Факторы экономического роста. Чтобы понять, почему все страны развиваются по-разному, почему у всех разный уровень равития, разный ввп и другие показатели
Чтобы понять, почему все страны развиваются по-разному, почему у всех разный уровень равития, разный ввп и другие показатели, необходимо выяснить, чем это обусловлено, то есть
22. Новыемоделиэкономическогороста: рольчеловеческогокапитала. МодельП. Ромера.
РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
В последнюю четверть 20 века в индустриальных странах квалификация работника становится ключевым фактором конкурентной борьбы. Наиболее выгодными становятся вложения в “человеческий капитал” – образование, социальные программы и тд. Именно такие затраты и способны задействовать долгосрочные факторы экономического роста, основанного на НТП, так как квалифицированная рабочая сила обладает способностью к совершенствованию.
В 60е года 20 века появилось понятие инвестиций в “человеческий капитал” – совокупность прямых денежных затрат на образование и доход, недополученный за время, затраченное на обучение.
Экономисты доказали, что образование прибыльно для индивида, если реальная стоимость издержек на образование и прибыль составляют положительную величину. В той степени, в какой зарплата отражает реальные продукты труда, вложения в “человеческий капитал” являются действительными инвестициями. Так, по некоторым подсчетам в США 2/3 всего накопленного капитала вложено в “человеческий капитал” – в учебные заведения, научные и исследовательские программы и центры, обучение специалистов и профессионалов.
МОДЕЛЬ П.РОМЕРА
Модель П. Ромера - модель эндогенного научно-технического прогресса, основанная на идее накопления человеческого капитала. В модели предполагается, что важнейшим фактором экономического роста являются технологические изменения, которые происходят благодаря целенаправленной деятельности людей; дальнейшее использование созданных технологий не требует дополнительных затрат со стороны производителя. Сектор производства средств производства не располагает своим человеческим капиталом, а оплачивает труд ученых по созданию новых технологий в первом секторе. Плата за использование единицы человеческого капитала в исследовательском секторе. После приобретения и освоения новой технологической идеи фирма второго сектора защищает патентом свое монопольное право на ее использование и налаживает выпуск соответствующих средств производства для фирм третьего сектора. Для производства одной единицы оборудования расходуется n единиц конечной продукции третьего сектора. Средства производства не продаются, а предоставляются в аренду за арендную плату. В третьем секторе на основе имеющихся средств производства, затрат труда и человеческого капитала. Поэтому обеспечивается выпуск конечной продукции потребительского назначения. Фирмы - производители конечной продукции строят свои отношения с производителями средств производства исходя из задач максимизации прибыли (выпуск продукции минус затраты на оборудование). Фирмы второго сектора, оплачивающие работу по созданию новых технологий в исследовательском секторе, определяют объем выпуска продукции для третьего сектора с учетом максимизации своего дохода за вычетом переменных издержек. Для любого момента времени превышение дохода над предельными издержками в единицу времени должно покрывать процентные выплаты на величину инвестиций в разработку новой технологии. Темп экономического роста находится в обратной зависимости от ставки банковского процента и в прямой зависимости от величины человеческого капитала, сосредоточенного в сфере получения нового знания. Таким образом, сфера НИОКР влияет на экономику не только непосредственно через новые прикладные идеи и разработки. Само ее существование является необходимым, но недостаточным условием экономического роста, поскольку обеспечивает накопление человеческого капитала. Не поощряя получение нового знания ради знания как такового, вряд ли можно рассчитывать на ощутимую практическую отдачу от науки в будущем. В модели Ромера (1986 г.) главными параметрами исследования стали знания. Он рассматривает совокупность предприятий, характеризующихся производственной функцией вида F(h, H, х), где h -интеллектуальные знания предприятия. Причем совокупные знания равны сумме знаний предприятий. Ресурсы предприятий характеризуются двумя видами: капитал и труд. В модели принято, что совокупность факторов является постоянной. Выпуск предприятия распределяется на потребление и инвестиции в исследования (в прирост знаний). На основании своей модели Ромер выполнил сравнение развития экономики при централизованном управлении вложениями в исследования и рыночными конкурентными вложениями. Ромерсформулировалчетыреосновныхпризнакаприродыэкономическогороста:
• знания являются благом “без соперничества”, так как их могут использовать одновременно многие, но фирма или индивид могут временно получать монопольную ренту на открытия (знания);
• технический прогресс происходит благодаря деятельности людей;
• физическаядеятельностьдопускаеткопирование;
• в рыночной экономике функционирует большое число фирм.