Основные инструменты привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь
Привлечение, равно как и эффективное использование инвестиций, - один из основных приоритетов государственной инвестиционной политики Республики Беларусь. Данный вид деятельности осуществляет Министерство экономики страны. Министерство иностранных дел Республики Беларусь вместе с белорусскими загранучреждениями также оказывает содействие привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику страны, а также способствует формированию благоприятного инвестиционного имиджа государства за рубежом.
Цели развития, направленные на обеспечение устойчивого экономического роста, а также радикальная модернизация всех видов экономической деятельности, создание новых наукоемких, высокотехнологичных, экспортоориентированных и импортозамещающих производств - требуют значительного увеличения иностранного инвестиционного капитала и новых подходов к привлечению и распределению прямых иностранных инвестиций.
В связи с этим особую значимость приобретает поставленная задача по обеспечению притока прямых иностранных инвестиций путем активизации международного инвестиционного сотрудничества и привлечения стратегических инвесторов к участию в приватизации.
Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь определяет экономические приоритеты. Это осуществляется через определение по видам экономической деятельности направлений привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны:
- инвестиции в высокотехнологичные секторы экономики, такие как фармацевтическая промышленность, био- и нанотехнологии, инновационные материалы, информационно-коммуникационные технологии;
- инвестиции в традиционные виды экономической деятельности, такие как химическое производство, производство машин и оборудования, электрооборудования, производство резиновых, пластмассовых изделий, производство электронного и оптического оборудования, транспортных средств, логистические услуги, строительство наряду с производством строительных материалов, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, включая напитки и табак, легкая промышленность;
- создание и развитие кластеров.
Прямые иностранные инвестиции включают в себя следующие виды:
- вклад в уставный фонд в форме денежных средств, материальных и нематериальных активов;
- займы, кредиты, финансовый лизинг, иные виды финансовых инструментов, полученные от инвестора;
- прочие прямые инвестиции, включая стоимость оборудования, переданного прямым инвестором организации, не считая взносов в уставный фонд, также суммы задолженности за товары, работы, услуги прямому инвестору, включая задолженность по договорам оперативного лизинга и договорам аренды.
На данном этапе функционирования экономики Республика Беларусь предлагает инвесторам достаточно благоприятные правовые условия для ведения иностранного бизнеса.
На международном уровне это реализуется посредством:
– международного права;
– подписания более шестидесяти двусторонних соглашений об исключении двойного налогообложения;
– заключения около шестидесяти двусторонних соглашений о содействии в поощрении и взаимной защите инвестиций;
– действия Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Конвеция MIGA);
– действия Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами, физическими и юридическими лицами других государств (ICSID);
– другие международные договоры.
Приоритетной формой прямых иностранных инвестиций для Республики Беларусь является создание совместных и иностранных предприятий по реализации инвестиционных проектов типа greenfield. Данное направление будет способствовать использованию новых прогрессивных технологий в производстве и техники, внедрению маркетинговых и управленческих «know-how», выпуску товаров, присутствие которых ограничено на внутреннем рынке, более динамичному выходу на новые рынки с конкурентоспособной продукцией, сокращению нерационального импорта, что в конечном итоге ведет к повышению эффективности национальной экономики.
Также значимой формой привлечения иностранного капитала является реализация инвестиционных проектов типа brownfield – продажа зарубежным инвесторам части акций, принадлежащих государству, кроме стратегически значимых из них, которые связаны с безопасностью страны [14].
Основным программным документом, который определяет формирование инвестиционной политики Республики Беларусь, является Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь, на основании которой Советом Министров ежегодно разрабатываются годовые подпрограммы, учитывающие происходящие в экономике изменения, определяющие инструмент её осуществления.
Стратегическая цель направленной на обеспечение достойного уровня жизни населения республики инвестиционной политики состоит в мобилизации и эффективном использовании инвестиционных ресурсов для реализации общегосударственных приоритетов и перестройки экономики в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.
Иностранным инвесторам также предоставлен преференциальный режим для инвестирования, осуществляется господдержка эффективных инвестиционных проектов, в том числе предоставляются льготы и гарантии, а также централизованные ресурсы, создаются и развиваются свободные экономические зоны, к процессу приватизации привлекаются зарубежные инвесторы, осуществляется совершенствование инвестиционного законодательства и информационно-организационная поддержка инвестиционного процесса [9].
При реализации отдельных инвестиционных проектов, таких как создание и развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях, проекты по повышению конкурентоспособности белорусской продукции для увеличения объемов экспорта, созданию новых рабочих мест, решению проблем социального значения, с инвестором может быть заключен инвестиционный договор, который предоставит ему дополнительные гарантии по экономическим и законодательным условиям реализации инвестиционного проекта.
Основой правовой обеспеченности инвестиционной деятельности в Республике Беларуси является Инвестиционный кодекс, принятый в 2001 г. Посредством заключения двусторонних соглашений по иностранным инвестициям и присоединения к международным многосторонним конвенциям осуществляется международно-правовое регулирование инвестиционной сферы.
