Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
1) общекультурных (ОК):
- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
2) профессиональных (ПК):
- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).
В результате изучения дисциплины студент должен:
1) знать:
- сущность и порядок регулирования трудовых отношений, механизм прогнозирования, планирования и управления человеческими ресурсами;
- методы и приемы анализа экономических показателей по труду и заработной плате;
- резервы роста производительности и эффективности труда;
- методы анализа, прогнозирования и регулирования рынка труда и занятости населения.
2) уметь:
- принимать профессиональные решения в сфере управления трудом с учетом экономических и социальных последствий;
- проводить исследование эффективности применяемых тарифных условий, форм и систем заработной платы, разрабатывать и осуществлять мероприятия по их совершенствованию;
- определять и обосновывать размеры доплат, надбавок, премий к тарифной части заработной платы;
- разрабатывать штатные расписания и осуществлять контроль за их соблюдением, за расходованием фондов заработной платы и материального поощрения;
- определять потребность предприятия в рабочей силе, выявлять источники ее пополнения и развития (формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников);
3) владеть:
- навыками формирования и реализации кадровой политики предприятия;
- способностью разрабатывать (совместно с профсоюзной организацией) проекты коллективных договоров на предприятиях и контролировать выполнение принятых обязательств;
- методами научной организации труда, нормирования трудовых процессов, оценки уровня и факторов повышения производительности труда, регулирования внутрифирменного рынка труда и управления человеческими ресурсами предприятия.
Таким образом, компетентность имеет сложную структуру, в состав которой входят:
- знания (когнитивный компонент);
- умения и навыки (функциональный компонент);
- индивидуальное восприятие осуществляемой деятельности (эмоционально-этический компонент).
Поскольку требования к результатам освоения дисциплины сформулированы в виде компетенций, то и содержание дисциплины, а также виды учебной и самостоятельной работы студентов должны быть нацелены на создание условий, способствующих формированию и закреплению данных компетенций.