Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel

Задание 14

1. Переименовать Лист 1 в "Таблица", остальные листы книги удалить.

2. В столбец А, начиная с ячейки А1, ввести четные числа от 2 до 20.

3. Создать список из элементов: первый, второй, третий... десятый.

4. В столбец В, начиная с ячейки В1, внести созданные элементы списка.

5. В столбец С внести даты: 1 янв 06, 1 фев 06, 1 мар 06... 1 дек 06.

6. Между столбцами В и С добавить новый столбец.

7. Строку "6" скрыть.

8. Содержимое ячеек В2 и В3 скопировать в ячейки Е4 и Е5.

9. Добавить новый лист и назвать его Копия.

10. Содержимое листа Таблица скопировать на лист Копия.

Указания

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru 1. Для переименования листа щелкните по корешку листа правой кнопкой мыши выполните команду контекстного меню Переименовать. Введите новое название листа.

 
  Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

3. Для быстрого заполнения ячеек Excel однотипными данными можно пользоваться заранее подготовленными списками, например, первый, второй и т. д.

Для создания списка выполните команду меню Сервис-Параметры и перейдите на вкладку Списки. Введите в поле "Элементы списка"сами элементы через запятую или нажимая клавишу Enter. После внесения всех элементов списка нажмите кнопку Ок.

 
  Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

4. Введите в ячейку В1 первый элемент: "первый". Заполнением вниз введите остальные элементы (аналогично п. 2).

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

В ячейку С1 введите дату в следующем формате: 01.01.06, а в ячейку С2 – 01.02.06.

Для ввода других дат в столбец С используйте заполнение аналогично п. 2.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

7. Для скрытия шестой строки выделите ее и выполните команду контекстного меню Скрыть.

Для отображения шестой строки выделите строки 5 и 7 и выполните команду контекстного меню Отобразить.

8. Выделите ячейки В2 и В3 и выполните команду Копировать. Выделите ячейку Е4 и выполните команду Вставить.

9. На корешке любого листа выполните команду контекстного меню Добавить, в открывшемся окне выделите пиктограмму Лист и нажмите кнопку Ок.

Задание 15

Создайте таблицу по приведенному образцу и сохраните книгу под именем фамилия15. Значения в ячейках "Итоги" и "Всего за квартал" рассчитайте по формулам. Проведите сортировку записей по отделам.

A B C D E
Фамилия Отдел январь февраль март
Андропов А.А.
Брежнев Б.Б.
Иванов И.И.
Иванов И.И.
Петров П.П. 1 200
Сидоров С.С.
Черненко Ч.Ч. 1 100
Итого      
Всего за квартал      

Указания

1. Для объединения ячеек с В10 по Е10 выделите эти ячейки и нажмите кнопку Объединить и поместить в центр на панели инструментов.

2. Для ввода формулы в ячейку С9 выделите ее и нажмите кнопку Автосумма Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru на панели инструментов. Убедитесь, что диапазон суммируемых ячеек выделен правильно, после чего повторно нажмите кнопку Автосумма.

Введите формулы в ячейки D9 и Е9 заполнением.

3. Для ввода формулы в ячейку В10 выделите ее и введите формулу, начинающуюся со знака "равно": = С9+D9+E9.

Для этого введите знак "=", затем щелкните мышью по ячейке С9, затем введите знак "+", затем щелкните мышью по ячейке D9 и так далее. После ввода текста формулы нажмите клавишу Enter.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Задание 16

Создайте таблицу и сохраните ее по именем фамилия16. Значения в столбце "Цена в руб." рассчитайте по формулам. Постройте гистограмму "Телевизоры-Цена в руб.".

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Указания

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

2. Введите в ячейку С4 формулу = В4*С2. Для того, чтобы ввести формулы без изменения адреса С2 в другие ячейки заполнением или копированием необходимо в формуле в ячейке С4 относительный адрес ячейки С2 заменить на абсолютный. Для этого установите курсор в формуле на адресе С2 и нажмите клавишу F4. После этого адрес в формуле измениться на следующий: = В4*$С$2. Нажмите клавишу Enter.

Введите формулы в другие ячейки заполнением.

