Понятие и классификация трудовых ресурсов
Во всей совокупности ресурсов трудовые ресурсы занимают особое место. Трудовые ресурсы, преобразуя материалы в процессе реализации производственной функции, обеспечивают достижение результатов технологически и экономически эффективного способа производства. Чтобы обеспечить себя данным видом ресурса, предприятие становится активным участником процесса купли-продажи на рынке труда, функционирование которого отлично от других рынков производственных ресурсов (факторов). Именно здесь реализуется вся система общественных отношений между покупателем (работодателем) и продавцом (наемной рабочей силой). На рынке труда пересекаются и согласуются экономические интересы все участников. Работник является носителем и собственником своей рабочей силы, т.е. всей совокупности своих способностей к определенным видам трудовой деятельности. Это особый ресурс, специфика которого заключается в физической неотъемлемости его от собственника, что отражается на характере объекта купли-продажи на рынке труда
Отличительные особенности данного вида ресурса проявляются и в том, что работник не может служить только средством для достижения целей предприятия. Он вносит определенный жизненный смысл в производственный процесс. Обладая способностями, инициативой, волей, наемный работник, поэтому является не пассивным объектом управления, но и проводником самостоятельной линии поведения. Работник, являясь формально членом какой-либо определенной структуры предприятия, в то же время может входить в состав неформальных групп людей, общение с которыми будет оказывать влияние на поведение их друг с другом и соответственно на эффективность выполняемых заданий.
Численность персонала предприятия не остается постоянной. Она непрерывно меняется вследствие того, что предприятие в течение определенного периода осуществляет наем и увольнение работников. Информацию о состоянии производственных кадров используют для многих целей: решения вопросов налогообложения; отнесения организации к малым предприятиям; выявления наиболее эффективной структуры; рационализации кадрового состава; обеспечения необходимой подготовки как по объему, так и по квалификации, и для многих других.
В теории управления существуют различные подходы к классификации персонала в зависимости от профессии и должности работника, уровня управления, категории работников.
Существует разделение персонала по основным и неосновным видам деятельности предприятия. В зависимости от профиля деятельности организации отнесение к той или иной группе производят по соответствующим методикам. В частности, на промышленных предприятиях к работникам основной деятельности – промышленно-производственному персоналу (ППП) – относят численность всех структурных подразделений, занятых подготовкой, осуществлением и обслуживанием всего цикла изготовления и реализации продукции, включая административный и технический персонал.
Персоналом, занятым в неосновной деятельности, считают работников таких структурных подразделений, которые совершенно не связаны с профильной деятельностью предприятия. Эту категорию называют непромышленным персоналом. К примеру, в число неосновных подразделений входят учреждения здравоохранения (здравпункты, санатории, профилактории и т. п.), оздоровительные и отдыха, физической культуры, жилищного и коллективного хозяйства, предприятия бытового обслуживания, редакции заводских многотиражных газет и радиовещания, торговли и общественного питания, учреждений культуры, образования, подсобных сельскохозяйственных структур и т. д.
Группа промышленно-производственного персонала в зависимости от выполняемых в процессе производства функций делится на 6 категорий: рабочие, инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал, пожарно-сторожевая охрана, ученики.
К рабочимотносят людей, непосредственно занятых в производстве материальных ценностей, а также занятых обслуживанием этого производства и оказанием материальных услуг. В свою очередь по характеру участия в производственном процессе рабочие подразделяются на рабочих основного производства, вспомогательного производства и обслуживающих хозяйственно-вспомогательных рабочих. Такое деление важно, потому что, во-первых, рабочие составляют наиболее многочисленную категорию; во-вторых, потому что трудовые функции, выполняемые основными и вспомогательными рабочими, весьма различны, особенно на стадии внутрипроизводственного планирования. Определение потребности в рабочих этих групп осуществляется по-разному.
К основнымрабочим относят рабочих, занятых непосредственно изготовлением продукции (станочники, операторы автоматических линий и т.п.). К вспомогательным– рабочих, которые обслуживают производственные процессы, выполняемые основными рабочими (наладчики, ремонтники, складские рабочие, уборщики и др.).
К инженерно-техническим работникам относят руководителей и специалистов. Руководителямисчитают работников, занимающих должности руководителей организаций и их структурных подразделений и имеющих в подчинении персонал. Руководители принимают различные управленческие решения. В группу специалистов включают работников, выполняющих инженерно-технические, экономические и другие подобные работы. Специалисты не принимают кардинальных решений, но именно они готовят эти решения, всесторонне обосновывая их, проводя необходимые исследования, расчеты и производственные эксперименты. Поэтому в качестве обязательных признаков, необходимых для отнесения конкретного работника к этой квалификационной группе, кроме занятости преимущественно умственным трудом, в настоящее время служит наличие специального образования, допускающего претендента к выполнению управленческих функций, подготовке и принятию производственных решений.
Служащими считают работников, осуществляющих подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание. Примером таких специалистов могут служить должности архивариусов, делопроизводителей, секретарей-машинисток, табельщиков, учетчиков, стенографов, чертежников, копировщиков технической документации и т. п.
Работников, предназначенных для содержания служебных помещений в чистоте и порядке, занятых хозяйственным обслуживанием рабочих и служащих, относят к младшему обслуживающему персоналу.
Личный состав военизированной, вооруженно-вахтерской, сторожевой, пожарной охраны включают в группу охраны.
Учениками считают лиц, которых обучают на предприятиях в ходе производственного процесса в порядке индивидуального и бригадного обучения, и оплачиваемых по ставкам учеников.
В аналитической работе экономических служб предприятий и организационно-производственной деятельности данных, требуемых органами статистического учета, зачастую оказывается недостаточно. Поэтому, в зависимости от поставленных при этом целей, могут различать и другие разновидности структурного деления производственных кадров. В частности, широко используют разделение персонала по признакам: функциональному, профессионально-квалификационному, возрастному, по стажу, половому, образовательному и т. д. Каждая из таких структур характеризует состав и количественные соотношения выделенных классификационных групп категорий работающих.
Состав работников по категориям образует структуру кадров. Структура – это удельный вес соответствующей группы работников в общей численности персонала.