Виды цен в зависимости от базисных условий поставки товаров
Оптовые (отпускные) цены подразделяются на два вида в зависимости от того, где происходит их окончательное формирование: в местах производства (пунктах отправления) или в местах потребления (пунктах назначения). Такое деление вызвано в основном оплатой расходов по перемещению продукции от производителя к потребителю. На практике это проявляется в системе франкирования цен. «Франко» означает, до какого пункта (места) продвижения продукции от изготовителя (продавца) до потребителя (покупателя) транспортные расходы включены в состав цены. Если покупатель приобретает продукцию со склада изготовителя (продавца), то базисными условиями поставки считаются «франко-склад поставщика». А цена покупки определяется как оптовая (отпускная) цена изготовителя, в которую включены затраты на доставку товара до склада изготовителя.
Наибольшее распространение на практике получили два вида оптовых (отпускных) цен в зависимости от «франко». Это — цена франко-станция (пристань) отправления и франко-станция (пристань) назначения.
Цена франко-станция (пристань) отправления показывает, что в цену включены расходы по транспортировке только до станции (пристани) отправления. Все остальные транспортные расходы по доставке товара оплачивает покупатель сверх цены.
Цена франко-станция (пристань) назначения означает, что в цену включены все транспортные расходы вплоть до станции (пристани) назначения.
Более подробно дифференциация цен в зависимости от франко приведена в табл. 2.
Таблица 2. - Дифференциация цен в зависимости от расходов на транспортировку товара
Расходы по перевозке товара | Виды цен в зависимости от условий «франко» | |||||
Франко-склад поставщика | Франко-станция отправления | Франко-вагон станция отправления | Франко-вагон станция назначения | Франко-станция назначения | Франко-склад потребителя | |
Расходы по доставке товара на склад изготовителя | Х | Х | Х | Х | Х | Х |
Расходы по доставке товара до станции отправления | Х | Х | Х | Х | Х | |
Расходы по погрузке товара в вагоны | Х | Х | Х | Х | ||
Расходы по доставке товара до станции назначения | Х | Х | Х | |||
Расходы по выгрузке товара из вагона на станции назначения | Х | Х | ||||
Расходы по доставке товара до склада потребителя | Х |
При прочих равных условиях наибольшей ценой в зависимости от условий поставки является цена «франко- склад поставщика», а наименьшей «франко-склад изготовителя».
При выборе того или иного вида франкировки изготовители (продавцы) и потребители (покупатели) приходят к компромиссному решению, которое в той или иной степени отвечает их экономическим интересам.
Методы ценообразования — это различные способы формирования цен. Современная практика использует целую систему методов формирования цен.
Практика ценообразования выработала в рыночных условиях определенные требования к выбору того или иного метода формирования цен. Все методы ценообразования можно условно разбить на две группы. К первой группе относятся расчетные методы ценообразования. Ко второй группе — рыночные методы (рис. 6.1 ).
При применении расчетных методов в основном учитываются внутрипроизводственные факторы. Поэтому расчетные методы определения цены предполагают наличие достоверной информации о производстве и реализации товара. Такой информацией в полной мере может обладать только производитель. Поэтому с помощью расчетных методов в основном формируются «цены предложения».
Рыночные методы главным образом учитывают рыночную конъюнктуру. Они в основном характерны для потребителей (покупателей). Цены, формируемые с помощью рыночных методов, учитывают спрос. Поэтому рыночные методы к ценам подходят главным образом с позиции «цен спроса». Но в связи с тем, что на рынке присутствуют, как минимум, два равноправных участника сделки — производитель (продавец) и потребитель (покупатель) — рыночные методы обеспечивают компромиссное соглашение между ними по поводу установления цены. Поэтому рыночные методы объединяют цену предложения и цену спроса в реальную цену товара.
Расчетные методы представляют собой систему затратных и параметрических методов ценообразования (см. рис. 6.2 ).
К затратным методам ценообразования (рис. 6.3 ) относятся следующие методы:
· метод полных затрат;
· метод сокращенной себестоимости.
параметрические методы можно охарактеризовать как определение расчетной цены на основе симбиоза затрат и оценки полезности продукции с позиций потребителя. При этом в цене учитываются наиболее существенные параметры изделия, на которые ориентируется потребитель.
На практике используется система параметрических методов ценообразования , включающая метод удельной цены, корреляционный метод, балловый метод и агрегатный метод. Характерные особенности этих методов приведены на рис. 6.4.