2. Для построения гистограммы выделите ячейки, значения в которых войдут в гистограмму – ячейки А3:А10 и ячейки С3:С10.

Для того, чтобы выделить несмежные ячейки сначала выделите ячейки столбца А, а затем при нажатой клавише Ctrl – ячейки столбца С.

Нажмите кнопку Мастер диаграммна панели инструментов и постройте гистограмму.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Задание 17

Создайте таблицу и сохраните ее под именем фамилия17. Постройте гистограмму прибыли и определите прогноз прибыли в ноябре и декабре.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Указания

Постройте гистограмму "Месяц-Прибыль".

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Перейдите на вкладку Параметры и в поле "Прогноз" установите значение "вперед на 2".

Нажмите кнопку Ок.

Задание 18

Создайте таблицу и сохраните ее под именем фамилия18.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Выполните следующие условия.

1. Для столбца "Дата рождения" установите проверку вводимых значений: интервал вводимых значений - от 01.01.20 до 01.01.98.

При ошибке установите вывод сообщения "Дата рождения не верна!"

2. Для столбца "Разряд" примените условное форматирование:

1- красный шрифт, 2 - зеленый, 3 - синий, остальные черный.

Указания

       
  Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru
 
    Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Проверьте работу проверки даты, введя неверную дату, например: 01.01.01.

2. Выделите столбец С и выполните команду меню Формат-Условное форматирование. Установите в полях для цифры 1 значения согласно рисунку.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

В окне Условное форматирование нажмите кнопку А также>> и введите условия для цифры 2, а затем цифры 3.

После ввода всех трех условий нажмите кнопку Ок.

Проверьте работу условного форматирования, меняя разряды работников.

Задание 19

Создайте таблицу и сохраните ее под именем фамилия19.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Значения в столбцах с С по G рассчитайте по приведенным ниже формулам.

Столбец С:если Оклад<4000, то Премия=1600, иначе Премия=Оклад*0,4

Столбец D:=(Оклад+Премия)*0,15

Столбец E:=Оклад+Премия+Уральские

Столбец F:=Всего*0,13

Столбец G:=Всего-Подох. Налог

Указания

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

2. Для ввода формулы в ячейку С используется логическая функция Если.

Выделите ячейку С2 и нажмите кнопку Вставка функции слева от строки формул.

       
    Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru
 
  Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Введите выражения в поля "Лог_выражение" и "Значение" согласно приведенному ниже рисунку.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Нажмите кнопку Ок.

Введите остальные формулы.

Задание 20

Переименуйте Лист 1 в 1 квартал, создайте на нем таблицу продаж товаров в 1 квартале и сохраните книгу под именем фамилия20.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Значения в столбцах "Всего за квартал", "Количество", "Месяц" и "Процент от квартальной" рассчитайте по формулам. В столбце "Месяц" должно выводиться название месяца, в котором больше всего продано товара, в столбце "Количество" – количество товара в этом месяце.

Переименуйте Лист 2 в 2 квартал и создайте на нем аналогичную таблицу продаж товаров во 2 квартале.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Создайте новую книгу с таблицей "Продажи за 1 полугодие" и сохраните ее под именем 1 полугодие.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Значения в столбцах "1 кв." и "2 кв." рассчитайте по формулам. Текст в ячейках D2-D6 – результат использования формул с текстом.

Указания

1. Значения в столбце Gрассчитайте по формуле МАКС, которая находит максимальное значение из нескольких ячеек.

Для этого выделите ячейку G3, нажмите кнопку Вставка функций, в категории "Статистические" выберите функцию МАКС и нажмите кнопку Ок.

После открытия окна "Аргументы функции" введите диапазон ячеек, из которых надо выбрать максимальное значение (B3-D3), для чего выделите мышью эти ячейки (их адреса появятся в поле "Число1").

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Нажмите кнопку Ок.

2. Значения в столбце Fрассчитайте, используя вложенную логическую функцию. Логика формулы может быть следующей.

Если значение Количество=значению в январе, то значение январь, иначе, если Количество=значению в феврале, то значение февраль, иначе значение март.

Для ввода формулы выделите ячейку F3, нажмите кнопку Вставка функций, в категории "Логические" выберите функцию ЕСЛИ и нажмите кнопку Ок.

