета и отчетности (стандартов в форме методологических положений, методических указаний, инструкций, комментариев, правил, протоколов, алгоритмов, программ и др.) и создание в стране на этой основе полноформатного методического, нормативно-правового, программного, технического, кадрового и финансового обеспечения всех видов статистических работ как необходимой и достаточной базы для интеграции отечественной статистики в мировое информационное пространство;
- расширение областей применения статистики, равно как и областей распространения и использования статистических данных;
- совершенствование программ и методологии статистических наблюдений в соответствии с международными требованиями официальной статистики, одобренными Статистической комиссией ООН и отвечающими правилам и нормам работы в условиях рыночной экономики;
- реорганизация системы показателей и методов статистического наблюдения;
- развитие системы стандартных экономико-статистических классификаций и их внедрение в статистическую информационную систему;
- успешное проведение экономических переписей промышленных и сельскохозяйственных организаций, обеспечение всестороннего обобщения и использования их результатов и дальнейшего совершенствования демографической, социальной и других отраслей статистики;
- совершенствование организационной структуры и методологии макроэкономической, отраслевой и региональной статистики, создание на их основе комплексных баз статистических данных и статистических знаний;
- построение долговременных исторических рядов социально-экономического развития России;
- улучшение законодательного и нормативно-правового обеспечения статистической деятельности, обеспечение информационной безопасности в области статистики;
- совершенствование информационно-вычислительной системы государственной статистики, ее технического и программно-технологического обеспечения;
- укрепление кадрового потенциала, развитие международного сотрудничества в области статистики, в том числе персонального сотрудничества ведущих статистиков России с зарубежными и международными организациями;
- повышение качества статистических работ, уменьшение удельных затрат на их выполнение, общее повышение эффективности, роли и значения отечественной статистики в принятии государственных решений и ускорении социально-экономического развития страны.
Перспективными являются работы в области статистики, выполняемые в рамках реализации проекта «Развитие системы государственной статистики (STASYS)» с участием Минэкономразвития России по теме «Совершенствование возможностей Правительства Российской Федерации в использовании статистики для мониторинга экономической ситуации, прогнозирования экономики и выработки экономической политики», Минфина России и Банка России – по финансовой статистике, ГТК России – «Улучшение сбора и распространения таможенной статистики», Госстандарта России, Минтруда России и Минэкономразвития России – по разработке классификаторов и др.
Программой предусматривается активное привлечение к ее выполнению широких кругов статистической общественности, в том числе путем совершенствования работы обновленного состава Научно-методологического совета Госкомстата России.
«Программа развития государственной статистической системы до 2005 года» как руководящий организационный документ, определяющий приоритетные направления скоординированного развития системы государственной статистики, предусматривающий создание необходимого научно-методологического, информационного, технического, алгоритмического, кадрового и финансового обеспечения, должна послужить надежной основой улучшения качества и повышения эффективности работы всех ее подразделений и звеньев, подъема статистики на качественно новый уровень развития, обеспечивая и гарантируя в полном объеме успешное решение будущих задач социально-экономического развития.
Практическое обеспечение перспективных направлений развития российской государственной статистики осуществляется на основе ежегодно реализуемых в стране:
- Федеральной программы статистических работ;
- Плана научно-методологической работы Госкомстата России;
- Плана мероприятий по подготовке и проведению отдельных видов сплошных и выборочных наблюдений (в 2002-2005 гг., например, Всероссийской переписи населения 2002 года и публикации ее итогов);
- Плана формирования информационных ресурсов и информационных технологий в области статистической деятельности;
- Плана повышения квалификации и переподготовки кадров;
- Плана международного сотрудничества.
В соответствии с принятыми планами Госкомстат России в координации с другими федеральными органами государственной власти, осуществляющими статистические функции, относящиеся к предмету их ведения, на ближайшую перспективу намечает выполнение следующих основных работ:
- проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи (в том числе за счет кредитных средств Международного банка реконструкции и развития) и Всероссийской экономической переписи всех хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации;
- анализ и публикацию материалов Всесоюзной переписи населения 2002 г., в том числе автоматизированную обработку первичных материалов переписи;
- внедрение Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) и развитие системы взаимоувязанных общероссийских классификаторов, гармонизированных с требованиями международных стандартов;
- расширение программ наблюдения и совершенствование методологии формирования статистических показателей и статистического инструментария по национальным счетам, статистике промышленных и сельскохозяйственных предприятий, природных ресурсов и охраны окружающей среды, инвестиций и строительства, инноваций, связи, сферы услуг, внутренней и внешней торговли, цен и финансов, труда, демографии, доходов и уровня жизни населения;
- совершенствование информационно-вычислительной системы (ИВС) на базе развития сети Интернет, расширения корпоративной ИВС Госкомстата России и создания в период до 2007 г. информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти (ИТКС).
Предполагается также проведение статистических обследований имущественного и финансового положения организаций по формам управления и формам собственности, реализация важных мероприятий по повышению качества и надежности статистических работ, обеспечению их информационной безопасности, широкое развертывание программы комбинированных выборочных обследований с более полным и эффективным использованием данных статистического регистра, обследование детей и подростков, не обучающихся в образовательных учреждениях и не имеющих постоянного места жительства.
Органами государственной статистики продолжится выполнение таких крупных статистических работ как: составление национальных счетов; разработка сводного финансового баланса, баланса основного капитала; балансов продовольственных ресурсов; обследование населения по проблемам занятости; формирование показателей уровня жизни населения на основе обследования бюджетов домашних хозяйств; статистические наблюдения за уровнем и изменением цен и тарифов во всех секторах экономики; разработка основных показателей хода реформы жилищно-коммунального хозяйства; формирование общеэкономических и структурных показателей деятельности организаций всех отраслей экономики; функционирование субъектов малого предпринимательства и государственного сектора экономики; разработка годовой бухгалтерской отчетности.