Обучение научному стилью речи как языку специальности.
Одной из сфер человеческой деятельности является научно-профессиональная сфера. Ее обслуживает научный стиль.
Научный стиль-один из функциональных стилей общелитературного языка, обслуживающий сферу науки и производства. Его также называют научно-профессиональным стилем, подчеркивая тем самым сферу его распространения. Подстили:
-Собственно научный(его жанры-монография,статья,доклад)
-Научно-информативный(жанры-реферат, аннотация, патентное описание)
-Научно-справочный(жанры-словарь, справочник, каталог)
-Учебно-научный(жанры-учебник, методическое пособие, лекция)
-Научно-популярный(очерк и др)
К основным чертам научного стиля относятся:
Точность, абстрактность,отвлеченно-обобщенность, образность, логичность, объективность, скрытая эмоциональность, однородность, синтаксические особенности, категория авторитетности.
Видами компрессии текста являются аннотация, тезисы, реферат, рецензия. Они различаются не только степенью сжатия или развернутости содержания первоисточника, но и использованием стандартных клише при оформлении вторичного текста.
Аннотация-краткое сообщение о содержании источника. Аннотация сообщает, о чем говорится в статье, книге.
Аннотирование-это сложный процесс создания вторичного текста. требующий от студента умений проводить компрессию текстового материала, выделять главное, кратко формулировать основные идеи первичного текста, абстрагируясь от манеры автора.
-Содержательная характеристика первоисточника, цель автора.
-Адресат аннотируемого текста.
Перечисленные смысловые части аннотации оформляются с помощью речевых клише:
1Характеристика содержания текста(Статья посвящена, Автор затрагивает проблемы, В статье рассматривается, Цель автора-объяснить)
2Композиция работы:(Книга состоит из…глав, статья делится на…части, в книге выделяются…глава)
3Назначение текста:(статья предназначена, предназначается широкому кругу читателей, книга заинтересует)
Тезирование-один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму. Сокращение при тезировании производится с учетом проблематики текстов, то есть авторской оценки информации и дает изложение, расчлененное на отдельные положения-тезисы.
Тезисы- излагают основные мысли лекции, доклада, сочинения. В отличие от реферата тезисы могут иметь конспективный характер.
Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графические.
Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:(Известно, что…Однако…Следует отметить,что…)
Реферирование-интелектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание вторичного текста.
Реферат-это краткое изложение в писменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, статьи, результатов исследования какой-либо проблемы, итогов научной работы. Подготовка рефератов-один из наиболеесложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней выбирая необходимую информацию. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.
Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:
1Вступление. 2.Перечисление основных вопросови проблем. 3.Анализ самых важных вопросов. 4.Общий вывод.
Рецензия-это критическая оценка статьи либо книги. Основное назначение рецензии-информировать о печатном произведении, дать представление о нем, показать его назначение, возможность использования.
Отзыв-это общая характеристика работы без подробного анализа, содержащая практические рекомендации: анализируемый текст может быть принять к работе в издательстве или на соискание ученой степени.
Рецензия и научный отзыв относятся к научно-критическим текстам. Их общими отличительными признаками являются обсуждение, критический разбор и оценка научного исследования. Разница между ними это- научный отзыв-для него характерно анонимность эксперта и недоступность широким академическим кругам. Рецензия же составляется конкретным лицом(не анонимом) имеет публичный характер.
Типовой пландля написания рецензии и отзыва
-предмет анализа(в работе автора…)
-актуальность темы(работа посвящена актуальной теме...)
-формулировка основного тезиса(где автор добился наиболее существенных)
-краткое содержание работы
-общая оценка(оценивая работу в целом…, таким образом,рассматриваемая работа…)
-недостатки, недочеты(следовало бы сократить…, существенным недостатком работы является…)
-выводы(имеет важное значение…, работа заслуживает высокой оценки)
Речь-это одна из самых важных характеризирующих черт человека.
Культура речи-один из главных воказателей общей культуры человека.