Международный страховой рынок и страховой бизнес
В развитых странах и в мировой экономике страховая отрасль выполняет две основные функции:
· Защищает от разнообразных рисков.
· Служит источником накоплений и инвестиций, за счет страховых резервов, аккумулируемых страховыми компаниями
Страхование сопровождает все важные экономические процессы и сделки, обеспечивает устойчивость, непрерывность и выживаемость бизнеса, его воспроизводство. Главный индикатор масштабов и уровня развития страховой отрасли — это абсолютный объем полученных страховщиками взносов (или страховых премий, оплаченных страхователем в обмен на страховую защиту) и их подушевой уровень.
В общемировом масштабе этот показатель в 2012 г. составил 3200 млрд дол., из которых на долю США приходилось 960 млрд дол., а на страны Евросоюза — 1124 млрд дол.
В системе международного бизнеса выделяют три наиболее распространенных типа страховых компаний:
1) крупные и многофилиальные компании, предлагающие широкий спектр страховых продуктов и располагающих разветвленной сбытовой сетью;
2) специализированные страховщики (работающие в целевых нишах);
3) кэптивы — компании, учрежденные промышленно-финансовой группой или другой корпорацией и обслуживающие только или преимущественно ее страховые потребности. (Кэптивы обычно противопоставляются компаниям, работающим на открытом рынке с широкой клиентской базой.).
Во всем мире страхование осуществляется на основе универсальных правил и при строгом следовании устанавливаемым в законодательном порядке нормативам. Это особенно важно, учитывая, что страховой рынок подвержен разного рода циклическим и конъюнктурным колебаниям, чувствителен к событиям политической, социальной и экономической жизни, а в еще более высокой степени — к природным катаклизмам и техногенным катастрофам. Но в трудные моменты включается механизм самонастройки мирового рынка, главным инструментом которого выступает пересмотр страховых тарифов и условий страхования, а также пополнение капитала страховщиков.
Помимо Северной Америки и стран Евросоюза, на которые приходится в совокупности 2072 млрд дол. страховой премии, высокий уровень развития характеризует японский страховой рынок (350 млрд дол.). Это старые, устоявшиеся и зрелые рынки. К числу более молодых и поднимающихся (emerging) относят восточноазиатский страховой рынок (187 млрд дол.), латиноамериканский (50 млрд дол.) и восточноевропейский (29 млрд дол.). Эти три страховые зоны обладают значительным потенциалом для роста и развития, как и страховой рынок Индии.
29. Международный туризм: понятия, виды и направления его развития.
Международный туризм является сегодня одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики. В начале XXI в. на долю международного туризма приходится около 8% общего объема мирового экспорта и порядка 30-35% мировой торговли услугами.Международный туризм играет немаловажную роль в экономике отдельного государства, так как:— является стабильным источником валютных поступлений;— создает новые рабочие места, снижая уровень безработицы;— развивает смежные отрасли национального хозяйства, так или иначе связанные с производством туристских услуг (пищевая и легкая промышленность, строительство, медицина, транспортное обслуживание, гостиничный и развлекательный комплексы);— активизирует деятельность центров народных промыслов (индустрия сувениров) и общее развитие культуры;— обеспечивает дальнейший рост уровня жизни местного населения.Международный туризм включает в себя:въездной туризм — путешествия в пределах той или иной страны лиц, не проживающих постоянно на ее территории;выездной туризм — путешествие граждан той или иной страны и лиц, постоянно проживающих в ней, в другое государство.Существует несколько основных подходов в классификации международного туризма:по возрасту — зрелый, молодежный, детский, смешанный;по продолжительности — однодневный, многодневный, транзитный;по сезонности — активный туристский сезон (золотой), межсезон или полусезон (серебряный), несезон;по форме участия — индивидуальный, групповой, семейный;по способу передвижения — пешеходный; с использованием традиционных транспортных средств (автомобильный, железнодорожный, авиационный и т.п.); с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан).В зависимости от цели поездки туризм можно подразделить следующим образом.1. Познавательный, подразделяющийся на знакомство с природными, культурно-историческими, хозяйственными достопримечательностями. 2. Курортный и лечебный, включающий в себя климатолечение, грязелечение, купально-пляжные, прогулочные процедуры и др.3. Деловой и конгресс-туризм — деловые поездки, включая посещение торговых ярмарок, выставок и бизнес-семинаров.4. Спортивный туризм, включающий водный, пешеходный, горнолыжный, велосипедный, автомобильный, альпинизм и др.На мировом рынке туризма различают страны — поставщики туристов (направляющие страны) и страны, как правило, принимающие туристов. К основным лидерам среди направляющих стран относятся США, Германия, Англия, Бельгия и др., к принимающим странам — Франция, Испания, США, Италия и др. Например, в Европейском регионе уверенно лидирует южносредиземноморская группа стран: Испания, Италия и Греция, а также Германия, Бенилюкс, Австрия, на которые приходится около 20% международных туристских прибытий. Центральная и Восточная Европа (Болгария, Хорватия, Чехия, Венгрия) занимает около 11% мирового рынка туризма.Направления развития международного туризма:1. Активное развитие всех видов туризма в зависимости от цели поездки.2. Закрытие ряда курортных центров в мире в связи с боевыми действиями.3. Рост цен на обслуживание в гостиницах, ресторанах, самолетах и т.д.4. Развивается экстремальный вид туризма и т.д.