Необходимость иностранных инвестиций в экономику России

Официальная точка зрения: следует активно привлекать иностранные инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный климат. В то же время существуют и мнения о нежелательности широкого доступа иностранного капитала в российскую экономику. Крайним выражением подобной точки зрения является тезис об угрозе «распродажи России» международным монополиям. Как правило, глубокого экономического анализа за этими высказываниями не стоит. Скорее, они используются как пропагандистский лозунг в борьбе с политическими оппонентами.

Другой, более логичной позицией являются взгляды тех предпринимателей, которые в неконтролируемом притоке иностранного капитала видят угрозу серьезной конкуренции для российской промышленности. К тому же они не согласны с низкой ценой предприятий, выставляемых на аукционы в ходе приватизации, в которых участвуют иностранцы. В США и Европе аналогичные объекты стоят гораздо дороже. От таких мнений не стоит отмахиваться. И все же объективные законы мировой экономики, опыт международной миграции капитала свидетельствуют о том, что Россия не может стоять в стороне от этого процесса.

Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор:

1) ускорения экономического и технического прогресса;

2) обновления и модернизации производственного аппарата;

3) овладения передовыми методами организации производства;

4) подготовка кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.

К тому же в условиях инвестиционного кризиса в России привлечение иностранных инвестиций становится задачей, от эффективности решения которой зависят ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ. В условиях перехода от одной хозяйственной системы к другой требуется огромное количество инвестиций для обеспечения такого перехода. Для перестройки всего народнохозяйственного комплекса на рыночную основу, модернизации экономики, усиления ее социальной ориентации требуются огромные капиталовложения.

Специфические условия нашей страны делают этот процесс не имеющим аналогов в мире. (Пожалуй, лишь Китай с его огромным населением и обширной территорией мог бы служить в качестве примера привлечения иностранного капитала.)

Проблемная специфика России выражается прежде всего в:

1) обширности территории, неразвитости коммуникационной структуры;

2) наличии устаревшего производственного аппарата;

3) гипертрофированности военно-промышленного комплекса (ВПК) при отсутствии целого ряда производств, необходимых для нормальной гражданской экономики;

4) слабом развитии сельского хозяйства.

Имея множество альтернативных предложений на более благоприятных, чем в России, условиях, иностранный капитал не спешит и не будет спешить инвестировать в российскую экономику. Ближайшие соседи России, будучи более расторопны, перехватывают потоки западных инвестиций. Так, например, Венгрия, Польша, Чехия, как отмечалось выше, получили значительную часть иностранных инвестиций с начала 90-х годов.

По свидетельству иностранных предпринимателей, отношение российских властей к зарубежным инвестициям декларативно чрезвычайно благоприятное, фактически же стимулы и гарантии для иностранных инвестиций не удовлетворяют интересы иностранных инвесторов. Власти не могут предложить ни адекватной структурной политики, ни долгосрочных льгот (по налогам, таможенному режиму, реинвестированию, репатриации прибылей и др.). Кроме того, они постоянно меняют «правила игры» в зависимости от изменения экономической и политической ситуации.

3. Понятие и оценка инвестиционного климата в России.

Проблема инвестиций в нашей стране, прежде всего в том, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются прежде всего на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

Условия, влияющие на приток иностранных инвестиций в страну, зависят от широкого комплекса факторов, объединяемых под общим понятием «инвестиционный климат». Он включает состояние экономики, социально-политическую стабильность, идеологию, культуру и другие факторы, которые оцениваются иностранным инвестором при принятии им решения о масштабах и направлениях инвестирования и которые позволяют сделать вывод об уровне инвестиционного риска в стране - импортере капитала.

В настоящее время инвестиционный климат в России, в основном, является неблагоприятным для широкого привлечения иностранных инвестиций. Политическая нестабильность, разгул преступности и другие издержки экономики России предопределяют крайне низкий рейтинг России у западных организаций, занимающихся сравнительным анализом условий для инвестиций и степени их риска во всех странах мира.

При оценке предпринимательских рисков по странам мира рассчитывались взвешенные значения 11 наиболее важных факторов риска, включая задолженность, наличие средств на текущих счетах, политическую стабильность.

Оценка дана по 100-балльной шкале, где наивысшее значение риска соответствует 100 баллам. Ирак является той страной, которая уже неоднократно получала подобную оценку. Россия не готова пока к конкуренции на рынке международных инвестиций, поскольку в стране не создана правовая и административная система их приема.