Для информирования зарубежных инвесторов относительно вопросов инвестиционной деятельности в Республике Беларусь разработана база данных по инвестиционным предложениям белорусских предприятий, а также правовые условия для инвестиционной деятельности.
Также для развития имеющейся в республике производственной базы правительством установлены приоритетные сферы для иностранных инвестиций, к которым относятся машино- и приборостроение, нефтехимический комплекс, переработка сельскохозяйственной продукции, связь, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, а также туризм.
При формировании механизмов привлечения зарубежного капитала в Республике Беларусь используется опыт ряда государств Центральной и Восточной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии, а также Латинской Америки [20].
В рамках работы консультативного совета по иностранным инвестициям рассматриваются такие законопроекты, как Кодекс Республики Беларусь о земле, Таможенный кодекс Республики Беларусь, Закон «О хозяйственных обществах», Закон «О внешнеторговой деятельности» и некоторые другие.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности обеспечивает ряд многочисленных нормативных актов, имеющих различную юридическую силу, однако из-за их противоречивости регламентация инвестиционной деятельности затруднена, что создает определенные сложности в привлечении инвестиций в республику. Эффективность реализации инвестиционного законодательства имеет свою специфику в области подзаконных нормативных актов, а также в области их исполнения, соблюдения и использования. Данные особенности, равно как и общие условия правовой эффективности, обуславливают эффективность инвестиционного закона.
Закон Республики Беларусь «Об инвестициях» определяет законодательно закрепленные правовые принципы, условия и механизм реализации инвестиционной деятельности иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь, гарантии осуществления их прав и обязанностей. Закон направлен на создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения иностранных инвестиций в страну для повышения эффективности экономического и социального развития Республики Беларусь, расширения ее международного экономического сотрудничества, интеграции и глобализации экономики.
Положения настоящего Закона действуют в Республике Беларусь в отношении иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Государство гарантирует соблюдение законных прав и интересов иностранных инвесторов, а также создаваемых с их участием предприятий. Иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь не могут быть национализированы, реквизированы, изъяты, принудительно куплены, а также подвергнуты другим действиям, эквивалентным по последствиям ведущим к лишению иностранного инвестора его права собственности, либо контроля или существенного преимущества его инвестиций, кроме как по решению суда, а также исходя из мотивов общественной необходимости, таких как стихийные бедствия, аварии, эпидемии и др. обстоятельства, носящие чрезвычайный характер, если соблюдаются определенные законом условия и порядок со своевременным и полным компенсированием стоимости отчуждённого имущества [20].
Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года была утверждена в Беларуси в 2012 году; данное решение содержится в совместном постановлении Совета Министров и Национального банка №51/2 от 18.01.2012 года.
Данная стратегия направлена на мотивирование притока прямых иностранных инвестиций исходя из структурной перестройки экономики и пути инновационного развития страны, расширения масштабов использования инвестиций и повышения качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Республике Беларусь.
Беларусь заинтересована в инвесторах, которые работают в сфере производства высокотехнологичных продуктов и услуг, а также в инвесторах, вкладывающих средства в увеличение активов организаций в этой сфере, продукция которых ориентирована на экспорт. Основной формой привлечения иностранных инвесторов в такую отрасль, как автомобилестроение, является создание совместных с международными транснациональными корпорациями предприятий, приватизация ряда государственных организаций, создание международных альянсов в секторе производства автокомпонентов, сельскохозяйственного машиностроения, сборочных производств грузового автотранспорта.
В строительстве стратегическими направлениями для привлечения прямых иностранных инвестиций являются проектирование и возведение зданий на основе энерго- и ресурсосберегающих технологий, в том числе крупнопанельное домостроение, монолитное и сборно-монолитное строительство на основе технологий скоростного строительства
На территории Республики Беларусь для работы иностранных инвесторов созданы необходимые правовые условия: им гарантирована равная, без дискриминации, защита прав и законных интересов, независимо от национального статуса и формы собственности.
Актуальными в 2013-2014 годах инвестиционными проектами стали:
- строительство азотного комплекса в ОАО «Гродно Азот», где объем инвестиций составил 1012,979 млн. долл. США, срок окупаемости - 8 лет;
- строительство транспортно-логистического центра в Гродненской области, где объем инвестиций составил 30 млн. долл. США, срок окупаемости - 5 лет;
- строительство Оршанской ГЭС, для чего необходим объем инвестиций в размере 48,1 млн. долл. США, срок окупаемости составляет 23 года;
- строительство цементного завода в месте месторождений мела «Подкаменье», «Широкое» с объемом инвестиций 300 млн. долл. США, срок окупаемости - 7 лет;
- производство высокоточного, высокопрочного чугунного литья, для чего необходим объем инвестиций в размере 144,886 млн. долл. США. Срок окупаемости составляет 15 лет;
- строительство завода гидромеханических передач, для чего требуется объем инвестиций в размере 264,182 млн. долл. США; сроком окупаемости проекта составляет 8 лет;
- строительство промышленного комплекса по производству мяса индейки с требуемым объемом инвестиций в размере 133,7 млн. долл. США и сроком окупаемости до 8 лет [13].