После открытия окна "Аргументы функции" введите в поля элементы формулы согласно рисунку.

Установите курсор в поле Значение_если_ложь и снова вызовите функцию ЕСЛИ, нажав на кнопку с надписью "ЕСЛИ" слева под панелью инструментов.

 
  Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Введите в поля вложенной функции элементы согласно рисунку, после чего нажмите кнопку Ок.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

3. В ячейку H3 введите формулу =G3/E3. Установите для столбца Hпроцентный формат, нажав кнопку Процентный формат Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru на панели инструментов.

4. Для создания таблицы продаж товаров во 2 квартале скопируйте таблицу с листа 1 квартал на лист 2 квартал и в ней измените названия месяцев и числовые данные.

5. После создания в отдельной книге таблицы продаж за 1 полугодие введите формулы в столбцы B, C и D.

Для этого выделите ячейку В2, введите знак"=", перейдите в книгу "фамилия19", щелкните по ячейке Е3 и нажмите клавишу Enter. Формула в ячейке В2 будет иметь вид: ='[иванов19.XLS]1 квартал'!$E$3.

Введите аналогичные формулы в столбец С.

6. Формула в ячейке D3 должна иметь текст.

Текст в формуле пишется в кавычках, а разделяются элементы формулы знаком &.

Соответственно формула в ячейке D3 должна иметь следующий вид: =A2&" - "&B2+C2&" шт.".

Задание 21

Определите для каких наборов значений переменных х и у Р будет истинно?

Р = х+у > х-у или х+2у > 0

х -1 -1
у -1

Указания

Введите в ячейки А1:Е1 приведенную таблицу.

Выделите ячейку В3 и вызовите функцию ИЛИ. Введите в поля выражения согласно рисунку и нажмите кнопку Ок.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Аналогично решите задачу для других наборов значений х и у (формулы в ячейки С3:Е3 можно ввести заполнением).

Результат решения показан рисунке: при всех наборах х и у Р истинно.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Задание 22

Защитите от изменения ячейки А1 и А2 таблицы задания 21.

Указания

Выделите весь лист и выполните на выделении команду контекстного меню Формат ячеек. Перейдите на вкладку Защита, снимите флажок "Защищаемая ячейка" и нажмите кнопку Ок.

Выделите ячейки А1 и А2и выполните на выделении команду контекстного меню Формат ячеек. На вкладке Защита установите флажок "Защищаемая ячейка" и нажмите кнопку Ок.

Выполните команду меню Сервис-Защита-Защитить лист. При необходимости введите пароль и нажмите кнопку Ок.

Проверьте работу защиты, изменив содержимое ячейки А1.

Для снятия защиты выполните команду меню Сервис-Защита-Снять защиту листа.

Задание 23

Создайте шаблон экзаменационной ведомости, в котором оценки проставляются командными кнопками, то есть при нажатии на кнопку в выделенную ячейку вставляется соответствующая оценка.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Указания

Необходимо создать четыре макроса, каждый из которых вставляет в выделенную ячейку текст: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно". Макрос – это записанная последовательность команд, которая может быть воспроизведена.

Затем необходимо создать четыре кнопки и присвоить каждой из них свой макрос.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Наберите на клавиатуре текст "отлично", нажмите клавишу Enter и выполните команду меню Сервис-Макрос-Остановить макрос.

Аналогично создайте другие макросы.

       
    Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru
 
  Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Измените надпись на кнопке, скорректируйте ее размеры и перетащите мышью в нужное место листа.

Проверьте, работает ли кнопка с макросом.

Аналогично создайте другие кнопки.

Задание 24

Создайте таблицу по приведенному образцу и сохраните под именем фамилия24.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

1. Вставьте со связыванием таблицу в документ Word.

2. Скопируйте таблицу на лист 2 и на лист 3.

3. На листе 1, используя автофильтр, выведите список работников, имеющих зарплату в январе больше 5000 руб.

4. На листе 2, используя расширенный фильтр, выведите список работников, старше 40 лет или имеющих зарплату за квартал менее
18000 руб.

5. На листе 3 используя команду Итоги, рассчитайте зарплату по отделам, то есть выведите общую зарплату 1-го отдела , 2-го отдела и 3-го отдела по месяцам.