Факторы, играющие положительную роль в привлечении иностранных инвестиций в Россию:

1) богатые природные ресурсы (нефть, газ, уголь, полуметаллы, алмазы, лес и др.};

2) квалифицированные кадры, способные к быстрому восприятию новейших технологий в производстве и управлении;

3) относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;

4) огромный внутренний рынок;

5)осуществляемый процесс приватизации и возможность участия в Иностранных инвесторов.

Перспективы в России для иностранных инвестиций слишком многообещающи, чтобы их игнорировать. В суммарном валовом внутреннем продукте всех «новых мировых рынков» доля России составляет более 25%. Причем, это единственный нарождающийся рынок, где есть своя космическая программа, инфраструктура и реальные возможности для ее реализации. По самым скромным оценкам, у России больше природных ресурсов (10,2 трлн. долл.), чем у Бразилии (3,3 трлн. долл.), Южной Африки (1,1 трлн. долл.), Китая (0,6 трлн. долл.) и Индии (0,4 трлн. долл.) вместе взятых.

Несмотря на это удельный вес России в международных инвестициях в «новые мировые рынки» составляет всего 0,5%. Остальные 99,5% приходятся на Мексику, Бразилию, Аргентину, Турцию, Чили, другие развивающиеся и «новые индустриальные страны».

Важное влияние на инвестиционный климат оказывают государственная политика в отношении иностранных капиталовложений, участие страны в системе международных договоров и традиции их соблюдения, степень и методы государственного вмешательства в экономику, эффективность работы государственного аппарата, а также последовательность в проведении экономической политики.

Современное состояние инвестиционного климата в Российской Федерации следуют оценивать как не очень удовлетворительное. По данным журнала «Euromoney», по уровню риска иностранных инвестиций Россия находится на ___-м месте.

Неблагоприятное состояние инвестиционного климата в России вызвано следующими причинами:

- нестабильность экономической и социальной ситуации в стране, высокий риск забастовок, локальных вооруженных конфликтов и т. п.;

- правовая нестабильность, сопровождающаяся принятием новых законодательных актов, изменением действующих; громоздкое текущее государственное регулирование, регламентирующееся множеством нормативных актов и инструкций, постоянный процесс их изменения;

- продолжающийся экономический кризис, сопровождающийся низким уровнем производства, безработицей, высоким уровнем инфляции, нестабильностью обменного курса рубля;

- низкий уровень развития многих элементов рыночной инфраструктуры (например, финансового рынка), слабая развитость и изношенность производственной и транспортной инфраструктуры;

- изменения таможенного режима;

- слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о возможных объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования;

- сильная бюрократизация страны (выражающаяся, например, в сложной процедуре оформления предприятий с иностранными инвестициями), а также коррупция, рэкет и иная преступность;

- высокие и многочисленные налоги и платежи и практическое отсутствие инвестиционных льгот.

Признаки улучшения инвестиционного климата, вызванные следующими объективными процессами:

- стабилизация темпов инфляции, как результат антиинфляционной политики российского правительства;

- наметившаяся на этой базе тенденция к снижению процентных ставок и увеличению сроков банковских кредитов;

- положительный текущий платежный баланс в расчетах с зарубежными странами, а также увеличение на этой базе официальных золотовалютных запасов России;

- относительно устойчивый курс рубля;

- рост производства;

- уменьшение политической нестабильности в России.

По мнению Ассоциации совместных предприятий, международных объединений и организаций (АСПМОО), для создания на территории РФ благоприятного инвестиционного климата нужны определенные законодательные нововведения, а именно:

• четкое закрепление в Гражданском кодексе гарантий защиты всех видов частной собственности, прав и свобод предпринимателей, гарантий возмещения ущерба;

• отмена нетарифных и тарифных ограничений экспорта собственной продукции ПИИ и импорта сырья, материалов, комплектующих для их производственной деятельности;

• установление для ПИИ налоговых, каникул на срок 3-5 лет в приоритетных отраслях деятельности;

• на период возврата инвестиций освобождение от налогообложения доходов и прибыли ПИИ, экспортирующих не менее 50% товаров, изготовленных с использованием российской интеллектуальной собственности;

• устранение опережающего налогообложения доходов и прибыли предприятий всех форм собственности;

• устранение налогообложения "сверхнормативного" уровня оплаты труда, расходов на рекламу, подготовку кадров предприятий рыночного сектора;

• реальное введение норм банкротства для предприятий всех форм собственности с максимальной защитой интересов владельцев капитала этих предприятий.

Осуществление этих мер могло бы реально повлиять на улучшение инвестиционного климата в РФ при условии, что произойдет политическая и социальная стабилизация, гарантирующая предсказуемость экономической политики для российских и зарубежных предпринимателей. В связи с этим особую актуальность приобретает решение проблемы утечки капиталов из РФ.

Наши рекомендации