Указания

1. Выполните команду Копировать для созданной таблицы Excel.

Откройте редактор Word, установите курсор в том месте документа, куда должна быть вставлена таблица и выполните команду меню Правка-Специальная вставка.

В открывшемся окне в поле "Как" выделите "Лист Microsoft Excel" и установите переключатель в положение "Связать".

Нажмите кнопку Ок.

 
  Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

2. Скопируйте таблицу, перейдите на Лист 2 и на ячейке А1 выполните команду контекстного меню Вставить.

3. Выделите любую ячейку в таблице и выполните команду меню Данные-Фильтр-Автофильтр.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Для отмены автофильтра выполните повторно команду меню Данные-Фильтр-Автофильтр.

4. Добавьте два столбца "Квартал" и "Возраст". Введите в столбец "Квартал" формулы суммирования зарплат =СУММ(D2:F2), в столбец "Возраст" – формулы расчета возраста работника =(ТДАТА()-B2)/365.

Вставьте копию заголовков таблицы в строку 11. Теперь в строках 12 и 13 могут задаваться критерии фильтра.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

В ячейку G12 введите: <18000, а ячейку Н13 введите: >40.

Если условия фильтра записываются в разных строках (как в данном примере), то это соответствует функции ИЛИ. Если условия фильтра записываются в одной строке, то это соответствует функции И.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Для отмены фильтра выполните команду меню Данные-Фильтр-Отобразить все.

5. Поскольку предполагается выводить итоги по отделам, то сначала необходимо отсортировать записи также по отделам.

Для этого выделите любую ячейку С внутри таблицы и нажмите кнопку Сортировка по возрастанию Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru на панели инструментов.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Задание 25

Найдите корень уравнения Cos(b) - 3,63b - 5,5 = 0.

Указания.

Пусть значение b будет в ячейке А1.

В ячейку В1 введите формулу: = COS(A1) - 3,63*A1 - 5,5

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

После выполнения подбора параметра будет получен результат, приведенный на рисунке, то есть корень уравнения в = -1,494.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Задание 26

Найти все корни уравнения х2 + 2*х – 5 = 0

Указания

Команда Подбор параметра находит один корень уравнения, ближайший к введенному значению х. Все корни уравнения можно найти, если известны приближенные значения х.

Для приближенного нахождения корней можно построить график функции у = х2 + 2*х – 5 и по графику определить приближенные значения х, при которых у близко нулю.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

По данным таблицы постройте точечную диаграмму и определите приближенные значения х, при которых у ≈ 0.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

В данном примере значения х равны -3 и 1.

Проведите подбор параметра при этих значениях х.

Для этого можете выделить ячейку В4 и для нее провести подбор параметра. Затем то же самое выполнить для ячейки В8.

Значения корней уравнения будут находиться в ячейках А4и А8.

Задание 27

Создайте таблицу графика работы персонала и сохраните ее под именем фамилия24.

Значения в строке 9 и в ячейке В14 рассчитайте по формулам.

В ячейке В9 - общее число занятых =СУММ(B2:B8);

В ячейке С9 – сумма произведений соответствующих элементов столбцов В и С =СУММПРОИЗВ($B$2:$B$8;C2:C8); в ячейкеD9 – соответственно столбцов В и D и так далее.

В ячейке В14 – произведение ячеек В9 и В13.

В строке 9 приведено минимальное количество работающих в каждый день недели.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Подберите график работы персонала, минимизирующий общую зарплату (значение в ячейке В14) при условии, что работает каждый сотрудник 5 дней в неделю с двумя подряд идущими выходными при следующих ограничениях:

число занятых должно быть целое;

число занятых должно быть больше или равно нулю;

всего занятых по дням недели должно быть больше или равно числу требующихся по дням недели.

Указания

Выделите ячейку В14 и выполните команду меню Сервис-Поиск решения.

В открывшемся окне Поиск решения должна быть установлена целевая ячейка В14.

Установите группу переключателей в положение "минимальному значению".

В поле "Изменяя ячейки" установите интервал ячеек В2:В8.

Для ввода ограничений в поле "Ограничения" нажмите кнопку Добавить и в окне Добавление ограничения введите первое ограничение в соответствии с рисунком. Затем снова нажмите кнопку Добавить и введите второе ограничение, а затем – третье. Нажмите кнопку Ок.

 
  Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

В окне Поиск решения нажмите кнопку Выполнить.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

После выполнения поиска решения будет создан новый лист Отчет по результатам 1, содержимое которого приведено на рисунке.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Задание 28

Используя команду Поиск решения, найдите значения Х1, Х2, Х3 и Х4, удовлетворяющие следующим условиям:

Х1, Х2, Х3, Х4 ≥ 0;

Х1 + Х2 + Х3 = 0;

2(Х1 - Х2)+3(Х3 + Х4) = 9;

Х1 - Х2 + 2Х3 - Х4 = -3;

-3Х1 + Х2+ 3Х3 + 5Х4 → min;

Указания

Пусть значения Х1, Х2, Х3, Х4 будут в ячейках А1, А2, А3, А4,соответственно.

В ячейку В1 введите формулу =А1+А2+А3;

В ячейку В2 введите формулу =2*(А1-А2)+3*(А3+А4);

В ячейку В3 введите формулу =А1-А2+2*А3-А4;

В ячейку В4 введите формулу =-3*А1+А2+3*А3+5*А4.

Выделите ячейку В4и выполните команду меню Сервис-Поиск решения.

В открывшемся окне Поиск решения в группе переключателей установите значение "минимальному значению".

В поле "Изменяя ячейки" введите адреса А1:А4.

В поле "Ограничения" введите ограничения согласно приведенному рисунку, для чего нажмите кнопку Добавить и введите ограничения.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Нажмите кнопку Выполнить.

После поиска решения должен быть получен результат, приведенный на рисунке.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Задание 29

Создайте таблицу и сохраните ее под именем фамилия29.

Определите стоимость обуви по моделям и видам обуви, то есть какова общая стоимость мужской обуви, женской обуви, туфель, сапог и так далее.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Результат может быть получен с помощью сводных таблиц.

Выделите любую ячейку таблицы, выполните команду меню Данные-Сводная таблица и выполните инструкции мастера сводных таблиц.

В созданном листе перетащите мышью имена полей из списка полей сводной таблицы в саму таблицу согласно рисунку: "Вид обуви" перетащите в поля столбцов; "Модель" – в поля строк; "Сумма" – в поле данных.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

После этого сводная таблица приобретет следующий вид.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Задание 30

Найдите произведение матриц А*В, где Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru .

Указания

Введите в ячейки А1:D4 матрицу А, а в ячейки F1:F4 – матрицу В.

Выделите ячейки Н1:Н4 и вызовите функцию МУМНОЖ (произведение матриц).

В поле "Массив1" введите адреса ячеек А1:D4, а поле "Массив2" –адреса ячеек F1:F4 согласно приведенному рисунку.

Нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Shift+Enter.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

После выполнения умножения результат должен выглядеть в соответствии с приведенным рисунком.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Задание 31

Найдите обратную матрицу для матрицы Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru .

Указания

Введите в ячейки А1:D4 матрицу А.

Выделите ячейки F1:I4 и вызовите функцию МОБР (обратная матрица).

В поле "Массив" введите адреса ячеек А1:D4 согласно приведенному рисунку.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

Нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Shift+Enter.

После выполнения операции результат должен выглядеть в соответствии с приведенным рисунком.

Практические занятия по созданию таблиц Microsoft Excel - student2.ru

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Долженков В. А., Колесников Ю. В. Самоучитель Microsoft Excel 2003 / В. А. Долженков, – СПб.: БХВ – Петербург, 2004. – 432 с.

2. Информатика. Базовый курс. 2-е издание / Под ред. С. В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2005. – 640 с.

3. Миллхоллон М., Мюррей К. Эффективная работа: Microsoft Office Word 2003 – СПб: Питер, 2005. – 971 с.

4. Немнюгин С. А. Turbo-Pascal. Программирование на языке высокого уровня. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 544 с.

5. Харитонова И. А. Самоучитель: Office Access 2003. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.

[1] дошкольное образование и начальные классы

[2] колледжи и университеты

Наши рекомендации